Сужающиеся пространства
Сегодня продолжим культурповидлианствовать (не потому, что нет тем для Голубятен, а потому, что такое настроение, когда за окном 18 июня и при этом 8 градусов тепла!).
Тема мыслеизлияния – сдвиги в мозгу по причине старения. Это я о себе. Пишу этот текст с корыстной целью: очень хочется убедиться, что не я один схожу с ума или впадаю в сенильную дурашливость, а это объективно забулькали гормоны возраста. В том смысле, что кто-то из читателей также разделяет со мной реально тектонические сдвиги в мироощущении, в первую очередь – ощущении того, что можно назвать зонами комфортности. Поясню, о чем речь.
Только позвольте маленькое отступление! Вы даже представить не можете, какое великое наслаждение я сейчас испытываю, когда пишу эти вот строки! Феерическое удвольствие. Удовольствие от того, что я могу писать так и о том, о чем не пишет и не может позволить себе писать ни один журналист по найму. Удовольствие оперировать категориями и рассуждать на темы, на которые в обществе тотального оскотинивания и интеллектуальной деградации наложены социальные табу. Не в смысле, что писать категорически запрещается, а в смысле, что засмеют, за-”буууууу!”-какют за, якобы, неадевкатность и несоответствие требованиям времени, эпохи, страны, власти, богоносных амбиций и черт его знает чего еще.
Возвращаюсь, однако, к зонам комфортности. Под ними я подразумевая географические и духовные пространства, в которых человек ощущает себя уместно, уютно, в которых ему приятно и хочется постоянно находиться. Гипотеза, которую, надеюсь, сегодня проверить на читателях, звучит просто: с годами зоны комфортности человека катастрофически сужаются! Чем глубже человек стареет, тем меньше его интересуют окружающие его вещи: темы, люди, сюжеты, города, страны и т.д. Понимаете, о чем я? Я не претендую на универсальность собственных переживаний (хотя втайне и надеюсь, что найдутся те, кто меня поддержат, ибо разделяют со мной реальность таких же сужающися пространств), но почти не сомневаюсь, что меня адекватно сейчас воспринимают.
Для пущей наглядности поделюсь личными конкретными переживаниями. Начиная где-то с минувшей зимы (51 год – это рубеж чего-то?) я ежесекундно ловлю себя на мысли, что вещи, которые вчера меня, казалось, сильно волновали и интересовали, равно как и места на карте, вдруг превратились в иррелевантные тени. Тени непонятно даже чего – былых иллюзий, что ли? Еще недавно мне хотелось так много всякого изучить, так много всего посетить, так много всего рассказать. Как вдруг – бах! – и ничего этого не хочется ни капельки. Как отрезало.
Гляжу на себя в зеркало и не узнаю: кто этот человек?! Такой чуждой, такой незнакомый… Умом понимаю – це ж муа, а сердце не верит: подменили же полностью!
А теперь самое потрясающее. Предвижу саркастическую усмешку: ага, батенька, старость! Нет, еще не маразм, но уже старость с ее атрофией радости жизни. Раньше, пока был – и ощущал себя! – молодым, интересовало разное и многое, теперь состарился – и уже не интересует. А вот как бы не так! Я сейчас назову то, что взрывает мой мозг в этой моей сенильной метаморфозе: я перестал интересоваться множеством вещей, далеких от меня и неведомых (назовем их экзотическими), зато вместо них во мне родился какой-то прямо звериный физиологический интерес к корням, к истокам, к малой родине, к самому ближнему кругу общения, к детству и радостям, чаяниям и интересам детства, отрочества, юности!
То есть интерес этот новый, только-только родившийся, до того интенсивен, до того напряжен, что прямо звенит во мне высоковольтной линией передач – денно и нощно! И ни о каком старческом опрощении и примитивизации даже речи быть не может. Энергия меня просто разрывает, жажда познания безгранична, однако вся эта лавина интеллектуальной страсти … развернулась на 180 градусов и направилось, как бы, внутрь меня самого! В мое прошлое, в темы, которые когда-то давно волновали меня, а затем были выброшены на обочину жизни.
Иными словами, в зонах комфортности моей личности происходят тектонические сдвиги, которые отражают не сенильную потерю вкуса к жизни, а катастрофическое сужение пространств! Пространств, повторюсь, и идеальных, и физических.
Самым ярким проявлением сужения пространств стало во мне возрождение с неистовой силой интереса к истокам моей университетскости – к румынскому языку, истории, культуры, поэзии. Всем этим я горел 5 лет на факультете и 3 года в аспирантуре, а затем – после защиты – как ножом отрезало! Ушел в “большую жизнь”, и вся эта румынская цивилизация просто стерлась из головы на 25 лет!
25 лет я занимался совершенно другими вещами (от биржи до хинди и журналистики), даже не вспоминая о своем некогда любимом Universul romăn. Думал – уже навсегда. И вдруг минувшей зимой всё новое перестало интересовать, а забытое старое обрело неистовую свежесть звучания. Сегодня возрождение всех моих румынских и молдавских культурных связей (было время я лично знал практически всех румынских и молдавских писателей, режиссеров, художников и поэтов!) волнует меня миллионократно больше, чем все увлечения последних 25 лет.
