НДС: Шесть напутствий Голему от Марты Нуссбаум
Завершать год хочется на светлых нотах. Делаю это с тем большим удовольствием, что сегодня совершенно неожиданно открыл для себя – не устрашусь преувеличений – не изведанное ранее поле для приложения усилий, концентрации помыслов и поиска решений.
13 и 14 декабря Исследовательский центр "Justitia Amplificata" Франкфуртского университета им. Гёте проводил международный симпозиум по теме "Справедливость и развитие". На мероприятии выступила Марта Нуссбаум с лекцией: "Развитие и человеческие способности: Вклад философской теории справедливости". Сегодня мне бы очень хотелось познакомить коллег с ключевыми положениями выступления Марты Нуссбаум, поскольку именно в них я и усмотрел революционный вектор для развития … экономической науки!
Да-да, я не оговорился: именно экономической науки, а не философии. И весь пафос выступления Марты Нуссбаум выдержан именно в этом направлении.
Для начала короткая справка: Марта Нуссбаум (урожденная Крэйвен) – профессор этики и права Чикагского университета, одна из самых крупных в стране специалистов в области античной философии. Перечислять титулы и заслуги Нуссбаум можно очень долго, этим мы заниматься не будем, однако мне все-таки важно донести до коллег ключевую идею: Нуссбаум – фигура титанического масштаба по степени ее влияния на интеллектуальную и духовную элиту Америки. По версии Foreign Policy (наверное, самого влиятельного журнала среди небожителей планеты), Марта Нуссбаум почти постоянно пребывает в списке 100 ведущих интеллектуалов мира.

Марта Нуссбаум на вручении престижнейшей премии принца Астурийского по социальным наукам (октябрь 2012 г.)
Помимо научно-изыскательной работы, Марта Нуссбаум активно участвует в работе действующих и влиятельных структур Нового мирового порядка. В частности, совместно с индийским экономистом Амартйя Сеном Нуссбаум основала в 2003 году Общество человеческого развития и способностей (Human Development and Capability Association). В скобках отмечу, что Амартйя Сен – самый влиятельный индийский экономист, создавший методику расчета индекса развития человеческого потенциала, на которой строятся ежегодные отчеты ООН о развитии человечества. Жену Амартйя Сена зовут Эмма Ротшильд, она тоже очень влиятельный экономист и по совместительству – дочка барона Натаниэля Мейера Виктора Ротшильда. Ну, в общем, вы уже всё понимаете :)
Я так много места уделяю официозу с единственной целью – донести до коллег весомость концепции Марты Нуссбаум. Сейчас вы познакомитесь не с доморощенными домыслами никому не ведомых деятелей мировой компьютерной сети, а со стратегемами, которые, как минимум, присутствуют в информационном поле, а значит – учитываются политическими и экономическими центрами мировой власти.
Вернемся теперь к франкфуртской лекции Марты Нуссбаум. Главный пафос ее выступления: современная экономическая наука находится в чудовищно примитивном состоянии, поскольку игнорирует либо обрабатывает на наивно-детском уровне вещи, которые были обстоятельно изучены еще древнегреческими философами. Разумеется, Марта излагает свои мысли не таким политнекорректным языком, как это делаю сейчас я. У небожителей свои условности и свой этикет общения :) Но за передачу сути посыла ручаюсь.
Короче говоря, есть мнение, что современные экономисты – это коллективный Голем: тупой, примитивный, одномерный и мертворожденный. Марта Нуссбаум называет шесть концепций, внедрение которых в экономическую науку даст Голему шанс хотя бы внешне походить на живого человека.

Рабби Лёв бен Бецалель оживляет Голема
Первый дефект современной экономической науки, согласно Марте Нуссбаум, – полное абстрагирование от концепции справедливости. Понятие, игравшее ключевую роль в осмыслении человеческого бытия философами всех эпох, каким-то удивительным образом отсутствует в лексиконе современных экономистов (именно что современных: еще каких-то 50 лет назад Justice был полноценным участником экономического дискурса!). Выгода (к тому же понятая примитивно – исключительно как выгода материальная), материальный достаток, благополучие, эффективность ведения хозяйства – на устах у каждого. Справедливость – экзотический зверь вроде единорога.

