029. На машине на юг! Часть вторая: сборы, мотели, бензин и гаджеты

Сегодня продолжим серию постов, посвященных автомобильному анабасису в южном направлении. Для меня самым сложным в любом перемещении всегда был и остается вопрос бренного скарба: что с собой брать, а что оставлять? 

Я вполне отдаю себе отчет в экзотичности личного опыта: вряд ли нормальному человеку предстоит маяться выбором – брать все 15 внешних накопителей 3.5″ / 2.5″ или только половину? Тащить на юга NAS или довольствоваться крэдлами? И так далее – по всем остальным этапам моего IT-помешательства почти до бесконечности. Поэтому избавлю читателей от конфузных подробностей и сосредоточусь на универсальном опыте.

Опыт этот таков, что злейший враг любого путешествия – это шмотки, поэтому настоятельно рекомендую брать всегда по самому минимуму. Вы даже представить не можете, какой в конечном итоге объем занимают все эти кроссовки, джинсы, платья, куртки, ветровки, спортивные костюмы и майки в вашем багаже! Половину – в лучшем случае. Обычно – всегда больше. Самое ужасное, что в 99 % случаев вы большую часть шмотья ни разу не наденете! Не потому, что не будет оказии, а потому, что любая дальняя поездка непременно рождает туристические настроения, которым сопутствует  и туристическая ментальность: покупать сувениры! Вам захочется купить новую майку, вашей жене/подруге – платье, и обеим – купальные костюмы. И вы их купите. А всё старье, что притащили с собой, из чемоданов так никогда и не достанете. Поэтому лучше сразу ничего не брать! Я понимаю, что жалко и очень хочется, но поверьте – это лишнее.

Одним словом, моя рекомендация по части багажа:  брать всего по самому минимуму! 

Следующий вопрос: когда собирать вещи в дорогу? Непременно накануне вечером! Соответственно,  выезжать нужно всегда утром. Причем, чем раньше, тем лучше. Это даже не обсуждается – проверено во всех вариантах и доказано по всем преимуществам: и усталости в дороге меньше, и трафик не так загружен, а главное – остается несравненно больше времени на маневры.

А маневры потребуются почти гарантированно. На таможне может оказаться многочасовая пробка, на дороге – ремонтные работы с незнакомым объездом (Украина это любит), поймаете гвоздь в колесо (не приведи, господи!), потратите лишний час на препирательства с гаишниками, родственники устроят бунт и потребуют незапланированных перерывов на покушать/размять конечности/справить нужду – эти или другие непредвиденные обстоятельства заставят пересматривать маршрут на ходу. 

“Счастливого пути” и “Будь внимателен за рулем!” – наверное, молдавские совы в отличие от всех остальных не слепые 

Почему пересматривать? Потому что из-за подобных сюрпризов вы физически не будете успевать доехать до точки привала, которую изначально запланировали, раньше, чем иссякнут последние силы за рулем. 

Моя постоянная ошибка: ночевку я всегда планирую на максимальном пробеге – обычно в Броварах, то есть уже под Киевом. От Москвы почти 900 километров. Даже с учетом того, что знаю все возможные маршруты как облупленные (включая жуткие “глуховские объезды” – кто помнит, поймет!), раз от разу не справляюсь с дистанцией, так что приходится ночевать, когда в Глухове, когда под Киптями.

Последние несколько лет ситуация с мотелями на Украине такова, что расквартироваться по факту уже невозможно: всё всегда занято!  Куда бы вы ни ехали – через Киев на Одессу или в Молдавию, или через Харьков на Крым – приходится бронировать места в мотелях заблаговременно (желательно за день, хотя можно и утром в день отъезда, но я бы не рисковал). И здесь самое неприятное: если вы выйдете по не предвиденным обстоятельствам из графика и не доберетесь до перевала, то придется отменять бронь и искать ночлег в неожиданном или, того хуже, – незнакомом месте. Шансы на пристойный overnight, как вы понимаете, в этом случае драматически снижаются. Скорее всего придется ночевать в неизвестном мотеле самого низкого пошиба (все хорошие места в пристойных заведениях гарантированно будут разобраны).

Короче говоря, мой совет: не повторяйте ошибку и не планируйте привал на крайней точке своих физических возможностей (те самые 800-900 км пробега на одном дыхании). Идеальный вариант в направлении Киева: это “Гетманский двор” на развилке на Глухов (30 км после пересечения украинской границы) либо “Озерное” – на окраине самого Глухова. 

“Гетманский двор” дороже и удобнее (в 100 метрах от трассы), “Озерное” дешевле и предполагает уход с трассы на 5 км в сторону. Зато и живописнее: прямо на берегу небольшого аккуратного озера. 

В Киптях (270 км от границы на развилке с Черниговской трассой) ни одного приличного мотеля я не знаю, в Броварах же чудовищные цены (под 100 долларов за ночь!) везде, кроме “Пирамиды” (от 30 до 60 долларов). 