Соответственно изменилось и мое отношение к пространству. Я не хочу в Португалию или Бразилию, я хочу в Трансильванию (к графу Дракуле :), хочу в магическую дельту Дуная, хочу как можно больше проводить времени в молдавских Кодрах. С ума сойти!
Еще одно проявление сужающихся пространств: в университете у меня была мечта – выучить греческий язык. Я его учил на первом курсе – древнегреческий в рамках курса античной литературы, но это было по верхам и смешно. Мне всегда хотелось знать греческий, как родной, поскольку я испытывал поистине физическое наслаждение от математики, положенной в основу греческой грамматики. Более совершенного по форме, правильного, пропорционального, небесного языка на земле просто не существует. Ан нет! Вся свою жизнь я учил, что угодно, – португальский, немецкий, французский, английский, хинди, румынский – но только не греческий :)
И вот наступило сужение пространств, и я взялся за реализацию мечты свой университетской молодости: с минувшей осени я провожу с νέα ελληνική γλώσσα по несколько часов ежедневно! И просто упиваюсь наслаждением!
Такие невероятные метаморфозы со мной творятся на старости лет :) Пора, вроде, угомониться, но куда там!
И что скажете? Это у меня одного такого разыгрывается commedia dell’arte с back to the roots, или это какое-то универсальное явление? Что-то вроде обязательного этапа в жизни?
P.S. Непременно расскажу в ближайших культурповидлианских текстах о двух своих последних лингвистических катабазисах: изучении хинди, которому отдал 5 лет (вы узнаете, почему этот опыт обернулся для меня самым великим интеллектуальным разочарованием в жизни!), и изучении греческого.
Предвижу скепсис не посвященных в тему людей в адрес новогреческого: “Нашел, чем заинтересовать! Языком лавочников, торгашей и авантюристов!” Посему приведу лишь одну цифру, которая, надеюсь, охолонит невежественные умы: второй в мире язык по количеству оригинальных слов (без лексических словоформ) – английский. В нем около 750 тысяч слов. Для сравнения: в русском языке – с большими допущениями набирается 220 тысяч слов, в немецком – около 200 тысяч слов. Так вот: в греческом языке – держитесь крепко! – 5 миллионов слов! И 70 миллионов словоформ! Английский словарный запас составляет 12 % от греческого. Такая вот информация – для затравки на будущий пост :)
Сергей, не о том спич. :) СГ говорил об упущенных возможностях поколения выросшего в совке потусоваться, как о чем то сверхценном. Что конечно вызвало у меня оторопь.
По-моему, в выкладках Дмитрия Протопопова есть фундаментальная и весьма фатальная ошибка.
Дмитрий принимает по умолчанию, что отсутствие желаний тождественно депрессии.
А это совсем не так.
Отсутствие желаний – это либо депрессия, либо… счастье.
Ну, радость, поскольку “счастье” – состояние идеальное, как и “полный П” :-)
Очень огрубляя. Представим себе сытого человека, который после занятий сексом с приятной дамой, удовлетворивших обоих, лежит в тепле и уюте – и никаких у него нет срочных дел на ближайшее время. Вот он лежит, спокойный и расслабленный, и ничего не делает. Он пребывает в безмятежности. В неге. И глубоко ему ПОФИГ на все. И ничего ему в данный момент не надо: все, что ему нужно is here, in his arms. И что, это и есть – депрессия? :-)
Просто же: большинство основополагающих вещей в человеческой жизни имеют два конца.
Могут быть положительными либо отрицательными.
В зависимости от.
Если заниматься медитативными практиками правильно, то постепенное исчезновение суетных, “мирских” желаний будет приносить радость и удовольствие.
Как если снять тесную обувь и вытянуть усталые ноги.
Главное тут – не попасть в ловушку суетного желания поскорее любой ценой избавиться от суетных желаний. Вот это – прямой и верный путь в депрессию.
Где-то так.
Сергей, думаю вы проходите присущие каждому человеку кризисы, причем довольно успешно и адекватно. Это нормально, когда с возрастом интересы меняются. Любая психология развития об этом пишет. Начиная с примитивных: Мальчик (ребенок) – Юноша (герой)- Молодой король (достигатель и управленец) – Сенокс))) И заканчивая Кеном Уилбером. Очень рекомендую его вам почитать. Возможно, это то что вам сейчас нужно.
Вообще удивительно, что вы еще не трубите во все трубы о нем. Он настолько адекватно и всесторонне описывает процессы, делает стройную систему, начиная от внутреннего развития и заканчивая социальными вещами, литературой, модернизм-постмодернизм, все все все. Поверьте, вы получите настоящее интеллектуальное наслаждение. По мощи и накалу его книги можно сравнить только с Ирвином Яломом “Экзистенциальная психотерапия”.
