022. На машине на юг! Часть первая: выбор маршрута

Сегодня, в преддверии лета, хочу открыть серию публикаций, посвященных поездке на юг своим ходом – на автомобиле. Под югом, в данном случае, понимаю Крым, Одессу либо любое другое место на побережье Черного моря на территории Украины. 

Почему именно побережье Украины, а не наши Ейск, Голубицкая, Анапа, Геленджик, Сочи? По двум простым причинам: во-первых, я сам никогда в те края на машине не ездил; во-вторых, мне бы хотелось рассказать о таком увлекательном мероприятии, как пересечение границы, поскольку с ним связано море мифологии в Рунете. Даже удивительно, как люди, начитавшись всяких ужасов, отваживаются еще отправляться в путь. 

Мы начнем разговор с самого начала – с выбора маршрута. Первый шаг – вполне естественный: отправляемся на картографический сервис  Яндекса или Гугл, вбиваем начальную и конечную точки путешествия  и получаем изумительную по полезности и информативности путевую карту. Вот, к примеру, как выглядит поездка "Москва – Алушта" (довольно нетрадиционный для меня маршрут, который тем не менее проделал полтора года назад):

 

В принципе картография Яндекса никак не отличается от Google, поскольку имитирует все элементы интерфейса своего старшего брата. Конёк Яндекса – пробки –  на практике вам вряд ли пригодится, поскольку, даже если у вас будет доступ к Интернету во время поездки, вы вряд ли будете задумываться о пробках, находясь в незнакомом городе. Выбраться хоть как-то и  без боевых потерь – вот единственное, что будет заботить вас в мегаполисах вроде Харькова или Киева. Впрочем, со временем, если войдете во вкус и будете так же как и я повторять путешествия регулярно (я путешествую на машине из Москвы в Молдавию или Украину ежегодно уже 11 лет), чужие города станут знакомыми как пять пальцев, и тогда пробочный сервис Яндекса окажется очень кстати.

Следующий этап после составления маршрута – это ознакомление с его спецификой на форумах. Сразу скажу, что делать это совершенно необязательно и даже бесполезно в практическом отношении (реальность непременно окажется отличной от ее виртуальной подачи в сети). Однако весьма увлекательно в плане entertainment, то есть собственного увеселения. Во-первых, вы увидите собственными глазами, как создается мифология, во-вторых, получите много материалов для последующего сравнения с реальностью, а позитивные эмоции, которые вам обеспечены в результате этого сравнения, с лихвой окупят потраченное на форумное общее время. 

Дело в том, что современные русские люди наделены феноменальной и я бы даже сказал уникальной способностью видеть мир в мрачных черных красках. Это загадочное свойство нашей души я многократно пытался исследовать в десятках своих статей (в основном, в "Компьютерре"), так и не найдя исчерпывающего объяснения национальному пессимизму и крайне негативному восприятию окружающего мира. Если у кого-то из читателей есть собственная теория нашего мраковидения, поделитесь на ветке обсуждения под текстом – буду очень признателен. 

На форумах вы непременно услышите десятки (если не сотни) ужастиков про беспредел, который творится на дорогах: менты-вампиры, выскакивающие  из-за каждого куста-поворота и бросающиеся прямо под колеса с целью обобрать вас до нитки; гигантские ямы в асфальтовом покрытии, неприметные из-за дождя и сносящие подвеску на корню; недружелюбно настроенные аборигены на всем протяжении пути, беспредельные поборы от украинских бандитов-самозванцев, переодевающихся в форму несуществующих милицейских подразделений и устраивающих оцепления на дорогах Южной Украины и Крыма, ну и так далее в том же духе. 

Повторюсь: читать эту форумную мифологию совсем не обязательно, однако если заранее сформировать правильное к ней отношение, полученные сведения доставят вам много приятных минут, ибо всякий раз, как вы будете убеждаться в надуманности и вздорности страшилок, вы будете испытывать катартическое удовольствие. 

В том, что это удовольствие вы получите, я ни грана не сомневаюсь, ибо за 11 лет ежегодных автомобильных пробежек (а в последнее время – уже и дважды в год) я не стал свидетелем ни одного ужастика из тех, что описываются на наших форумах, причем с завидной повторяемостью (последнее обстоятельство я объясняю заразностью негативной мифологии, имеющей свойство инфицировать легковерные души).

Можно ли отправляться в путешествие без всяких распечаток из Яндекс-карт? Разумеется, можно: достаточно купить любой дорожный атлас и пользоваться им. Правда, атлас не создает такой приятной иллюзии уверенности, как распечатки из картографического онлайн-сервиса, а значит мы собственноручно урезаем удовольствие от путешествия. Оно нам надо?

Наконец, можно пользоваться GPS-навигатором. Даже не можно, а нужно им пользоваться, но с одной важной оговоркой: непременно сделайте распечатку маршрута, составленного с помощью Яндекс или Google карт! Почему так? Не будем ли мы дублировать GPS? Не бойтесь, ничего не будем! 

Дело в том, что GPS-навигатор хорош всем, кроме одного: он никогда не дает общего представления о маршруте, какое возможно получить при использовании обычного дорожного атласа или распечаток маршрута!  Можно возразить, что в навигаторе легко уменьшить масштаб и получить более широкую картину движения. Поверьте бывалому путешественнику: это изменение масштаба жутко неудобно. Во-первых, все программы GPS по умолчанию автоматически восстанавливают масштаб после нескольких секунд: не успеете вы приглядеться как следует к ориентирам, заметным только с высоты птичьего полета, как GPS-навигатор "любезно" изменит разрешение карты и вернет вас в реальность крупного и, увы, бесполезного в незнакомой местности масштаба. 

Во-вторых, ориентироваться в незнакомой местности в движении без распечатки маршрута очень и очень проблематично. Приходится останавливать машину и рассматривать окрестности на мониторе GPS, пытаясь сориентироваться, что, согласитесь, весьма неудобно. Да и бесполезно, потому что через пять минут движения вы опять все забудете, и процедуру с изучением окрестностей придется повторять заново. Я все это многократно испытал на собственном опыте, поэтому и говорю с такой уверенностью: непременно распечатывайте маршруты (либо берите с собой бумажные атласы)! С одними показателями GPS-навигатора рано или поздно вы непременно  "поплывете" и заблудитесь.

Изучать маршрут заранее не обязательно – зачем вам забивать голову лишней информацией? Все равно забудете ее до того, как она вам может понадобиться :) Гораздо увлекательнее постигать маршрут уже в движении, оглядываясь по сторонам и сопоставляя реальные участки дороги с точками на карте. Можно, конечно, и этого не делать и ничего ни с чем не сопоставлять и не запоминать. Только в этом случае непременно возникнет недоумение: а какого черта вы вообще отправились в путь на автомобиле?! Вам нужно как можно быстрее попасть в конечную точку путешествия? Сели бы тогда на поезд или летели самолетом! Быстрее и выгоднее (даже иногда по деньгам – к меркантильным аспектам автопробегов мы еще вернемся в последующих заметках). 

Основной мотив путешествия на машине – это любовь к самой дороге и неподдельный интерес к местам, которые будут встречаться по пути следования. Если ничего, кроме конечной точки путешествия, вас не интересует, то вы затеяли гиблое дело: ничего, кроме разочарования и озлобления от автопробега, вы не получите.

В следующий раз мы займемся подготовкой к автопробегу (что нужно и что не нужно брать с собой в путь). А также самой дорогой: ее опасностями, приятностями, а также мотелями и прочими вариантами для ночлега.