НДС: Ксенолисгодия

Уже много лет мне хочется обстоятельно и с пристрастием исследовать компании-оборотни, которые камуфлируют свое происхождение и национальную принадлежность, руководствуясь какими-то своими соображениями. На самом деле в этом сюжете самое интересное –   не перевертыши, а их мотивация, через которую мы можем выйти на более  высокий уровень понимания механизмов консюмеризма.

Начну с главного: бизнес оборотней – это не какая-то уникальная российская штучка, а вполне себе универсальный прием, который в разные времена и эпохи использовался всеми народами. Мотивация на самом высоком уровне также не является чем-то секретным: все народы наделены не только маниями превосходства, но и комплексами неполноценности. Одни больше, другие меньше, одни – в открытой форме, другие – в глубоко сублимированной или даже сознательно конспирированной, но факт остается фактом: страдают от неполноценности все без исключения.

Встречаются, конечно, нации сильно самодостаточные. Первыми в голову приходят англичане, которым за века мировой экспансии удалось не только построить самую безбрежную империю, но и максимально запрятать в глубины подсознания все свои комплексы неполноценности. Единственный – самый большой и самый саднящий – какой только заметен сегодня невооруженным взглядом в английском человеке, так это инфериорность по отношению к Франции и французам.

От нее, к сожалению, англичанам никуда уже не деться, потому как нельзя же вычеркнуть из истории норманнское завоевание, дискриминацию английского языка и последующее насильственное его офранцуживание, в результате которого в современном English слов латинского происхождения чуть ли не больше, чем германского, так что смело можно говорить уже о принадлежности к смешанной романо-германской группе. Последующие конфронтации вроде яростного противоборства Наполеону – лишь поздние отголоски того самого комплекса неполноценности, который зародился после битвы при Гастингсе в 1066 году.

В остальном очень сложно найти в психологическом портрете современного англичанина хотя бы малейший намек на ощущение собственной второсортности по отношению к кому бы то ни было. Даже французский комплекс в новое время англичанам удалось удачно сублимировать в тонкой самоиронии (перечитайте потрясающие книжки Пьера Даниноса «Записки майора Томпсона» и «Некий господин Бло» – я на них вырос! – в которых англичане показаны глазами француза и наоборот).

Как следствие, невозможно представить даже в страшном сне, чтобы какая-то английская фирма задумала прикидываться фирмой немецкий, французской или итальянской. Немецкие машины? Да наши, британские, ничуть не хуже (и не беда, что немцы, американцы, индусы и китайцы уже поделили национальный автопром :)! Итальянская мужская обувь и костюмы? Да до наших John White и  Alfred Sargent им плыть да плыть! Французский haute couture? Да лондонские модельеры новой волны давно уже задают тон в самых модных кругах нуворишей! Ну и так далее.

Совсем иначе обстоят дела с самосознанием советского человека. Я сознательно вывожу тему из чисто национального контекста, поскольку, на мой взгляд, все своеобразие комплекса неполноценности, объединяющего в равной мере русских, казахов, украинцев, молдаван, белорусов и прочих обитателей постСНГовского пространства, на 90 % задается именно советскостью, и лишь на 10 % определяется спецификой чисто национального самосознания, религиозной принадлежностью, географической периферийностью (причем в равной мере – как относительно европейского, так и – азиатского цивилизационного центра).

Именно советский дух с его особой гордостью санкюлота («мы люди бедные материально, зато богатые духовно и идейно!») создал тот феноменальный флёр ксенофилии, который царит повсеместно на бескрайних пространствах бывшего СССР и порождает такое чудовищное количество бизнесов, бесстыдно закашивающих «под Запад». Ксенофилия (любовь ко всему иностранному) – это, впрочем, лишь малая часть мотивации. Ксенолисгодия (позволю себе ввести в обиход этот выразительный неологизм: от древнегреческого ξένος – «чужой» и древнееврейского לסגוד – поклоняться) – вот основной импульс, заставляющий российских (украинских, молдавских, казахских и проч.) предпринимателей выдумывать безумные легенды о немецком, французском, итальянском, американском, английском, австрийском, финском происхождении своего корпоративного отпрыска или бренда!