И про медитации-депрессии. Давно известна модель психики Роберто Ассаджиоли. “Яйцо Ассаджиоли” Посмотрите в интернете. От туда нам важно то, что движение “вверх” и “вниз” по сути это одно и тоже. “Вверху” лежат наши творчество, альтруизм, безусловная любовь, предназначение и всякие способности трансперсональные. “Внизу” лежат теневые качества (не-Я), страхи, убеждения, соматизированные болезни, подавленный гнев, тоска и тп. Если вы делаете медитацию/духовную практику и тп – то неизбежно идете не только “вверх”, но и “вниз”. Ваша область сознания равномерно увеличивается))) И наоборот, если начнете серьезно заниматься психологией, разбирать по винтикам и принимать больше ответственности, то неизбежно продвинетесь “вверх”. Старая шутка про товарища, который начал йогой заниматься, а жена кричит, что дети голодные и дом горит, а ты тут в позе лотоса – это как раз оно))
Расскажу коротко свой опыт:
мне 39, и я вижу, что начал чаще вспоминать те песни, которые очень давно слушал, снова вернулся к биатлону, который тоже любил в юности смотреть и болеть. Очень любил ездить по-всюду, а сейчас стали милее те места, где я живу. Даже в Замбию съездить трудно было подняться, но совершенно не жалею, – понравилось мне в Африке и африканцы. Хотя от походов в горы (Карпаты) не отказываюсь, но это то, что я тоже очень любил раньше, что приносило мне приятные чувства, ведь и хожу преимущественно туда, где уже был. Да, еще перечитываю те книги, которые читал раньше. Читать что-то новое или смотреть новое не очень хочу, ибо, наверное, боюсь, что будет не похоже на то, что я люблю (не даст тех чувств, в т. ч. когнитивных, которые я ожидаю).
Извините за графоманство, я больше так не буду:)
Но тема важная и мне интересно, что вы ответите на вопросы, которые я в тексте отмечу.
Сергей,
Я не только читал вашу статью о Каргополове, но и самого его читал давно.
Вот весь этот огромный двухтомник, который легко можно было бы уменьшить раз в пять только лишь исключением повторов. Но это было то время, когда я сам находился в увлечении йогой, медитацией и всякими поисками.
Только поэтому и осилил. И возможно именно эта книга и подобные ей заставили меня задуматься, но на совсем другую тему.
Люди занимаются духовными практиками с определенной целью. И цель эта, как правило, в том, чтобы сделать свое внутреннее состояние лучше и гармоничнее.
Но читая труды тех, кто реально этими практиками занимается и при этом делится опытом постоянно замечаешь совершенно обратное.
То, что Каргополов реальный практик, а не “продавец воздуха” у меня нет ни малейшего сомнения.
Есть только один вопрос….
А чего он такой злой и раздраженный?
После прочтения книги я пытался задавать ему вопросы лично и еще раз убедился в том, что очень он злой и очень раздраженный. А его категоричность находится на уровне 19 летнего подростка, который не слышит никого кроме себя.
И при этом он практик с более 20 летним стажем.
Если бы он был один такой – фиг с ним (ошибка конструкции), но я вижу это постоянно среди подобной публики.
Так же как и вы, я провел много времени в Гоа. И я видел там много разных людей. Достаточно чтобы сделать какие-то свои выводы. Почти все, кто мне встречались из практикующих и ищущих имели крайне унылый вид и производили стойкое ощущение потерянных по жизни людей.
Почти все, кто был погружен в какую-то практическую деятельность (обычную жизненную рутину) – полны энергией и жизнерадостны.
Это просто мое личное ощущение и возможно, что это просто ошибка моего восприятия, только что это меняет?
Я на себе все это проэксперементировал честно как не гвинейской свинье.
Погружаюсь в реальную деятельность исключающую рефлексию, духовные поиски и практики – энергия начинает переть, жить хочется, голова свежеет.
Как только начинало засасывать обратно на “путь истинной духовности” – моментальной уходил в депресняки и полную потерю смыслов всего на свете.
И самое главное – я не мог ответить себе на простые вопросы
– зачем мне вообще этот путь?
– что я хочу получить в результате?
– с чего я вообще взял, что этим путем нужно идти?
– а если бы не информация из “правильных” книг, то узнал бы я вообще о необходимости медитации?
– у меня хоть когда-то была вообще такая реальная потребность?
Нет…это все было наваждением. Это все были мысли других людей.
99% этих других людей по-факту еще и оказались шарлатанами.
Ooops
Я очень хотел бы услышать мнение человека, который встал на путь медитаций и йоги САМ.
Вот возникла потребность и он на него встал.
Потому что все, кого я встречал в жизни встали на этот путь потому что им его мягко навязали.
Убедили, что там в конце что-то офигенно хорошее.
Но у самих убеждающих почему-то либо грустные глаза либо в зрачках отображаются два маленьких зеленных доллара.
