НДС: VIX – игра на биржевом испуге

Хочу сегодня продемонстрировать читателю меру извращенности (если политкорректно, то – экстремальности) развитого фондового рынка на примере одного показателя – VIX, индекса волатильности чикагской опционной биржи (CBOE).

VIX был изобретен в 1993 году профессором Университета Дюк Робертом Уэйли и призван измерять меру неустойчивости (volatility) опционных контрактов, выписанных на один из самых главных показателей биржевой активности – индекс S&P 500 Index (SPX). Считается, что VIX – самый надежный индикатор глобальных страхов инвесторов: чем выше значение VIX, тем больше рынок «колбасит», кидает из стороны в сторону. Соответственно, стандартные значения VIX (в диапазоне 15 – 20 %) соответствуют спокойным периодам:

В приведенном графике самой примечательной являются динамика VIX осенью 2008 год: индекс взмыл за считанные дни с 20 до 80 %. Забавно, что момент максимального обвала рынка в марте 2009 года VIX уже стабилизовался и уверенно двигался к своим привычным значениям (от 40 % в начале весны к 20 в конце года). Таким образом можно сказать, что VIX фиксирует не экстремальные точки рынка (то есть его позитивные и негативные пики), а лишь констатирует состояние «мутной воды», когда участники рынка пребывают в панике.

Теперь посмотрите на следующую картинку:

Перед нами далеко не полный список деривативных (производных) ценных бумаг, выписанных на индекс VIX. Уму не постижимо! Тут тебе и краткосрочные фьючерсы и среднесрочные фьючерсы, и торгуемые индексные фонды (ETF), и векселя (ETN), а главное – добрая половина всех инструментов инверсирована, то есть отрабатывает обратную динамику (когда индекс растет, производная бумага падает и наоборот).

Безграничную меру этого безумия можно проиллюстрировать хотя бы бумагой под названием XXV (она была в конце списка, поэтому на скриншоте не уместилась, но можете не сомневаться, что она там есть :) – это iPath Inverse S&P 500 VIX Short-Term Futures ETN, некое дьявольское изобретение британского банка Barclays. XXV – это долговое обязательство (вексель), торгуемое на бирже и привязанное к краткосрочным фьючерсам, выписанным на инвертированный индекс волатильности индекса S&P 500!

Вы только вчитайтесь повнимательнее: когда страхи инвесторов на рынке будут расти (VIX), фьючерсы выписанные на этот индекс тоже будут расти, однако обязательства векселям банка Barclays (ETN) будут уменьшаться, потому что они привязаны к инвертированному фьючерсу, то есть такому, который взят с обратным знаком!

Если вы думаете, что на XXV фантазии британских банкиров иссякли, то глубоко ошибаетесь. В линейке iPath (фирменное название!) целая вереница деривативных извращений:

– VXX – iPath® S&P 500 VIX Short-Term Futures ETN – векселя на краткосрочные фьючерсы VIX,
– XXV – iPath® Inverse S&P 500 VIX Short-Term Futures ETN – наш с вами знакомый,
– IVOP – iPath® Inverse S&P 500 VIX Short-Term Futures ETN with Enhanced Exposure – когда одного XXV перестало хватать, добавили его братика IVOP, суть которого – в двойном плече относительно изменений индекса (пример: индекс увеличивается на 1 пункт, а вексель падает на 2 пункта!),
– VXZ – iPath® S&P 500 VIX Mid-Term Futures ETN – векселя на среднесрочные фьючерсы VIX,
– VXXB – iPath® Long Enhanced S&P 500 VIX Mid-Term Futures ETN with Enhanced Exposure – векселя по среднесрочным длинным фьючерсам VIX с двойным плечом.

Кульминация семейки iPath – инструмент под названием XVZ, iPath® S&P 500 Dynamic VIX ETN. Это вексель на так называемый динамический фьючерс VIX, который состоит из длинной позиции по среднесрочному фьючерсу и короткой либо длинной позиции по краткосрочному фьючерсу в зависимости от конъюнктуры рынка!

Напоминаю читателям, что речь идет только об одной маленькой линейке деривативов одного единственного британского банка Barclays! Точно такое же многообразие являют собой и другие финансовые институты (см. таблицу выше).

Что же это такое творится?! Речь же идет о векселях, то есть долговых обязательствах! Только представьте себе меру подставленности Barclays и их банковских коллег в остальном мире, если на один единственный индекс выписываются тысячи векселей, половина из которых еще и с Enhanced Exposure.

Страшно? По правде говоря, не очень :) И вот почему. Во-первых, риски стараются распределять равномерно таким образом, чтобы в сумме получалась все та же игра с нулевым итогом (zero sum game). Во-вторых, обилие производных бумаг способствует повышению ликвидности на рынке. Это как наркотик, дозу которого нужно постоянно увеличивать для поддержания кайфа.

Можете представить, что будет, если весь этот деривативный пузырь лопнет? Раньше мне тоже казалось, что наступит Армагеддон, сегодня, однако, уже сильно в этом сомневаюсь. В конце концов, речь ведь идет лишь о долговых обязательствах, то есть векселях. Ничем к тому же еще и не подкрепленных. Ну не справится Barclays со своими обязательствами, ну объявит дефолт – что же тут страшного? Одним бессмысленным наростом над реальной экономикой станет меньше – всего делов!

Главное, что все эти игры не имеют ни малейшего отношения к жизни! Как они пришли в XIX веке, так и уйдут. С треском и писком. Реальный мир даже не заметит. А посему – спите спокойно, дорогие друзья! Конца света не будет.