НДС: Манипуляция статистикой как могучий инструмент борьбы с кризисом

Поразительно, однако, до какой степени реальная жизнь развивается параллельно с нашим о ней знанием. В строгом соответствии с евклидовой геометрией и ее непересекающимися прямыми. Ситуация усложняется еще и тем, что реальных жизней существует две: одну мы проживаем сами и наше знание ее пополняется личным опытом. Другая реальную жизнь разворачивается вокруг нас и о ней мы не знаем ровным счетом ничего, стоит только этой жизни выйти из поля прямого зрения. Наше знание этой второй реальности пополняется исключительно информационными каналами, которые, по большей части (нельзя же объять необъятное!) опираются на мнения, суждения, косвенные свидетельства и … статистические данные.

Получается, что наше знание Большой Жизни (в отличие от Жизни Малой, то есть личной) формируется не реальностью, а другими формами знания! То есть это знание второго порядка, производное вроде фьючерсов и опционов.

Гносеологическая эта прелюдия понадобилась мне для иллюстрации проходного, казалось бы, сюжета, развернутого накануне в Большой жизни: последние дни финансовый мир планеты радуется радужным данным, которые поступили 2 декабря из Статистического Управления Министерства Труда США (Bureau Of Labor Statistics, BLS). О том, как это ведомство занимается перманентной подтасовкой информации и приукрашиванием реальности, я подробно рассказывал читателям «Бизнес журнала» в «Cole Not Dole»: реальная цифра безработицы в стране (выше 20 процентов) удерживается в психологически терпимых рамках (ниже 10) за счет манипуляции с т.н. discouraged workers — людьми, прекратившими поиск работы потому, что не в состоянии ее найти, либо потому, что утратил всякую на то надежду.

Учет подобных «доходяг» выведен в отдельный показатель — т. н. U-4 – и, соответственно, в главном показателе (U-3), цитируемом всеми СМИ и политиками, не фиксируется. В U-3 также не учитываются работники, вынужденно работающие по временному договору неполную неделю, а также те, кто «хотел бы работать, но по разным причинам не работает» (категория U-5). Все эти маргинальные группы объединены в категорию U-6, которая хоть и фиксируется BLS, но широкой огласке не предается.

На днях BLS как раз и продемонстрировала умение манипулировать не только показателем U-4, но и U-5: оказывается, уровень безработицы в США снова чудесным образом понизился до совсем уж терпимой цифры в 8,6 %. Поскольку уровень безработицы считается одним из самых главных косвенных показателей динамического состояния экономики, абсолютное значение (8,6 процента), дополненное выраженной тенденцией к снижению, непременно должно свидетельствовать, если не об окончательном выходе из кризиса, то хотя бы о стойком улучшении ситуации.

Проблема, однако, в том, что иллюзия борьбы с кризисом, которую вместо принятия реальных мер энергично создает администрация Обамы (а до нее – и Буша), ничего кроме иллюзии выхода из кризиса породить не может! Никаких действенных мер по фундаментальному реформированию корня зла – fiat money, санкционированных кредитных и необеспеченных денег – не принимается, поэтому никаких реальных улучшений в кризисной экономике быть и не может. Я говорю о реальных улучшениях, а не пассах иллюзиониста.

Вчерашнее улучшение статистики по трудоустройству граждан, как я уже говорил, основано на манипулировании показателем U-5, учитывающим работников по временному договору на неполную неделю. Это стало очевидным после обнародования опроса Gallup, выявляющего динамику underemployment, временного найма. Динамика эта нарастает и в ноябре составила 18,1 процента (в октябре было 17,8). Смысл этого результата очевиден: американские работодатели предпочитают набирать новых (либо переводить ранее нанятых) сотрудников на временную и урезанную ставку, а не создавать полноценные рабочие места. Что очевидно: кто же будет так рисковать в самый разгар кризиса да еще с неясными перспективами?

Все эти полуработники благополучно учитываются BLS и отражаются в победоносной статистике о снижении безработицы. За кадром остается лишь информация о качественном перемещении акцентов с полноценного найма на частичный. За кадром остается и еще кое-что: статистика по так называемым «persons who currently want a job», гражданах, выражающих в настоящий момент получить работу. Эти данные, конечно, учитываются, в так называемой Таблице А-1, однако никак не влияют на отчет об уровне безработицы.

Так вот, показатель из А-1 достиг исторического максимума (!): в 2007 году он был на уровне 4700, в 2008 – 5300, в 2009 – 5700, в 2010 – 6000, сегодня 6995 (на ноябрь 2011).

Что означает эта цифра? То, что реально хотят получить работу все больше и больше людей, то есть реальная безработица продолжает увеличиваться. Зато по публичной и раздутой СМИ статистике все происходит с точностью до наоборот: безработица в стране сокращается!

Не могу удержаться и не вспомнить скабрёзную частушку моей молодости: «И как теперь верить людям? Мы встречались с ним при луне, а он взял …» – дальше продолжило BLS :)