И вот теперь я выработал в себе простую привычку. Если я выбираю какое-то новое занятие, то всегда смотрю на тех,
кто реально этим путем ходил. И задаю себе вопрос. Хочу ли я оказаться в таком же состоянии в будущем или нет.
Мой ответ очевиден. Я не хочу быть таким как Каргополов, я не хочу быть таким как все встреченные мной люди, практикующие йогу и медитацию.
Самое главное – я не хочу быть таким как я сам был некоторое время назад.
Левон,
Спасибо за ответ.
Я под старшим товарищем имел в виду относительно себя, а не СГ (я на 8 лет младше).
Конспектно.
Информационная зависимость.
Что особенно противно в этой теме (помимо явного вреда) – это осознание полной бесполезности процесса.
Я имею дурацкую привычку сохранять в pocketbook все прочитанное за год.
5 лет назад в новогоднюю ночь (перед новогодним форматированием) я посчитал сколько я почитал статей.
Твою ж мать – более 3000!!!
А есть ли хоть одна идея, которую я бы не знал и вот теперь из этих статей узнал?
Нет…
В этот момент меня настигло мини-просветление.
Я все уже знаю… и так.
Мозг не любит, когда его так унижают и поэтому пользу он все равно откопал.
Скорость чтения на английском выросла за год в два раза. Ну хоть что-то…
Но с этого момента (в один день) в полностью поменял стратегию чтения.
Зачем мы все это читаем? Мы надеемся найти новые идеи у контент-маркетологов (3 бакаса за статью)?
Мы хотим чудесных лайф-хаков, до которых сами не додумались и которые чудесным образом изменят нашу жизнь?
До интернета, мы разве читали столько газет? Что поменялось-то?
Шизофрения не просветление.
Вам удалось хоть где-то найти внятное описание того, что есть просветление?
Мне нет.
Наиболее внятно было то, что писали люди, которые не зарабатывают продажей духовности.
По этим описаниям я не вижу никакой разницы между просветлением и шизофренией на уровне восприятия реальности.
Но что я знаю абсолютно точно – мне не хочется достигать ни просветления ни шизофрении.
Я думаю, что большинству западных людей тоже к этому не стремятся.
Но они занимаются медитацией окончательной целью которой является просветление.
Вопрос – зачем?
Или они не понимают, что каждый даже маленький шаг ведет их в этом направлении?
Может хоть кто-нибудь сформулировать, зачем человеку духовный путь?
Измененные состояния сознания – глюк мозга
У меня есть свой личный опыт. Спасибо господам Т. Макенне и Шульгину.
Была аяхуаска, были грибы, была химия. Не так много, но представление имею.
В моем понимании все, что я испытал, было не более чем глюк центрального процессора.
Этот глюк, возможно, может быть полезным для человека, который сильно запутался по-жизни.
Если пару раз и с правильным настроем принять, то можно себя чуть перепрограммировать.
Но ни одному человеку не удалось добиться хоть чего-то осмысленного для своей реальной жизни таким путем.
Зато полностью потерять адаптацию к этой самой жизни можно легко.
Все прежние смыслы потеряются, а новые “имеют смысл” только в состоянии глюка центрального процессора”
Были эксперименты с людьми, которые долго занимались медитацией и по их утверждению достигли просветления.
Прием такими людьми грибов или еще чего сильно-растительного приводил их именно туда, куда они обычно попадали
через медитацию. Чуть иначе, чуть сильнее, но опыт тот же самый.
Из этого я делаю вывод, что во всех трех случаях (шизофрения – просветление – растения) мы имеет дело только с глюком центрального процессора в разных формах.
Наиболее полно эту тему изучал Шульгин и он, возможно, единственный на всей планете ученый, который
всю жизнь испытывал на себе субстанции, документировал все, анализировал и ВЫЖИЛ!
Теперь о главном:)
Я не говорю что достижение подобных состояний есть плохой путь. Вполне себе путь…
Я говорю только о том, что почти всегда эти состояния ведут человека с рассинхрону с реальной жизнью и падению адаптивности почти до нуля.
Происходит потеря прежних смыслов и прежних интересов.
В легкой степени (на пол-пути) как у СГ
В необратимой степени по окончании пути.
But.,,,
Это все крайне интересно. Возможно, что это самое интересное, что мы можем испытать.
Был такой крайне интересный соотечественник – Налимов (математик и философ).
Он утверждал, что все смыслы изначально существуют, но крайне хитро упакованы.
Человек может попасть в точку, на которой они начнут перед ним последовательно открываться.
Трудно, очень трудно отказаться от возможности испытать такое.
Но сделать это можно только изменением биохимии и, похоже, что без пути назад.
Отсюда я делаю единственный вывод для себя лично.
Когда в реальной жизни я перепробую весь коктейль эмоций, когда материально буду независим без необходимости работать:- вот тогда можно начать такое путешествие.
Но надо отдавать себе отчет, что возможно это будет последнее путешествие.
Запрограммированность на желания.
