036. На машине на юг! Часть третья: безопасность в пути

Продолжаем наш разговор по вторникам на тему южного анабасиса на автомобиле. Забавно, что я отправляюсь в традиционное путешествие послезавтра, так что пишу Пену дней уже в предвкушении пополнения опыта и обогащения новыми впечатлениями.

Изначально я планировал написать два-три поста на тему дальних поездок на автомобиле, однако по ходу дела получил такое множество вопросов от читателей, что, боюсь, не удастся свернуть рубрику до конца лета. Потому как вопросы все очень важные и интересные: проверенные заправки, хорошие кафе, мобильный Интернет и роуминг, местные опсосы, платные дороги, тонкости общения с полицией, полицейские же хитрости/ловушки, прохождение таможни  – и это лишь начало списка :)

Сегодня мы займемся безопасностью в дороге. Если одним словом: то – безопасно! Во всяком случае гораздо безопаснее, чем в любом крупном мегаполисе нашего Отечества. На протяжении всего пути до самого юга – будь то Одесса / Крым или Молдавия. Разумеется, все, что я пишу, я излагаю по личному опыту. Ни на какие форумные страшилки и urban legends не ссылаюсь и не полагаюсь.

Так вот: мой личный опыт – ни единой криминальной или хотя бы даже криминогенной ситуации за все годы постоянных дальних путешествий на автомобиле. Нигде – ни в России, ни на Украине, ни в Молдавии.

Первое, что приходит в голову, – автоподставы. Ни разу не встречал, и, думаю, тому есть хорошее объяснение: реализовать полноценный спектакль где-то на дальнем перегоне несопоставимо сложнее, чем в большом городе. Для хорошей автоподставы требуется стечение множества специфических обстоятельств: перегруженного трафика, причем непременно – многополосного, возможность быстрого и эффективного ухода, повторяемость ситуации и т.д. Ничего этого на трассе в большинстве случаев нет.

Разумеется, что, въезжая в транзитный большой город, вы попадаете в зону повышенной опасности в плане автоподстав, однако здесь вам на помощь неожиданно приходит ваш иногородний статус. Главный подсознательный мотив, толкающий жертву на переговоры с подставщиками – иррациональный страх, который в огромной степени вытекает из ощущения вашей уязвимости  в собственном доме. Находясь в родном городе, вы сталкиваетесь с враждебными силами, с насилием, которое психологически очень тяжело переносится, поскольку у вас создается ощущение, что вас атакуют там, где вы живете, где ваш дом, где все вам казалось знакомым и безопасным.

Ничего этого в чужом городе, тем более – на трассе – нет. Вы далеки от дома (вашей крепости) и ощущаете временность своего пребывания в чужих местах. Временность, значит в любой момент можно сняться с якоря и раствориться вдали. Эдакий синдром “гастролёра” :) Очевидно, что ощущение этого комфорта совершенно ложное, что по голове могут настучать вдалеке от дома даже похлеще, чем в родных пенатах, но это не имеет никакого значения в контексте автоподстав, потому что подставы эти разыгрываются на чистой психологии. На гоп-стопе. А вы априорно не боитесь, потому что вам кажется, что вы неуязвимы и всегда можете уйти от ответственности и наказания. Не важно, что не это не так, важно, что психологический паттерн, который вас описывает, именно таков.

Автоподставщики – тончайшие психологи. Они никогда не будут тратить времени на продавливание тех, кого продавить сложно. Транзитный водитель – один из тех психологических типов, который неудобен для автоподставщиков. Поэтому с вами, скорее всего, заочно не будут связываться.

Означает ли сказанное, что вы гарантированы от автоподстав? Разумеется, нет. Мы вообще нигде в мире ни от чего не гарантированы. На трассе ли, в чужом городе, на заправке, днем, ночью вы можете нажить себе неприятностей. Точно также как и в родном городе (и даже – в собственном доме-крепости). От случайностей никто не застрахован, однако мы же обсуждаем все-таки закономерности, а не случайности :) И эти закономерности таковы, что странствующий, заезжий, транзитный персонаж не столь привлекателен в глазах криминала как местный житель.

О криминальном поведении на дороге  родной полиции мы сегодня говорит не станем, потому как эту тему я выделил в самостоятельный пост. Какие еще формы криминальности возможны на трассе? Попутчики. Здесь у меня непреложное правило – никого никогда не подбирать! Без малейшего исключения. Я никогда никого в машину к себе не подсаживаю и настоятельно рекомендую следовать моему примеру. Потому что подавляющее число проблем на трассе наживается именно на таких подсадках. Вариантов проблем такое множество, что даже обсуждать их не хочется. Да и времени жалко. Так что примите за аксиому: дальние переезды следует осуществлять только с пассажирами, которые сели в вашу машину при отправлении. Никаких попутчиков!

Наконец, последнее, о чем нужно постоянно помнить во избежание неприятностей на трассе: будьте ВСЕГДА предельно вежливы с другими водителями! Никого не подрезайте, не хамите, не грубите, не наглейте, не злитесь, не устраивайте погони, не обгоняйте только ради того, чтобы продемонстрировать крутизну своей тачки. Из личного опыта могу сказать, что всякий раз, когда я оказывался на грани разборок и потом чудом удавалось уйти от потенциально непредсказуемого по последствиям конфликта, виноват был именно я, а не кто-то другой. Либо кого-то подрезал, либо устраивал некрасивые объезды по обочине медленно тянущейся колонны (один раз таким образом разбил фару вылетевшим из-под моего колеса камнем случайной машине), либо пытался куда-то нахально вковыряться без очереди.

Слава богу, все эти глупости я совершал в первые два-три года своих путешествий. Давно уже взял за правило вести себя на трассе предельно тактично и вежливо, поэтому забыл, что такое конфликты и тем более разборки. И потом, поверьте опытному водителю: нет в дороге более приятного, светлого и радостного чувства, чем видеть, как оказавшаяся впереди тебя машина на мгновение включает аварийку в знак признательности за то, что ты ее пропустил, не подрезал, не вытеснил, не поставил в неудобное положение.