НДС: Добрая воля, и как лучше ею злоупотребить

Об уникальной химере современного бухучета – Goodwill – я довольно обстоятельно рассказывал коллегам по НДС в "Дохлой корове как модели нашего мироздания". Сегодня довелось познакомиться со свежей статистикой, которая выводит сюжет на совсем уж головокружительный вираж. Посему спешу поделиться знанием.

Напомню на всякий случай участникам сети, далеким от бухгалтерии (хотя и сомневаюсь, что в НДС такие найдутся, разве что из пиар-братии :), что Гудвилл (англ. Goodwill) — экономический термин, используемый для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости ее активов и пассивов. Гудвилл появляется там, где есть разница между ценой инвестиции и реальной стоимостью активов приобретаемой компании. Такая разница и называется "гудвиллом". Гудвилл равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств. Положительный гудвилл в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а негативный сразу списывается на прибыли и убытки.

Одним словом, "Добрая воля" (если переводить Goodwill дословно) – это совершенно бессмысленная по сути заглушка, которая позволяет поддерживать в парадно-выставочном виде всю мифологию современной корпоративной культуры.

В помянутом выше посте я демонстрировал коллегам использование Goodwill для сведения концов с концами в несводимой никаким другим рациональным способом бухгалтерской отчетности. В определенном смысле эта ненаучная фантастика нарушала логику жизни, создавая иллюзию возможности латать дыры в балансе с помощью Goodwill до бесконечности.

Сегодня мы поговорим о небольшом протрезвлении, которое льет воду на мельницу по имени "Как веревочке ни виться" :)

Минувшим летом Microsoft был вынуждена списать Goodwill со своего баланса в размере 6 миллиардов 200 миллионов долларов! Откуда "Добрая воля" там вообще взялась? Вот откуда: в 2007 году редмондский вундеркинд купил IT-пустышку по имени aQuantive, рекламное онлайн-агенство, за 6,3 миллиарда долларов.

Пять лет с пустышкой отмаялся и списал в мусорную корзину. Купил за 6,3 миллиарда, списал 6,2 миллиарда = рискну предположить, что реальная стоимость aQuantive где-то в этой разнице – 100 миллионов долларов – и пряталась. А 6,2 миллиарда – это "Добрая воля" в прямом смысле слова, потому что мне сложно представить ситуацию, когда компанию насильно принудили купить другой бизнес за какие-то невменяемые деньги.

Можно тут, конечно, встать в позу высокомерного лебедя и сказать, что, мол, для Microsoft 6,2 миллиарда – комариная плешь, плюнет, разотрет и пойдет дальше, не заметив. Позволю все же не согласиться: доход Microsoft в последнем квартале 2012 года составил 7,8 миллиарда – величина, более чем сопоставимая со списанной "Доброй волей" недоброй памяти aQuantive. То есть : гигантской компании нужно было три месяца вкалывать на всю катушку, чтобы потом спустить в унитаз сумму денег того же порядка.

Другой пример такого же странного по расточительности жеста по списанию Goodwill с баланса минувшей осенью я представлял коллегам в "Загадочном пушке" – истории о том, как Hewlett Packard купил за 10 миллиардов долларов британскую софтверную пустышку Autonomy, а потом списал Goodwill на 8,8 миллиарда.

Статистика, помянутая в начале поста, дает тревожное обобщение означенной тенденции. Оказывается, что одними только IT-компаниями ужасы со списанием гигантских Goodwill не ограничиваются.

Этой чесоткой страдает рынок публичных компаний в целом, невзирая на отраслевую принадлежность. Так, неделю назад Caterpillar, производитель горнодобывающего и строительного оборудования, заявил о списании Goodwill на 580 миллионов долларов, связанном с покупкой годом ранее какого-то китайского бизнеса, бухгалтерия которого оказалась полной липой.

Дальше – больше. Bloomberg цитирует Эрина Лайонза, кредитного аналитика Citigroup Inc., который отмечает, что 44 компании, чьи акции котируются на американских фондовых биржах, являются прямыми кандидатами на списание Goodwill в ближайшее время. Причем три из них – Frontier Communications Corp. (FTR), Nasdaq OMX Group Inc. and L-3 Communications Holdings Inc. (LLL) – несут на своем балансе Goodwill, который превышает их рыночную капитализацию!