Да, путь которым идет сегодня большинство людей на западе – ведет нас в очень неприятное место. Согласен!
Но проблема только в том, что страдаем мы не от желаний как таковых, а от завышенных ожиданий.
Убираем завышенные ожидания и все более менее нормально.
Убираем все желания – все очень, очень плохо.
Я сейчас вынужден процитировать человека, который лично мне глубоко неприятен во всех смыслах потому что это – Дональл Трамп.
-Если у вас нет страсти, то у вас не будет энергии. Если у вас не будет энергии, то у вас не будет ничего.
Под “ничего” я понимаю не только материальные ценности, но и здоровье (включая ментальное) и радость жизни и многое другое.
Ротенберг с его концепцией влияния поисковой активности на здоровье убедительно доказал все то же самое.
Франкл со своими “смыслами” показывает то же самое.
Нельзя нам, западным людям, терять ни смыслы, ни желания.
А как только начинают они теряться надо всеми силами себя с шкирку вытягивать. Или ждать….
И вот наткнулся на смешной, но по-теме пост в ЖЖ…. я с ним согласен
http://serg-xzov.livejournal.com/37488.html
Дмитрий, для начала фундаментальная истина (:) ) Практики не пишут книг о практиках. То есть совсем не пишут. Это исключено. Бывает что за практиками кто то записывает, но и это почти всегда сильно искаженная, потому как это практически начисто лишенная контекста информация. То есть коли человек написал книгу о практиках, то он либо не практик либо с его практиками что то сильно не так. Отсюда можете точнее оценивать кого можно считать практиком а кого нет.
Теперь по вопросам ко мне. К сожалению пишите очень большие посты потому могу что то пропустить. Про информационную зависимость я в общем то и не спорил. Только заметил что планка потока пропускаемой информации. у всех разная, к тому же поддается тренировке.
<<Я все уже знаю… и так.>> Я не балуюсь никакими так называемыми серьезными текстами уже давно. Не потому что я уже знаю и так. А потому что пришел к выводу что худ лит гораздо насыщенней идеями, на том уровне на котором я готов с комфортом воспринимать чем любой серьезный текст. Потому на ваш вывод могу заметить так: А не почитать ли вам хорошую художественную литературу?
<<Вам удалось хоть где-то найти внятное описание того, что есть просветление?>> Мне удалось его пережить(правда только малое сатори) А потому внятных объяснений не ждите. Они не возможны. Лучшие объяснения все равно понимаешь только потом, после того как сам испытал. А худшие? Ну о них вообще речи нет.
Далее, Я вам вовсе не говорил что измененные состояния сознания безобидны. Во первых они ну очень сильно разные бывают. Есть и очень опасные. Я вам сказал только что то просветление которое просветление (:) ) никоим боком к шизофрении не относится, равно как и к любой другой паталогии. Почему? Довольно трудно объяснить и я уже несколько раз пытался это сделать(в том числе и на этой площадке) Ну в общем прежде всего ничего того что можно назвать необычным при настоящем просветлении не происходит. Все то же что вы и так регулярно испытываете Акт сознания, только гораздо мощнее и глубже. Тут происходит качественный скачок у вас в восприятии. Ничего нового, таинственного, никаких фиолетовых рыб и летающих лошадей, но то что происходит одновременно совершенно невероятно. В общем объяснять глухой номер.
Кстати даже и такое измененное состояние сознания может оказаться опасным. Потому что это не полное сатори.
Зачем люди занимаются духовными практиками? Так просто все: это метод познания. Такой же как наука или искусство только более непосредственный и глубокий. Причем ценность их вторична. В любом учении главная ценность канон, а не практики. И еще раз повторю самостоятельное ПРАВИЛЬНОЕ использование духовных практик практически невозможно. Только под руководством опытного наставника. И это верно для любого учения. А обломавшихся на самостоятельных практиках(в том числе и с серьезными последствиями) очень и очень много. Сомневаюсь что вы знаете хоть одного необломавшегося. В наших палестинах это по преимуществу монахи схимники. Знаете хоть одного?
<<Чуть иначе, чуть сильнее, но опыт тот же самый.>>
Абсолютно неверно. Совершенно другой опыт. Вообще ничего общего. В том то и дело.
Левон, спасибо.
Я с вами согласен почти во всем пунктам.
И, кстати, я сам перешел на худ. лит именно по этой причине.
Относительно непосредственно просветления …наверное разговор и вовсе не имеет смысла.
Оно это или не оно мы с вами не знаем, так как нет внятного описания просветления.
И ведь в таком случае вы тоже не можете быть уверены, что пережили именно такой опыт, а не что-то иное.
Я всего лишь оперирую собственным опытом ИСС и исследованиями других людей.
В любом случае, не вижу в этом ни малейшей ценности, чтобы идти таким тяжелым и грустным путем к такой неочевидной для меня цели.
Завершая тему я хотел бы вернуться к тому, что описал СГ.
