НДС: Дело Каролло

Коллеги по НДС в последнее время активно обсуждают тему кончины – мнимой или желанной – бумажной прессы. Внесу и свою маленькую толику – тем более, что этой темой косвенно связан и мой сегодняшний пост. Как профессиональный журналист понимаю, что кончина бумажной прессы неизбежна и это лишь вопрос времени. Как потребитель информации – скорблю о грядущей утрате безмерно.

Дело в том, что специфика бумажной прессы обеспечивает уникально высокий уровень материалов. Дело не в какой-то волшебной ауре напечатанной статьи, а в интенсивности творчества и его алгоритмах. С одной стороны бумажная статья готовится существенно дольше, чем в онлайн-издание. С другой – исходные материалы для «бумаги» собираются журналистом (по крайней мере – собирались раньше в традиционной модели) из реальной жизни. Журналист отправлялся в деловую поездку, получив творческое задание от родного задания, проводил интервью, встречался со свидетелями и участниками событий, собственноручно рылся в архивах, библиотеках и т.п. На один такой материал уходило не меньше месяца, зато на выходе мы получали совершенно уникальный, оригинальный и эксклюзивный авторский материал.

В онлайн-издании подобный алгоритм сегодня невозможен. Практически 99 % материалов берутся там же, куда в последствии будут вброшены в переработанном виде – из виртуального пространства. Отсюда – бесконечные перепевы «бродячих сюжетов», отсутствие оригинальности, мультипликация суждений и выводов и прочие издержки гиперинформационного пространства, в котором мы сегодня живем. С учетом же помянутой выше гиперинтенсивности «производственного процесса, в онлайн-журналистике неизбежно происходит снижение качества анализа и глубины проникновения в тему.

Впрочем, в ситуации, когда истерически и перманентно спешащую (непонятно куда) читающую публику редко кому удается задержать на текстовом материале, превышающем 2-3 тысячи знаков, снижение качества онлайн-журналистики не приходится драматизировать: какой заказ – такое и предложение.

Как бы там ни было, все свои самые интересные тематические находки, зацепки и сюжеты я всегда находил и продолжаю находить в «бумажных изданиях». Даже если и потребляю их онлайн. Вот и сегодня: история, которая потрясшая мое воображение, была озвучена непревзойденным Маттом Тайби со страниц журнала Rolling Stone.

Выдающийся журналист поведал об одном уголовном деле, которое уже несколько лет рассматривается судом Нижнего Манхэттена – «Соединенные Штаты против Доминика Каролло, Стивена Гольдберга и Питера Гримма».

Деятельность этих выдающихся финансовых уголовников пришлась на период с 1999 по 2006 годы и попала в разработку ФБР уже давно. Начиная с 2009 года уже прошло несколько связанных между собой процессов, последний из которых открылся 16 апреля 2012 г. Получив от Матта Тайби наводку, я быстро собрал всю необходимую судебную документацию и углубился в ее изучение. Поверите ли: волосы встали дыбом! Встали не столько от грандиозности преступлений (видал, как воровали и покруче), сколько от интенсивности умолчания этой темы в мировой прессе!

Собственно, это умолчание и послужило завязкой для статьи самого Тайби: «Когда-нибудь USA v. Carollo войдет в историю как первый суд над современной американской мафией. Разумеется, сегодня вы нигде не услышите, чтобы кто-то квалифицировал подобным образом данное дело о финансовой коррупции. Если вы вообще хоть что-то о нем слышал, скорее всего вы либо работаете в сфере муниципальных облигаций, либо состоите замужем за адвокатом, специализирующемся на антитрастовых делах».

О чем же идет речь в USA v. Carollo? Три сотрудника GE Capital, финансового подразделения General Electric, при непосредственном содействии едва ли не всех крупнейших банков страны (GE, J.P. Morgan Chase, Bank of America, UBS, Lehman Brothers, Bear Stearns, Wachovia и многих других), на протяжении почти десятилетия методично обкрадывали на миллиарды долларов города и селения Америки. Каролло, Гольдберг и Гримм вместе со своими подельниками, сидящими в звездных финансовых учреждениях, дружно обирали «школы, госпитали, библиотеки и родильные дома практически каждого штата, района и территории Соединенных Штатов» (цитата по одному из судебных заключений). Причем воровали ребята так знатно, что их жертвы даже не догадывались, что их отымели.

Подробности этого фантастического дела я изложу своим читателям уже в ближайшем номере «Бизнес журнала» (бумажного! :), пока же хочу привлечь внимание коллег не столько к фактуре воровства (схемы фиктивных аукционов, групповой заговор элитных банков по искусственному занижению заявок на этих аукционах и проч. вкусности), сколько к тем атрибутам судебного разбирательства, которые позволили Тайби говорить о превращении Уолл-Стрит в современную площадку мафиозной деятельности, пришедшую в XXI веке на смену традиционно облюбованных строительных подрядов, а также игрового и мусорного бизнеса.

Суд на Каролло и подельниками точь-в-точь напоминал сенсационные процессы над Cosa Nostra ХХ века: и внешне, и по содержанию. Основной источник доказательств стороны обвинения: скрытые записи разговоров, выполненные при содействии заключивших со следствием сделку соучастниками преступлений; подслушки, оперативные обыски и облавы. Поверить невозможно, что речь идет не о барыжных конторах, запрятанных на чердаках заводских складов и портовых доков, а о фешенебельных офисах банков, страховых агентств и инвестиционных фондов!

Особое умиление вызывает лексика, которой пользовались фигуранты дела: классическая бандитская феня, адаптированная под требования современных финансовых реалий! «Выйти на правильный уровень» (get to the right level), «вытащить из рукава пятиалтын» (pull a nickel out), «ты там постой на шухере» (you're hanging out there) – такими кодовыми фразами для скоординированного манипулирования доходности муниципальных облигаций обменивались между собой почтенные работники … нет, не плаща и кинжала, а банков и бирж! 

В общем, USA v. Carollo – это, друзья мои, уникальная сага, достойная экранизации новым Фрэнсисом Копполой! По мере сил и возможностей постараюсь донести до читателей «Бизнес журнала» как можно больше фактуры, но и сказанного выше достаточно, чтобы вздохнуть с облегчением: ничего такого уникального и оригинального в нашей родной малиновопиджачной метаморфозы братка в банкира не было! Мы (как и в остальном) – лишь прилежные ученики Великих Учителей Бизнеса из-за океана.