И это не абы какие компании, а компоненты индекса S&P 500! Тенденция набирать "Добрую волю" по самым жирным тарифам -глобальная и устрашающая. Вот как это выглядит на красивой картинке:

Перед нами график Goodwill крупнейших компаний, входящих в индекс S&P 500, за последние 10 лет. В двух измерениях: размер Goodwill в расчете на акцию и как доля от всех активов.

Самое интересное в этом графике – отнюдь не безупречная кривая роста, практически не знающая колебаний и отклонений от взятого курса. Самое интересное – это сравнение графика Goodwill с графиком самого фондового рынка:

Как видите, динамика рынка, мягко говоря, сильно отличается от динамики Goodwill. На рынке – взлеты и падения, бурный рост и головокружительный спад, а Goodwill знает только упрямый и тупой рост.

О чем это говорит? О том, что тенденция прямого стабильного удорожания Goodwill, которая демонстрируется крупным бизнесом, не является рыночной. Очевидно, что эта тенденция – системная, однако это какая-то другая система. Какая же?

Я думаю, что речь идет о механизме, который описывает внутреннюю логику современного фондового рынка. Механизме сугубо психологическом. Самую большую ошибку, какую мы только могли бы совершить, разбирая по косточкам в нашем скромном междусобойчике действия таких асов как Microsoft и Hewlett-Packard, это заподозрить ребят в глупости и ошибках.

Все мы, конечно же, знаем, что в тамошних бухгалтериях сидят такие зубры, что мама не горюй: откусят всё, и не только палец. Если Microsoft покупает пустышку за 6 миллиардов долларов с гаком, по меньшей мере нужно понимать, что компания чего-то сильно хочет. И – главное! – имеет все основания полагать, что хотелка ее доходная и принесет дивиденды.

Очевидно, что ожидаемые дивиденды от Goodwill, исчисляемой миллиардами долларов, во-первых, должны быть как минимум соизмеримы с размером самого Goodwill (иначе это была бы какая-то болезненная игра); во-вторых, дивиденды эти ожидаются в другом месте (потому что – уж поверьте – бухгалтерия Microsoft в состоянии оценить реальную стоимость и возможности недоразумений вроде aQuantive.

Мысль такова: дивиденды от Goodwill ожидаются поглощающей компанией не столько от самого объекта поглощения, сколько от впечатления, которое символический акт поглощения окажет на рынок в целом!

В системе биржевых ценностей сегодня, как никогда раньше, доминирует чистая фаллометрия: у кого больше дюймов, тот и победитель! Не важно, что дюймы не всегда синонимичны эректильному эффекту (сколько сил ушло на создание этого эвфемизма, вы бы только знали :), важно лишь, что the size matters!

Рынок видит компанию, которая много поглотила, сильно разбухла, отоварилась "Доброй волей" по самое небалуйся, и делает почти автоматически свой вывод: компания хорошая! И тут же начинает скупать ее акции с удвоенной энергией.

В результате отдача через рост биржевой капитализации перекрывает все мыслимые и немыслимые убытки от поглощения пустышек и последующего списания Goodwill.

Такая вот интересная подлежащая логика разорительных списаний "Доброй воли". Единственный момент, который остается прояснить, – это механизм превращения эфемерной "бумажной" капитализации в реальные живые деньги. Вопрос этот очень важен, поскольку в общественном поле бытует сказка о том, что, мол, биржа – это несерьезно, капитализация – это пустой фантик и прочие наивные глупости.

У меня нет сейчас возможности описывать технологию превращения "ненастоящей" биржевой капитализации в реальные живые деньги, но поверьте: механизмов (давно отлаженных и никогда не сбоящих) существует тысячи! Даже десятки тысяч. Самый простой из них: ничего делать вообще не придется, потому что банки к тебе придут сами и предложат деньги на фантастически выгодных условиях – под залог твоей биржевой капитализации. Не говоря уж о том, что на свои "неживые" акции можно скупать очень даже живые сторонние активы – от недвижимости до производственного оборудования.

В общем, овчинка выделки явно стоит. Что и демонстрируют Microsoft, HP, Caterpillar и сотни их коллег по NYSE и NASDAQ, готовые переплачивать миллиарды долларов за пустопорожнюю "Добрую волю".