Советская ксенолисгодия легко объяснима. 250 миллионов людей загнали в барак и отгородили от живого мира колючей проволокой (в самом прямом смысле слова). Физическую изоляцию дополнили изоляцией духовной, цивилизационной и культурной. Помню, как я возмутился, когда Нина Берберова (я работал кем-то вроде ее переводчика и телохранителя в одном флаконе во время ее исторического визита в перестроечную Россию) мне сказала, что вы (советские люди) даже не догадываетесь, до какой степени вас оторвали о мировой цивилизации и культуры! По началу я на эмоциях сильно обиделся, но по зрелому размышлению был вынужден согласиться с мудрой старушкой.

Будто и этого не достаточно поверх барака и культурной изоляции большевики воткнули советскому народу еще и идеологическую кружку Эсмарха, которую усилили чудовищной установкой на пренебрежение материальной цивилизацией. В результате мы получили несколько поколений несчастных существ, которые видели только разваливающиеся на ходу автомобили, взрывающиеся холодильники, зажевывающие пленку магнитофоны и шмотки-чоботы фабрики «Большевичка», в которых не стыдно было выходить лишь в поле – собирать картошку.

Надежда, однако, теплилась: там, за стеной – волшебный Эдем! Там –  лучшие товары! Там – манна консюмеризма! Так родился миф об идеальном Западе и – главное! – патология ксенолисгодии.

Что из этой патологии выросло, я вам сейчас продемонстрирую. В силу неподъемности материала и его объемов, несовместимых с форматом блоггерской заметки в социальной сети, я сейчас ограничусь лишь перечислением армии бизнесов-перевертышей. Подробные биографии самых ярких герое, если дойдут руки, я изложу уже на страницах «Бизнес журнала».

Зачем тогда приводить список? Поверьте, будет большая польза! Хотя бы потому, что вы – бьюсь об заклад! – сделаете для себя много неожиданных открытий также, как их сделал я. По началу думал, что знал всех перевертышей поименно, однако при знакомстве с полным списком, оказалось, что добрую половину имен наивно полагал тем, за кого они себя выдавали.

Итак, вот дети советского комплекса неполноценности, выдающие себя за:

«американский» Redmond,
«австрийский» Vitek,
«венгерский» Vigor,
«английский» Scarlett,
«европейский» Rolsen,
«немецкий» Kaiser,
«шведский» Elenberg,
«немецкий» Bork,
«шведский» Erisson,
«японские» Akira, Kentatsu, Prology,
«испанский» Milagro,
«итальянский» Kaffa Elgresso,
«английские» Greenfield , Tess , Jardinб Greenfield и Curtis & Patridge,
«французские» Maitre, Faberlic, Yllosure Paris,
«испано-итальянско-турецкая» Sela,
«итальянский» Karlo Pazolini,
«английские» TJ Collection , Chester и Carnaby,
«итальянский» OGGI,
«американские» Gloria Jeans, Gee Jay и Tom Kleim,
«немцко-австрийский» Ralf Ringer,
«швейцарская»  Tervolina Switzerland,
«американская» Westland (American Spirit),
«австрийская» Proplex
«британо-французский» Camelot …

Надоело фиксировать псевдонациональности перевертышей, поэтому продолжу простым перечислением, тем более, что имена дальше идут – ну такие громкие и такие аутентично «заморские», что мочи нет:

Polar, Mistery, Demix, Ouventure, Joss, Exxtasy, Termit, Torneo, O’STIN, Finn Flare, Baon, Incity, Machiavelli, Egle, Corsocamo, Paolo Conte, Stels, Nordway, Mr. Ricco, Bagbier, Frau Schmidt, Grand di Pasta, Gipfel (вот на этом я повелся так повелся!), BergHof (еще один законспирированный до бессознательности!), Erich Crause, Vinzer Corporation и, наконец, мой любимец – Vitesse France!

Окидывая взглядом это дикое количество оборотней, внезапно осознаю, что… ведь практически ВЕСЬ брендовый цвет постсоветского бизнеса представлен перевертышами! А значит, ксенолисгодия – не исключение и не морок сознания, а норма этого сознания. Это как же нужно было искорежить, изуродовать, исказить сознание, чтобы скатиться до такого самоуничижения!