НДС: Кофейное охлаждение

На этой неделе получился какой-то сериал про бытовые вещи: чайники, надувные матрасы, а сегодня вот еще в копилку – дела кофейные.

Я кофе очень люблю. Пью его много и стараюсь пить больше. Недавно сильно обрадовался, когда узнал о результатах многолетнего исследования, которое начинали 14 лет назад с явным желанием нарыть подтверждение вредности этого напитка для здоровья, его канцерогенности и прочей лапши, навешанной на общество продавцами то ли чая, то ли Пепси-Колы. Отслеживали 400 тысяч людей и получили невероятные результаты: кофе не то, что не вреден, но еще и снижает риск преждевременной смерти от 5 до 16 %! Причем, чем больше чашек в день вы выпиваете, тем больше вероятность, что вы проживете дольше! Результаты врачей ошарашили, зато как порадовали миллионные армии нас, простых обывателей, не представляющих жизни без своего любимого напитка.

Кофейная увертюра не случайна: мой рассказ сегодня – о компании Starbucks, вернее, тревожных тенденциях, которые наблюдаются в последнее время в отношениях Starbucks с ее почитателями.

Позволю краткое воспоминание лохматой давности. В начале девяностых кофе Starbucks слыло фирменным знаком американского Северо-Запада. Вся страна знала, что Сиэтл – не только обладатель высшего рейтинга качества жизни, но и родина лучшего кофе. Это сегодня Штаты оплетены кофейнями Starbucks аки паутиной (даже в Москве, кажется, открылось чуть ли не под дюжину заведений с фирменной русалкой на логотипе), а тогда, 17 лет назад, для того, чтобы попробовать волшебный напиток, нужно было съездить в Сиэтл или, на худой конец, оказаться в тамошнем аэропорте – Ситеке.

Как раз в Ситеке меня и сразила на повал одна сценка, разыгравшаяся на терминале United Airlines: в зале ожидания стоял стол с дымящимся «American Coffee». Для тех, кто не осведомлен: двухлитровый жбан, по недоразумению называемый кофеваркой, закипают по утряни, а затем поддерживают в тепло-прогорклом состоянии на протяжении суток, патетическую кофейную бурду, кою и потребляет 99 % населения страны и в офисах, и дома, будто демонстрируя остальному миру несгибаемый стоицизм и неприхотливость американской нации.

Бурда – не бурда, а достоинство у «американского кофе» на терминале United Airlines было ломовое – халява! Наливай – не хочу. Так вот, в нескольких метрах от халявы приткнулся лоток с надписью Starbucks, девушкой-разливайщицей и ценником в 5 долларов за чашку. И представьте: у халявы было безлюдно, зато у лотка Starbucks выстроилась очередь человек в пятнадцать! Платили, отходили в сторону, хлебали, а потом долго чмокали и качали головой, типа: «Ну мы то с вами понимаем: Starbucks! Какие могут быть разговоры?».

Каюсь, я не удержался и, поддавшись стадному чувству (столь естественному для бывшего советского человека), пристроился в хвост очереди. С тех пор умопомрачительный кофе Starbucks бережно хранится в архивах памяти как одно из самых ярких и незабываемых впечатлений моей жизни.

Мое видение биографии Sturbucks я представил читателям «Бизнес Журнала» в эссе «Третье место», кое и приглашаю коллег пробежать взглядом для адекватного восприятия следующей информации.

Когда я писал о повальном увлечение Америки «американским кофе», то в силу творческой методы, преувеличивал. В стране много исключений и Нью-Йорк – одно и самых выразительных. Кофе в Большом Яблоке всегда любили и пить умели. Сказывалось итальянское влияние. Не случайно экспансионный триумф Starbucks, компании предельно амбициозной, начался именно с открытия первого манхэттенского кафе на Бродвее в 1994 году.

Первый Нью-йоркский Starbucks был огромным и перед ним выстраивались очереди вроде тех, что я наблюдал в Ситеке. Кофе из Сиэтла жители Большого Яблока искренне полюбили, сформировалась впечатляющая армия фанов и, как результат, мы получили одну из самых мощных медийных поддержек бизнеса Говарда Шульца (создателя Starbucks) в лице нью-йоркских газетчиков.

В Нью-Йорке Starbucks реализовал все самые сокровенные и во многом уникальные маркетинговые уловки, которые ускорили конкисту сердец местных знатоков волшебного напитка (уловки шли в пандан самим кофейным зернам самого высшего качества, разумеется): мягкие кресла (нечто невероятное для общепита!), комфортабельнейшие уборные комнаты, полный набор скидок для завсегдатаев и главное ноу-хау сиэтловчан – персонал, прошедший специальное обучение в кофейной школе бариста Starbucks.

Конек учебной программы – специальная мнемотехника, позволявшая барменам запоминать имена постоянных клиентов и их любимые заказы! Короче говоря, вся эта тяжелая артиллерия была брошена на Нью-Йорк (даром, что это родина Шульца!) и город пал!

В 2008 году Starbucks добавил к прелестям своих заведений еще и бесплатный wi-fi (не ограниченный по времени!), в результате чего кофейня превратилась по важности в жизни горожан в настоящее «третье место» (после дома и офиса).

Мое эссе было опубликовано в «Бизнес Журнале» аккурат в 2008 году и уже тогда я обращал внимание читателей на серию симптомов, которые обладали потенциалом разрушить идиллию в отношениях Starbucks с потребителем. Как оказалось, все эти симптомы отыгрались по полной программе именно в Нью-Йорке, в результате чего легендарная кофейня, похоже, окончательно утратила авторитет в самом главном городе своей мировой экспансии.

Первым делом из кофеен убрали удобные кресла. Затем стали потихоньку выживать долгих сидельцев с ноутбуками. Делалось это по-свински: отключали питание в розетках рядом со столиками! Сиди, мол, пока хватает заряда аккумулятора, а потом проваливай!

Следующий дикий шаг: там-сям (в Нью-Йорке сегодня открыты сотни кофеен Starbucks) стали закрывать туалеты, якобы, на плановую уборку. Наконец дошла очередь и до бесплатных refills (заполнений выпитой чашки второй порцией кофе), причем делалось это тоже по-свински (бариста говорит завсегдатаю: «Вы уверены, что вы выпили свою порцию кофе только сейчас, а не, скажем, вчера, и теперь пришли сюда с пустым стаканчиком?»).

И что же из всего этого вышло? А вот что:

Это график котировок акций Starbucks с самого первого дня выхода на биржу. Как видите, капитализация компании находится на all time high, пике всех времен. Мне трудно предположить, что описанные тенденции – нечто специфическое для Нью-Йорка. Почти не сомневаюсь, что они отражают стратегические установки компании, направленные на повышение доходности, а потому реализуются во всем мире.

И данный график – тому яркое подтверждение: ожлобление общепита, его превращение в забегаловку конвейерного типа вроде МакДональдс с финансовой точки зрения гораздо выгоднее каких-то там мнемотических техник да ублажения завсегдатаев! Бабки диктуют все. И если ради лишнего цента потребуется деградация, будем деградировать!