Миф об эксклюзивной связи креативности с iOS

Мы остановились на том, что в холливаре Android vs. iOS отсутствует объект спора, поскольку обе мобильные операционные системы (и – как следствие – все гаджеты, на них действующие) отражают лишь полярные перцепции, то есть способы восприятия самим пользователем внешнего мира и характерной для него манеры потребления информации. Отстаивая преимущества iOS, пользователь лишь констатирует, что ему лично удобно воспринимать внешний мир без посредника. Отстаивая преимущества Android, пользователь утверждает важность преломления девственного информационного потока через волюнтарные фильтры (то есть – установленные самим пользователем, переделывающим стоковую ОС под собственные нужды – благо Android поддаётся максимальной кастомизации интерфейса).

Переводя дискурс с объекта спора на субъект, мы, тем самым, лишаем этот спор практического смысла, ибо de gustibus, в приличном обществе, non est disputandum 🙂 Проблема, однако, в том, что, снимая одну коллизию, мы невольно создаём другую – гораздо более опасную в плане порчи отношений с окружающими. Речь идёт о неизбежно возникающем при переносе спора в субъективную плоскость вопросе о связи перцепции (воплощённой в гаджетах iOS и Android) c творчеством. 

Соблазн злоупотребления лежит на поверхности: «Если пользователь не в состоянии взаимодействовать с реальностью напрямую и потреблять информацию без искусственного посредника, – упрекает гипотетический адепт iOS своего «противника» из стана  Android, – значит этот пользователь  не готов к смелой конфронтации с этой реальностью и способен лишь пассивно её воспринимать!»

Почему так? Потому что создание посредника – это жест слабости. Страха перед внешним миром. Отсутствие готовности смело реальность переделывать. Другими словами – создавать оригинальный контент. То есть – творить!

Я далёк от мысли, что пользователи iOS формулируют доктрину собственного превосходства именно в предложенной мною выше терминологии, однако убеждён, что эти пользователи испытывают на подсознательном уровне определённые импульсы, которые позволяют им верить в собственную элитарность именно в креативном отношении: «Пока вы там ковыряетесь в своём зелёном роботе, растрачивая время и энергию на кастомизации бесхребетного интерфейса, мы создаём новую реальность! Мы пишем музыку, мы рождаем на своих iOS-девайсах художественные тексты, рождаем поэзию, монтируем ошеломительной творческой смелости видеоклипы! Ваши «железяки» нам безразличны, нам достаточно того, что предлагает Apple, потому что наши интересы – не просто во внешнем мире в обход посредника, но в преображении этого внешнего мира, в высоком творчестве!»

Очевидно, что перед нами очередная (псевдо)элитарная мифология, однако она чрезвычайно живуча, популярна, и  оттого вредна и опасна. 

К счастью, развенчать этот наивный миф гораздо проще, чем кажется. Просто исходить нужно из самой реальности. Вопрос: «Соответствует ли действительности утверждение, что творческих личностей среди пользователей Android меньше, чем среди адептов iOS?» Конечно, не соответствует! Прямой связи между креативностью как таковой – с одной стороны, и предпочтением той или иной мобильной ОС – с другой, нет в помине. Не потому, что не существует подобной статистики, а потому что полностью отсутствует постоянство в предпочтениях на уровне самого субъекта! Иными словами, множество людей переходит из одного лагеря в другой (а иногда – обратно, да ещё и по несколько раз!), при этом в интенсивности их творчества ровным счётом ничего не меняется. 

С другой стороны, существуют колоссальные армии пользователей и в том и в другом лагере, которые вообще к творчеству никакого отношения не имеют. Они – чистые потребители реальности, вечные зрители, слушатели, читатели и т.д. О какой взаимосвязи творчества и мобильной ОС может идти речь в ситуации, когда 90% пользователей iOS и 90% пользователей Android вообще ничего не творят? Разве что считать творчеством чат в Твиттере и посты в Фейсбуке.

