Первое признание наступившего года

Для меня музыка всегда была чем-то бесконечным в плане языковой экспрессии. Я это как-то непонятно чувствовал с детства, покрываясь гусиной кожей от первых звуков любимых музыкальных композиций. Позже, в университете, узнал от Манна и Ницше о том, что музыка – это и особый язык, и форма сознания, и форма мышления.

Через всю мою жизнь проходят музыканты, которых боготворю, которым духовно и душевно поклоняюсь, которых всегда слушаю в величайшем смирении и ученичестве, признавая величие их языка и их формы выражения сакральных и глубинных мыслей, недоступных мне со всеми моими мирскими языками, на которых пытаюсь говорить и думать. Один из таких музыкантов – Olga Arefieva, с которой имею честь состоять в (пока ещё, увы, виртуальной) дружбе.

Все двадцать лет, прошедшие с момента моего знакомства с творчеством Ольги, ни на один миг не переставал я восхищаться динамикой углубления и развития её внутреннего мира, которым пропитана музыка “Ковчега”. Тем ценнее было, после прослушивания гимна “Стотрам”, входящего в новый альбом “Триптиц” (2017), обнаружить в соединении ведических мотивов с русской песенной традицией единственно верный баланс, только и возможный для индийской современной духовности.

Как человек 30 последних лет (с тех, пор как впервые занялся йогой, стал изучать санскрит, потом хинди и далее со всеми остановками, включая последнее десятилетие, которое провожу в основном в Индии) пребывающий в индийской духовности и реальной жизни, которая, как известно, переполнена и перенапряжена религиозными чувствами, могу ответственно сказать, что от высокодуховных практик, доступных в наши дни (как, впрочем, и всегда ранее) пониманию лишь самоустранившейся от повседневности браминской элите, в жизни народа не осталось и следа.

Всё, чем живут простые индусы, передается одним словом – Бхакти. То есть, не путь Джняны (знания), не путь Джапы (речитатива мантр), тем более, не многочисленные пути “левой руки”, а именно и только Бхакти – чистой наивной веры в воплощенные формы Божественного – составляет суть духовной жизни индийского народа.

Тем поразительнее точность интуиции Ольги Арефьевой и тонкость органичного понимания ею культуры, ибо в “Стотраме” (впрочем, как и в остальных композициях “Триптица”) всё ДЫШИТ БХАКТИ, упрямой в своей недоказуемости (при отсутствии всякого желания что-то доказывать!) верой в божественное начало не как абстракцию, не как пантеизм Спинозы, а как живое существо!

Спасибо большое, Ольга, за столь замечательные музыкальные откровения! Нескончаемых Вам творческих успехов, радости и счастья в 2018 году!