Проблемы о которых он говорит могут быть не просто возрастным кризисом, а трудностями, связанными с так называемым “духовным развитием”.. я просто предположил….
Для тех, кому это покажется интересным, советую посмотреть:
http://bit.ly/1pmCVCT
это перевод интервью с женщиной, которая занимается исследованием проблем, которые возникают у медитирующих и духовно ищущих. Там и статистика накопилась серьезная и понятно с чем люди сталкиваются в реальности.
Ассаджоли НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ
http://www.aadubna.narod.ru/staty/ass.htm
Просто лучше все это знать с самого начала и решить – оно тебе надо или нет?
Я решил, что мне нет. Но это я…
PS
Сергей ( по его словам) занимался по трехтомнику “Древние тантрические техники”.
Автор этой книги реальный практик, даже если писал ее не сам.
Но я читал то, что он говорил сам (книга его бесед).
В ней он прямо заявляет – Меня в жизни больше не интересует ничего вообще. И йога не интересует.
Я живу отшельником и люблю бога и идите вы все лесом. Вот такой результат.
Если, как Сергей сообщал, он занимался практикой 3 часа в день много лет, то потеря интересов и сужение зоны – это просто легко отделался:)
Всем спасибо;
<<И ведь в таком случае вы тоже не можете быть уверены, что пережили именно такой опыт, а не что-то иное.>> Могу. Исходя из самого этого опыта. Я попытался объяснить почему именно. Но не суть. Еще раз повторяю: по поводу негативных последствий духовных практик: Все вами изложенное справедливо, но относится не к духовным практикам, а к самодеятельности и ньюэйджевскому шарлатанству. Подавляющее же большинство настоящих духовных практиков той страны в которой мы живем это православные монахи схимники(и частично все православные монахи только неглубоко), непосредственный контакт с которыми сильно затруднен. А вы их как раз и не рассматриваете и говорите совсем о другом.
Хатха йога же вообще не духовная а поддерживающая практика. Вред от ее неграмотного использования таки можно нажить, но по сути это тот же вред который можно нажить от любой физкультуры(ну некотарая специфика есть но не более того) Целей духовного развития, а , тем более, достижения просветления хатха йога не ставит.
И про нервные заболевания бессмысленно убеждать того кто и так в этом убежден, и к тому же имеет не только позитивный но и негативный опыт.
Пс. Поведение типичное для высоких уровней просветления. Однако выводы вы делаете неверные.
Попробую все же внятно описать то что описать возможно. Просветление это когда ты разом осознаешь реальность. Так же как в обычном акте сознания или озарении, только во первых в несравнимо большем объеме, а во вторых не тематически а одним цельным куском. Объем осознавания колоссален и монолитен, но никаких искажений восприятия не наблюдается в принципе(есть одно исключение но об этом ниже) Если искажения есть, если привносится что либо новое не за счет цельности и глобальности а конкретно, это НЕ просветление.
Единственным исключением является восприятие времени. Восприятие времени при просветлении просто отключается. Внутренние часы на какое то время перестают существовать. Собственно в этом тоже ничего нового, любой обычный акт сознания тоже вневременной, но акт сознания не настолько глубок что бы это осознавалось (пока не имеешь опыта) потому сие ощущение воспринимается как новое. Собственно все. Больше ничего конкретного о просветлении сказать невозможно. Не потому что не о чем, а потому что происходит качественный скачок принципиально невыразимый.
Еще раз: Просветление это расширение и углубление сознания а не его искажение или изменение. Именно это и позволяет судить о подлинности просветления. Нирвана есть сансара.
И последний момент. Испытав просветление сам ты находишь его следы у самых разных людей. Причем там где тебе раньше и в голову не приходило искать. Что так же является доказательством подлинности, универсальности настоящего просветления.
/Левон. Мне ваша позиция совершенно понятна, но настолько же неубедительна (sorry).
Вы пытаетесь (но не можете) доказать, что есть духовный опыт (углубление и расширение сознания), а есть измененные состояния сознания (глюки).
Я же уверен (но не буду этого доказывать) в том, что все, что бы ни происходило с вашим сознанием это всего лишь изменение биохимии мозга.
Кратковременное или необратимое, а также Бесконечно разнообразное по форме.
То, что описали вы – одна из форм.
Но это контур.
Через психику меняем химию (долго)
Через химию меняем психику (быстро)
В обоих случая крайне опасно и для реальной жизни вредно.
И вот все эти штуки:
– когда ты разом осознаешь реальность…
– в несравнимо большем объеме…
– одним цельным куском…
– никаких искажений восприятия не наблюдается…
– восприятие времени при просветлении просто отключается…
являются просто типичными для очень многих химических просветлений:)
Если вам угодно называть их “духовными” я ничего против не имею.
Маккена и Хаксли так же как и вы были глубоко уверены в “духовности” всех испытанных ими состояний.
Когда человек испытывает такие сильные изменения в сознании, то он склонен сильно переоценивать их значимость и природу.