Тем не менее обязан обратить внимание читателей на то, что дыма без огня не бывает 🙂 Существует ли креативный снобизм среди пользователей iOS? Существует, конечно! Отрицать было бы бессмысленно. Лжива ли связка креативности и мобильной ОС? Лжива, конечно! Только что мы это продемонстрировали. Как же совмещаются эти две полярных реальности?

Опять-таки совмещаются легко и с песнями 🙂 Неувязка лишь в том, что мы подменили (то ли по невнимательности, то ли – с лукавым умыслом) термины при постановке вопроса: нужно говорить не о связи творчества (вообще) с мобильной ОС, а освязи определённых форм творчества и мобильной ОС, и тогда все быстро становится на свои места!

Дело в том, что креативность – понятие совершенно неоднородное. Градаций творчества в человеке может быть множество, однако все они сводятся к двум первичным импульсам, отражающим ментальное и эмоциональное своеобразие личности. В метафизике и культурологии  эти первичные импульсы сводятся к дихотомии, описанной впервые Шеллингом, – знаменитым дионисийскому и аполлоническому началам (популяризированным Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки»).

В наиболее обобщённом виде Аполлон олицетворяет объективность, сдержанность, умеренность, выверенность, рациональность, упорядоченность, структурированность и гармоничность в творчестве, а Дионис – субъективность, эмоциональность, чистую экспрессию, восторженность, пренебрежение формами, чувственность, экстатичность и эпатаж.

Расширить эту дихотомию можно с помощи метафорического языка астрологии: аполлоническое начало в творчестве – это холодная структурированность и головной подход, характерные для Сатурна, а дионисийское – красочная избыточность, аморфность, неряшливость структур, презрение к форме, характерные для Юпитера

Даже в теории искусства находятся аналоги для нашей дихотомии: Аполлон – этотипологическая образность (рождающая ходульные персонажи-идеи и популярная в античном искусстве и в ХХ веке), а Дионис – типическая образность (получившая развитие в литературной традиции XIX века).

Вот теперь всё у нас становится на свои места: адепты iOS, презирающие посредничество в сношениях с реальностью, являют собой почти хрестоматийных носителей дионисийского начала в творчестве. Отсюда подавляющая популярность гаджетов Apple в «богемной среде» – когорте неизлечимых «гуманитариев», всех этих «свободных творцов», поэтов, художников, дизайнеров, видеорежиссёров и прочих людей нетрадиционной ориентации.

Соответственно, сторонники Android демонстрируют миру аполлоническое начало в своём творчестве. Неудивительно, что эта мобильная ОС пользуется подавляющей популярностью в среде компьютерных гиков, программистов, врачей, инженеров, строителей, физиков и прочих антилириков.

Текучесть границ между двумя лагерями, безусловно, в разы превышает рамки, заданные нашей дихотомией, однако даже эта текучесть не умаляет справедливости нашей гипотезы. 

Прекрасная иллюстрация последней мысли – ваш покорный слуга! Гуманитарий на всю голову, страстный любитель гаджетов, технологий и голой математики, как чумы чурающийся любого проявления дионисийского начала. Для меня структура (иерархия, порядок) – самое ценное и важное в жизни, а планета Сатурн задаёт тон практически во всех мотивациях. При этом периодически случаются сбои, которые забрасывают меня в такие глубины иррационального, мутного, бесформенного, неструктурированного, эмоционального и даже истерического, что никакими юпитерианскими влияниями не объяснишь (Луна в дистиллированном виде!). Как результат: три года безоговорочного воинственного пребывания в стане iOS, затем – не менее радикальное и безапелляционное перемещение в лагерь зелёного робота. Завтра, совершенно не исключаю, всё может опять развернуться на 180 градусов. При этом ни малейшего сбоя в творчестве: идеи и образы бьют как из фонтана 24 часа в сутки 🙂