Путешествие от зэхера к кадухису, или О фальшивой благотворительности в IT
Я всегда испытывал неприязненное отношение к маркетингу и рекламе на подсознательном уровне. Вроде бы, понимаю, что дело нужное, даже незаменимое, что без маркетинга — никак, не продашь — не выживешь. Умом понимал и принимал, а сердцем — ну никак!
Очевидно, что никаких теоретических возражений против маркетинга нет и быть не может, потому как — аспект деловой активности человека, такой же, как и любой другой. По той же причине очевидно, что проблема не в теории, а в практике. То есть в том, как люди ведут свои дела. Сами ведут, сами пакостят. По плодам сим и судим. И осуждаем.
Идем дальше: в какой мере нечистоплотный маркетинг определяется сферой делового приложения? Скажем, есть отрасли, где игра постоянно и универсально идет по гадливым правилам. Например — мобильная телефония или фармакология. Это те сферы, где кто-то может быть чуть пристойнее и почище, однако же обман доверившихся — это норма жизни. Или норма выживания, значения не имеет. Опсос должен вести себя всегда так, как ему предписывают правила бесы из Девятого круга Ада — всё через обман доверившихся, любой трюк, кульбит должен быть через ложь петита примечаний, скрытых с глаз долой в многостраничных соглашениях. Соглашениях, где всё — неправда, потому что все сладкие обещания будут аннулированы перректально через тот самый подлый петит, который все перевернет с ног на голову и приведет к воровству денег.
Насколько эту гипотезу (нечистоплотный маркетинг предопределяется сферой делового приложения) можно распространить на IT? Надеюсь все-таки, что ни насколько, и IT является исключением (хотя, может, и подтверждающим общее правило). В IT не принято открыто на***вать покупателей. В смысле, что цинично кидать на бабки. Вместо этого в IT принято вешать лапшу на уши. Про мегапиксели, гигагерцы, RAMы-шмамы и прочую дребедень, без которой, якобы, пользователь не проживет. Но это — совсем другое. Это не откровенный на*б, за который придется отвечать в котле или на сковородке после путешествия в лодке Харона, как то предстоит в положенное время Большой Фарме и Большому Опсосу. Маркетинговый “зэхер” в IT — это скорее “халоймес”, чем даже “хуцпа”, не говоря уже о “кадухисе”.
Пример такого “зэхера” представился мне совсем недавно — в рассылке Викимарта. В местечковых школах маркетинга учат, что любой гешефт нужно заворачивать в газетку “АКЦИИ”. АКЦИЯ, типа, завораживает обывателя и лишает воли к сопротивлению. Может, конечно, оно и так, где-нибудь в далеком Малом Свинорье, но только в городах, как мне кажется, слово “акция” давно воспринимается мыслящими людьми как “мулета”. Примерно так же, как вопли о “патриотизме” ассоциируются с началом какого-то крупного воровства и госраспила.
С Викимартом тоже случилась “акция”:
Ну что ж, привалило мужику счастья — отправляюсь получать подарок. Что бы такое купить в Викимарте? Как что? Лучший подарок завернутому на гаджетах обывателю — жесткий диск! Мой любимый — 2-гиговый WD Elements 2.5 дюйма (у меня их уже четыре — никак не нарадуюсь). Ищу диск в Викимарте и быстро нахожу его в списке на первой позиции по цене (для тех, кто не в курсе, Викимарт — это не только дисконт-магазин, но еще и посредник-перекупщик, поставляющий товары из других магазинов):
Раскатываю губу, ввожу код “подарка” — упс! — не канает: “Промокод действует только на товары магазина Викимарт”:
Ах, ну да: хорошая цена — это как всегда Плеер.ру. Что ж, ищу дальше — теперь уже предложение самого Викимарта. И нахожу. Вот он, голубчик:
Вычитаем 800 рублей “подарка” и получаем 3290 рублей. На целых 202 рублика дешевле, чем в Плеер.ру! Почему-то тут же вспомнилась заключительная сцена из “Собачьего сердца”: “Так свезло мне… так свезло!”
Я понимаю, что мера обиженности жизнью у всех читателей разная, поэтому разжевываю свою мысль до конца и кладу готовым пюре в рот: если вы гордо заявляете в маркетинговом гешефте о подарке в 800 рублей, которые в реальности 200 рублей, то вы совершаете все тот же обман покупателя. Да, мелкий, но от того не менее гадостный. Тем самым, подтверждается моя интуиция с ее подсознательной неприязнью к маркетингу вообще.
НО! Большое есть тут одно “НО”: почему все-таки маркетинг в IT — это и в самом деле мелкий “зэхер”, но никак не “кадухис”? Потому что у опсосов или фармацевтов вся афера выглядела бы иначе: обещали бы “подарок” на 800 рублей, залудили бы цену на 1500 выше, чем у конкурентов, а потом еще бы влупили 1000 за доставку (подарки, типа, развозят только на “Роллс-Ройсах”). В итоге “подарок” на 800 рублей обернулся откровенным на**ом на 1200 рублей. Вот это и есть настоящий “кадухис” по-взрослому. А так: “Цяйника закипела? И холосо, ста не закипела!”
P.S. Без глоссария, боюсь, широким массам не обойтись:
зэхер — уловка, хитрость, приём, помогающий что-либо утаить или обойти препоны;
халоймес — пустая ерунда, мелочовка;
хуцпа — борзость, сверхнаглость;
кадухис — полный пи***ц.
А я, честно говоря, вообще не понял, почему Викимарт должен отвечать за цены других торговцев и как это можно назвать несправедливым. А если бы какой-то фиглеер.ру продавал бы этот диск по 3000, то надо было бы сказать, что у Викимарта скидки вообще нет? Ну это же бред.
Да, Андрей, вы не поняли. Это не сравнение цен в разных магазинах с разными условиями торговли, разными вложениями в рекламу, разным персоналом, итд. Это все один магазин. Одна торговая площадка и одни и те же продавцы. Различается только происхождение товара. Один и тот же товар они могут как закупать сами, так и позволять выставлять у себя другим продавцам. Имея с этого небольшой процент само собой. Но продают именно они. Ну и теперь представьте ситуацию: поступает заказ на данный товар по акции. Что они делают? Оформляют покупку от дешевого продавца себе и продают вам как от себя. Вот и вся арифметика.