—————-
/Хатха йога же вообще не духовная а поддерживающая практика/
Это иллюзия, но именно под такой маской она продвигается в массы чтоб сразу не пугать аудиторию.
Если вы делаете эту практику так как положено, то вы обязаны полностью концентрироваться на выполнении каждой асаны и всех внутренних сенсациях.
Отсюда, если вы занимаетесь хатха йогой три часа в день, то вы занимаетесь концентрацией три часа в день. Концентрация это первая стадия медитации.
Если вы НЕ концентрируетесь, а просто делаете асаны, то это вообще не йога а зарядка. Бывает полезно и вообще – бодрит:)
—————
/Поведение типичное для высоких уровней просветления. Однако выводы вы делаете неверные./
1. Совершенно не важно, являются ли мои выводы ( а так же ваши) верными или неверными.
Есть факт. Человек показал к какому состоянию приводит путь йоги и медитации.
Я полагаю, что достижение таких уровней “просветления” не входит в задачи большинства современных людей.
Но каждый шаг в занятиях йогой, ведет их именно в этом направлении.
2. Люди занимаются медитаций не одну тысячу лет. Весь путь, который проходит медитирующий человек давно и детально картографирован.
Этот путь почти не отличается у большинства людей именно по той причине, что мозг у нас одинаков и биохимические процессы в нем происходящие примерно одинаковы у всех.
Задаем вопрос Гуглу- The Sixteen Stages of Insight
Вот шестнадцать подарков, с которыми придется столкнуться в любом случае (особенно в 6 по 10)
Задаем вопрос себе – а оно мне надо?
В большинстве случаев ответ – нет.
Правильное занятие духовными практиками ведет к синхронизации с реальной жизнью – и, неизбежно, к рассинхронизации с так называемой “реальной жизнью”.
Каковая на самом деле есть ничто иное, как морок, гранфаллон и суета, отвлекающая от реальной жизни.
Это есть совсем коротко, но по сути :-)
Краткость большой талант, Жень. :)
Дмитрий. Я испытывал и то и другое. Я могу сравнивать. Прошу прощения но вы не поняли что именно я описывал. Химия? Да. Но не только химия. Химия может вызвать состояние но не может наполнить его содержанием, а именно содержание имеет значение. Просветление прежде всего процесс информационный и только во вторую очередь химия, потому никакие химические средства не смогут дать аналогичный эффект. Кроме того ни одно химическое средство похожих эфектов не дает. Что бы понять о чем я говорю попробуйте сосредоточится на фиксации актов сознания. Обычно человек воспринимает сознание как непрерывный процесс, но это не так. Сознание работает своего рода вспышками, в промежутках между которыми интеллектуальная деятельность продолжается но сознательная нет. Частота актов сознания и их продолжительность несколько варьируется от индивида к индивиду. В норме это несколько раз в час по несколько секунд. Зная это можно настроится так что бы фиксировать акты сознания, тогда вам станет понятнее о чем именно я говорю.
<<И вот все эти штуки:>> Все вот эти штуки есть в обычном , стандартном акте сознания. Все кроме масштабов. Только масштаб меняет абсолютно все. Происходит качественный скачок. А вот вещества приводят совсем к другим эфектам.
<<Это иллюзия, но именно под такой маской она продвигается в массы чтоб сразу не пугать аудиторию.>> Наоборот. В массы хатха йога продвигается именно как духовная техника. А на деле ничего духовней обычного аутотренинга в хатха йоге нет. Это НЕ ТА медитация, не о том и не для того. Иное дело раджа йога. Йоге я посвятил совсем немного времени, но уж это то я отлично понял. Хатха йога поддерживающая техника. Весьма трудно заниматься духовными практиками без той или иной поддерживающей техники, но взятая изолированно никакой духовной нагрузки такая техника не несет.
<<Есть факт. Человек показал к какому состоянию приводит путь йоги и медитации.>> Любой факт нуждается в грамотной интерпритации. Вы же интерпритируете фактические данные неверно. Чего вы ожидали от просветленного? Неземной радости, или чудес на всю катушку? Почему вы думаете что адекватно понимаете что имеет в виду человек говоря что его в жизни ничего больше не интересует и что он любит бога? Вы не пробовали задаваться вопросом что в слова “в жизни” “не интересует” “любить” и “Бог” он может вкладывать совсем не то же значение которое в них вкладываете вы?
<<Люди занимаются медитаций не одну тысячу лет. Весь путь, который проходит медитирующий человек давно и детально картографирован.>>
Верно, только вот карты недоступны для изучения современной наукой. Не потому что кто то что то скрывает, а потому что изучать их довольно таки затруднительно на настоящий момент. И методик изучения не существует, и весьма трудно провести соответствие между описываемым рельефом и приложением его в конкретном человеке. Ну вот допустим Штейнер все мечтает сделать энцефалограмму мозга в момент просветления, а как? Как угадать в какой момент человек подойдет к просветлению? Естественно сидеть подключенным к энцефалографу годами никто не будет, стимула к таковому поведению нет, а на одной вежливости не получится. Потому ученые изучают то что могут, а именно жертв шарлатанских или самодеятельных духовных практик, что совсем не о том.
