НДС: Картвельская надежда

Я внимательно слежу за тем, как развивается Грузия уже более пять лет («Кабы я был султан»). Объективности взгляда и оценок во много способствует мое ежегодное многомесячное проживание в Молдавии и на Украине – республиках, поддерживающих с Саакашвили показательно теплые отношения. Даже постоянное присутствие «Киндзмараули» и «Боржоми» на прилавках всех окружающих меня продовольственных магазинов облегчает преодоление стереотипов, которые навязывает ангажированная отечественная пресса.

Мой интерес к этой стране зародился совершенно случайно – после того, как натолкнулся на отчет московских журналистов из, если не изменяет память, журнала «Авто Ревю», об участии в автопробеге, который проходил через территорию Грузии. Российские водительские права в стране победившего Саакашвили оказались недействительны и им пришлось заниматься перерегистрацией в одном из местных отделений Госавтоинспекции. Вся процедура от входа в учреждение до выхода с новеньким ламинированным документом заняла чуть менее 20 минут. Можете себе представить, какой шок испытали наши соотечественники, приученные к суточным вегилиям в МРЭО и прочих кругах ада.

В 1994 году я проделывал точно такую же операцию на Лонг-Айленде, поэтому рассказ журналистов «Авто Ревю» поразил меня не столько эффективностью бюрократической процедуры, сколько дословным совпадением внешних ее атрибутов с американским аналогом: точно такое же разделенное канатами и столбиками (как в международных аэропортах на паспортном контроле!) пространство перед операционистами, точно такие же встроенные фотокамеры в каждый компьютер, соединенные с цветным принтером, точно такая же полная автоматизация процесса, обеспеченная интеграцией в эффективную сводную базу данных, точно такое же отсутствие очередей и вымогательства денег! В общем, грузинская ГАИ работала по абсолютной кальке из США и этим меня заинтриговала.

С тех пор (с легкой подачи журналистов-автолюбителей) я внимательно просматриваю все доступные мне публикации, относящиеся к экономическому развитию Грузии, и должен сказать, что мои впечатления об избранном этой страной векторе развития самые положительные.

Минувшей осенью я рассказывал читателям НДС о одном из самых выразительных достижении Грузии в экономике – радикальном упрощении бюрократических процедур по регистрации и ведению бизнеса («Между мысом и побережьем»). Стране еще есть куда двигаться, однако даже сегодня ее место в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, оценивающем уровень благоприятности деловой среды, качественно отличается от того, что мы наблюдаем в нашем Отечестве: в списке из 183 стран Грузия занимает 16 место, а РФ – 120 (!). Для ориентира: 16-е место – это выше Германии, Японии, Швейцарии, Бельгии, Португалии, Голландии, Австрии, Израиля и т.д. Это реально сильно.

Ликвидация бюрократических препон, практически полное искоренение коррупции (особенно в среде охраны правопорядка), прямо-таки болезненное внимание к соблюдению демократических норм и правовому равенству граждан – все это, безусловно, вызывает восхищение и достойно подражания. Также к плюсам можно отнести удивительно льготные условия для иностранного капитала: отсутствие визового режима для всех стран Европы, США, Канады, Японии и проч. Предприниматель может находиться в стране 360 дней, после чего требуется покинуть территорию хотя бы на час, чтобы затем вернуться и спокойно проживать следующий год.

Не удивительно, что создание столь привлекательного делового климата быстро сказалось на притоке иностранных инвестиций. В период с 2006 по 2007 годы Грузия демонстрировала стабильный экономический рост на уровне 10 %, после чего в результате конфликта с Россией и одновременного начала мирового финансового кризиса в 2008 году случилось бегство иностранного капитала, прекращение экономического роста и даже спад в 2009 году.

В 2010 ситуация нормализовалась: прирост ВВП составил 6 %, а иностранные инвестиции постепенно вернулись к привычно высокой норме (хотя до сих пор так еще и не вышли на докризисный уровень).

На этом завершаю панегирическую часть и перехожу к критике, поскольку моя мотивация к написанию этого поста продиктована не политической контрпропагандой, а искренним желанием внести посильную лепту в устранение дичайшего исторического нонсенса – разобщения России и Грузии. Слава богу, здравый смысл давно уже взял вверх в отношениях между русскими и грузинами, поскольку вопреки и назло всем истерическим завываниям СМИ, активность российского бизнеса в Грузии в разы превышает то, что принято ожидать от стран, находящихся в состоянии холодной войны.