Другой вариант – останавливаться в живописных местах, которые вы подберете заранее, внимательно изучив Интернет и физические карты. Здесь, правда, есть одно “но”: для подобных биваков требуется соответствующий инвентарь – палатки (если машина не внедорожник), спальные мешки, надувные матрасы, складные стулья/кресла, примусы/горелки и проч. турпоходные дела. 

Ночлежный вариант

Если годы/задор позволяют и не лень таскать с собой весь этот перегруз, можете попробовать: “дикие” ночевки самые запоминающиеся и яркие, хотя и налагают на водителя дополнительные обязательства в плане двужильности :) В том смысле, что так выспаться и отдохнуть, как в мотеле, даже со скидкой на близость природы, у вас не получится. Утреннее купание в озере /реке, конечно, может заменить душ, но вот комары-истязатели, коих по всему южному маршруту всюду немеряно, вам точно настроение подпортят. 

Может, я просто стал старым? Возможно, что и так. Так что не слушайте меня и сами попробуйте – вдруг понравится и тогда о мотелях будете вспоминать, как о неудачной шутке.

Топливо. Здесь рекомендация одна и однозначная: по возможности заправляйтесь в России. Причина тоже одна: сильно дешевле! У нас бензин – вокруг 30 рублей за литр, у соседей – около 45-46. Столько же и в Молдавии. Забавно, что лет 6-8 назад в Молдавии было сильно дороже, чем на Украине, а потом как-то незаметно выровнялось. Правда, за Молдавией (в Румынии и дальше по ЕС) начинаются вообще песни: от 50 (в Австрии или Болгарии) до 70 (в Италии).

Оптимальная схема: заправляете полный бак в ближнем Подмосковье (все-таки дешевле, чем в самой Москве), докатываете до границы и там заливаетесь по полной повторно. Граница от Москвы в 550 км, поэтому хватает на ура, если, конечно, не жать гашетку в пол и не дергаться. На втором баке вы протянете где-то до Белой Церкви или даже Умани (100 и 200 км южнее Киева по Одесской трассе). Там множество хороших (и, увы, дорогих) заправок: третьего бака хватит, чтобы доехать до Одессы (Молдавии) и еще недельку покататься по окрестностям. В крымском направлении стратегия такая же: полный бак в Москве, второй на границе, третий – на полпути между Киевом и ЮБК (или куда вы там направляетесь).

Киев вечером

Насчет сказок о жутком украинском бензине, коими полнится Рунет: за долгие годы ничего подобного ни разу не испытал, хотя и приходилось заправляться на т.н. “диких” станциях, коих множество в западной части Крыма и центральной Украине в стороне от трасс. Впрочем, береженого бог бережет, поэтому единственная рекомендация: заправляйтесь всегда на трассах! Качество бензина в тамошних ТНК и Лукойлах ничем не отличается от того, что вы заливаете в Тульской, Калужской, Орловской, Белгородской и прочих областях России.  По любому – я бы не заморачивался.

Вопрос с банковскими карточками. Вопреки тому, что, опять-таки, приходилось читать в Рунете, я ни разу не встретил ни одной большой заправки, расположенной на трассе, которая бы не принимала банковские карты к оплате. Единственное, что в Молдавии иногда боятся, что сбойнет терминал, поэтому просят держать наготове наличные. Раз боятся, значит знают, поэтому в подобных ситуациях я просто даю 100 леев и заливаю 8 литров бензина, добирая остальное на ближайшей крупной заправке.

Гаджеты в дороге. Важность (и ограничения GPS) мы уже обсудили, поэтому сегодня ограничимся радар-детекторами. Я прекрасно без них обходился все эти годы, опираясь, по большей части, на здравый смысл (и подмигивания встречного транспорта). В начале прошлого лета решил выпендриться и купил себе Escort Passport 9500ix International – лучший в мире радар-детектор. 

Молдавский билингвизм “Rothuizen – Бетон”

Помог ли мне “Эскорт”? Несколько раз – да, реально помог, своевременно предупредив о стационарных засадах в местах, которые мне были не знакомы. При этом меня поймали все равно дважды. И оба раза – пистолетом, который не включали до самого последнего момента. Когда пушка выстреливала и мой супер-пупер радар-детектор начинал истошно верещать, а я – лупить по тормозам, было поздно: меня уже уже зафиксировали. Один раз – на Украине, второй – в Приднестровье. Пришлось платить штрафы. 

Короче говоря, целесообразность радар-детектора для меня не столь однозначна, как в случае с GPS (без которого просто нельзя никуда выезжать, особенно в незнакомые большие города). Хотя внутреннего спокойствия и уверенности радар-детектор придает безусловно. 

В следующий раз мы начнем с разбора ловушек, которые устраивают гайцы на дорогах – в России, Украине и Молдавии (у каждого – свой конек, один другого хитрозадей).