И я все время вам говорю одно и то же не путайте настоящие духовные практики с щарлатанством. Все практики которые вы описываете ФАЛЬШИВКА. И это в то время когда в сравнительной досягаемости от вас наверняка есть православный монастырь. Вот поезжайте туда, поживите при монастыре, пообщайтесь, понаблюдайте. Там вы сможете понять чем отличаются фальшивки от настоящих духовных практик. Буддистских монастырей и ашрамов индуистов не предлагаю в виду наличия отсутствия оных в свободном доступе. То немногое что есть это тоже ньюэйдж а не настоящая традиция и, соответственно тоже фальшивка. Но православные монахи, особенно исихасты, вам легко заменят буддистов и индуистов в данном вопросе.
Пока одобрение моей регистрации лежало в спаме, тут столько написали…
Я тем не менее попытаюсь подкинуть более простую причину происходящего.
Социальную. Может не в полной мере и не у всех, но всё же.
Есть вещи, которые мы не смогли сделать своей профессией.
В результате, то что позволяет нам зарабатывать деньги, выталкивает всё остальное, конечно если это занятие нравится.
На то, что становится хобби очень часто нет времени. Кроме основной работы ещё семья, дети.
Попытки вникнуть снова, которые предпринимаешь время от времени безуспешны, потому что что-то отвлекает и не успеваешь войти в во вкус, ошибочно принимая это за нежелание.
И вот вдруг может основное занятие отпустить временно (работу там потерял на время или что ещё) или больше свободного времени стало (дети выросли), случайно стряхиваешь пыль со своего старого станка и случайно углубляешься в давно забытое ремесло и вдруг втягиваешься опять, особенно если недоучил, не постиг до конца.
Хорошо, когда есть задел из детства или студенчества, можно вернуться к старому занятию. Страшнее, когда ничего нет.
А я вот возьму и соглашусь со всеми :) Тем более, что каждый держит крепко в своих лапах то-другое зерно истины. Спасибо за дискурс – сразу видно, что собралась пожилая почтенная публика, которой не чужды мои фобии :)
Случайно и, вижу, поздновато, заметил интереснейшую тему. Кажется, все уже высказались…
Тема действительно актуальная, для меня тоже. Правда, с несколько другого, ИМХО, ракурса. О нем чуть позже (и пара мыслей по поводу постов уважаемых участников тоже ;) а пока короткое замечание:
Alexandr Smirnov
“Я тем не менее попытаюсь подкинуть более простую причину происходящего. Социальную. Может не в полной мере и не у всех, но всё же. Есть вещи, которые мы не смогли сделать своей профессией.”
Это ведь можно переформулировать и по-другому, и мне кажется, что для многих людей в основе такого кризиса лежит довольно простое ощущение – человек начинает “всей кожей” воспринимать, КАК МАЛО у него осталось времени жизни. Да, конечно, теоретически это и раньше все знали, но практически об этом редко кто много и часто думает. Пока “едешь на ярмарку”, просто физически трудно себе представить, как это – останется жить меньше времени (условно), чем уже прожил. А когда приходит “поворотный момент”, это очень хорошо начинает даже не сознаваться – для многих это и идет под личиной усталости, потери интереса к профессии, к семье (это все тоже имеет значение, но не только). Что вот ты назад помнишь – что было 20 лет, 30, 40… и всегда в этом прошлом у тебя было больше времени впереди! (Опять-таки в среднем, конечно). А сейчас его начинает становиться меньше. Зачем что-то делать, чем-то интересоваться – все равно ни новой работы, ни новых отношений начать не успеешь, а старые не успеешь “дожить”. Это может сколько угодно быть не так фактически, но ощущение такое, ИМХО, – это одна из основ подобных кризисов.
Кстати, Левон, насчет подобного перелома в 25 лет – это я первый раз слышу. Вы таких много видали?
Через одного, Андрей. Вообще подобное просиходит чем позже тем реже. И чем раньше тем итог… скажем мягко- бледнее. И вы опять не туда со страхом смерти. Это как бы совсем о другом.
Левон:
“Через одного, Андрей.”
Через одного в возрасте 25 лет? Я вас правильно понял? В таком случае мы вообще о каких-то разных вещах говорим. Я такого случая, кажется, ни одного не знаю. Еще после 30 – туда-сюда.
“И вы опять не туда со страхом смерти. Это как бы совсем о другом.”
Почему со своим? Это отнюдь не я придумал вообще-то. Снова – вы хотите сказать, что большинству людей в кризисе, условно говоря, 40-летних, вообще неважно то, что относится к времени жизни и отношению к этому? Как это можно серьезно говорить? В таком случае половина народа просто спокойно начинала бы жить новой жизнью, как в 20.
Чем же, по-вашему, обусловлен именно в таком возрасте – условной середины жизни – такой классический синдром?