Именно в интересах этого бизнеса – получить объективную, а не искаженную картину реальности. Причем, совершенно не имеет значения, в какую сторону происходит искажение – в негатив или лубок. Этому, собственно, и посвящен мой сегодняшний пост.

Итак. Какие образом Грузия привлекает иностранные инвестиции? Как вы понимаете, описанные выше дебюрократизация и уничтожение коррупции – начинания хоть и замечательные, однако же не более, чем предпосылки для успешного инвестирования. Как вкладывать деньги – штука важная, но не менее важен и вопрос «Во что их вкладывать?».

Считается, что в Грузии нет никаких природных богатств. Это, конечно, чушь полнейшая и мне не понятно, кто распространяет эту дезинформацию. В Грузии очень богатые водные ресурсы (которые, собственно, позволяют решать в существенной мере внутренние потребности в электроэнергии), есть залежи марганца, меди и золота. Есть скромный сектор станкостроения и что-то похожее на сталелитейную промышленность. Не говоря о традиционном виноделии, производстве минеральных вод мирового класса (что бы там ни бредили российские чиновники), цитрусовых и миндаля. Всё это, однако, ни для кого кроме самих грузин особого интереса не представляет.

Главная привлекательность для иностранного капитала в Грузии – финансовый рынок. В стране создан очень солидный банковский сектор, который мотивирован идеологией предельного консерватизма. Скажем, общая практика местных банков – держать более 30 % депозитов в наличных! Это какая-то фантастическая цифра, особенно на фоне американских или канадских нормативов – 3-5 %! Можно по разному относиться к эффективности подобных инвестиций, но в одном сомневаться не приходится: при таком распределении капитала грузинским банкам панические изъятия капитала (runs) не грозят по определению.

Далее. В Грузии очень сложно получить кредит. Требования предельно высокие: огромные по мировым меркам размеры предоплаты, огромные проценты. Плюсы такого консерватизма очевидны – идеальные показатели возврата по кредитам. Минусы – не менее прозрачны: простому народу при таких условиях кредитования живется невесело. Что не преминуло сказаться на уровне жизни грузин: 5400 долларов усредненного ВВП на душу населения (ужасное 143 место в мировом рейтинге – Россия на 70-ом с 16700 долларов, но этим, как я недавно уже говорил, мы обязаны не реальному благосостоянию, а колоссальной аккумуляции богатства у прохоровых и абрамовичей). Добавьте сюда безработицу в Грузии на уровне 16 % и получится довольно безрадостная картина (не путать с безнадежной!).

Что плохо немцу, хорошо русскому. Перефразируя: что плохо грузину, хорошо иностранному инвестору. Средняя ставка банковского депозитарного сертификата в Грузии – в районе 10 % в долларах! В России не сильно ниже, но тут как раз и идут в ход все побочные предпосылки: и отсутствие коррупции, и высочайший комфорт ведения бизнеса, и отсутствие бюрократии, и предельный консерватизм банковского сектора.

Все перечисленное делает примитивную финансовую схему «Берем в США, Европе, Гонконге, Сингапуре кредит под 1-4 % и покупаем в Грузии банковские депозитарные сертификаты со сроком жизни в 1 год!» чрезвычайно привлекательной. До того привлекательной, что вирусная реклама подобной инвестиции не далее, как сегодня утром появилась на Zero Hedge и Business Insider …

И тут-то у меня и возникли тревожные сомнения. Интерес иностранного инвестора в финансовые интструменты понятен: вложился и жди. А что будет делать с деньгам Грузия? Да, страна получила желанные иностранные инвестиции, однако эти инвестиции чудовищно дороги! Как отбивать эти 10 процентов годовых в долларах США по депозитарным сертификатам? На чем их отбивать?! А главное – как их отбивать в условиях мирового кризиса?!

Или кому-то хочется повторения в Грузии опыта Греции? Разница лишь в том, что греческие банки исповедовали либеральную безответственность, раздавая кредиты направо и налево, а грузинские банки удавливают соотечественников мерами жесточайшей ответственности. Все это приведет лишь к тому, что у иностранных инвесторов будет гораздо больше шансов получить свои деньги обратно вместе с процентами. Вот только какой ценой? И что с этого поимеют простые грузины и сама Грузия?

Как видите, не все так просто. Очень бы хотелось, чтобы время подсказало Грузии путь для уравновешенного удовлетворения интересов не только западных (и российских) инвесторов, но и собственного народа. Который пока получает в одни руки 5400 долларов в год.