Второй дефект Голема – несоизмеримые ценности (в терминологии Нуссбаум – Welfare and Non-Commensurability). Социальное благополучие человека не сводится только к деньгам. Эту истину всесторонне исследовал еще Аристотель, однако современные экономисты о ее существовании даже не догадываются ("довольно комично", – вежливо удивляется Марта Нуссбаум). Аристотель доказал, что человеческое счастье имеет множество критериев и проявлений. Современный Голем верит, что счастье – это когда много бабок. И ничего больше. Всё остальное – глупости и фантазии bleeding hearts and artists.
Третий дефект – непонимание сути политического либерализма. Максимум, на что хватает ума современному экономисту, так это спутать политический либерализм с беспределом Чикагской школы. О подлинной сути этого явления Голем опять не догадывается. Под политическим либерализмом Марта Нуссбаум понимает исключение из политической доктрины обобщенных понятий социальной жизни и полное исключение из нее дискуссионных метафизических и эпистемологических доктрин. Для чего? Проще простого: для того, чтобы никому ничего не навязывать! Для того, чтобы не лезть со своими доморощенными правилами в чужой монастырь (здравствуйте и – до свидания! – оранжевые и зеленые революции!). Для того, чтобы не навязывать обществам, исторически и культурно отличным от европейского или американского тупые экономические модели развития, которые ни к чему, кроме обнищания населения и угнетения национального суверенитета, привести не могут.
Четвертый дефект – релятивизм и универсализм. Обе эти концепции, досконально изученные философской мыслью, углубляют и расширяют помянутый выше принцип политического либерализма. Отказ от навязывания не только политических и экономических догматов, но и от культурного и цивилизационного терроризма, которым занимается Запад.
Пятый дефект Голема – непонимание природы человеческих эмоций и желаний. Современная экономическая наука, полностью оправдывая свою природу (Голема!), исходит из отлитого в бронзу представления о том, что человеческие эмоции и желания универсальны, одинаковы и статичны. Экономистов понять можно: лишь примитивизировав человека до уровня ходульной модели, можно хоть как-то обосновать навязываемые аксиомы и приоритеты. Марта Нуссбаум настаивает на адаптации новыми экономистами представлений о природе эмоций и желаний в том виде, как они рассматриваются философской наукой. А именно: как "адаптивные предпочтения" (adaptive preferences). То есть, эмоции и желания людей не статичны, не универсальны и – главное! – формируются и динамически изменяются внешними обстоятельствами (к тому же еще и не обязательно экономического порядка!).
Шестой дефект – непонимание приоритетной роли культивирования эмоций в формировании общества будущего. Общество, ориентированное на стимулирование и развитие человеческих способностей, неизбежно приходит к осознанию необходимости систематически развивать в своих членах эмоции, стимулирующие осознание необходимости распределения богатства (!). Это развитие возможно лишь путем культивирования таких качеств, как чувство товарищества и общности, сострадания к человеческой уязвимости, сдерживания зависти и неприязни и полного спектра эмоций, связанных с прощением и примирением. Всё перечисленное находится вообще за гранью понимания современной экономической науки, которая целиком и полностью базируется на принципах прагматического эгоизма (помните у Pink Floyd: Money get back – I'm all right Jack – Keep your hands off my stack).
Такие вот фантастические напутствия Голему экономической науки я услышал сегодня из уст одной из самых влиятельных женщин мира. Лично меня франкфуртская лекция Марты Нуссбаум радует уже потому, что ее мысли и идеи полярно противоположны яду Алисы Зиновьевны Розенбаум (aka Айн Рэнд), чье влияние колоссально именно на финансовую и корпоративную элиту Америки. Осознание того, что в мире небожителей все-таки существует альтернатива дьявольскому учению, не может не вселять надежды.
Сергей Михайлович, ваши представления о справедливости по большей части относятся не к ней самой а к области права. Именно про опасность чрезмерного увлечения правом я и говорил упоминая о легизме. Равенство всех перед законом очень легко трансформируется в бесправие всех перед государством. Как там было в популярной шутке времен перестройки: когда государство повернулось лицом к человеку человек закричал от ужаса. :)
Вообще же прежде чем соглашаться с оппонентом неплохо бы вчитаться в то о чем он пишет. Уравниловка сама по себе не является объектом моей критики Объектом критики является представление о том что стремление к улучшению мира направленное вовне может привести к каким либо положительным сдвигам. Интересы личностей всегда пересекаются, а вся система взаимосвязей интересов слишком сложна что бы можно было выстроить какую либо устойчивую конструкцию устраивающую значительное количество людей, не говоря уж о большинстве.
По итогу любое стремление к построению такой системы мотивировано либо завистью и ущемленным самолюбием, либо тщеславием. И естественно на выходе получается именно то что "просили" а совсем не то что декларировали. Иногда сразу, иногда спустя пару десятилетий.
Отсюда разумный путь только один: начинать с самоограничения. Не чужие интересы нужно укорачивать, а собственные. Такой подход создает вокруг вас микроклимат в котором люди чуть чуть меняются в сторону более критического отношения к собственным интересам и мир чуть чуть меняется. Если таких людей набирается заметное количество(отнюдь не большинство) весь мир меняется и очень сильно меняется.
Реализаций этой концепции несколько. Самая распространенная христианское смирение. Я предпочитаю даосско-будистское недеяние. Суть в данном ракурсе одна и та же.
То Сергей Зотов. Имхо всю Игру в бисер можно спокойно пропускать, это целиком интеллектуальная и сильно надуманная книга. Но вот приложения к ней очень стоит почитать.
[quote=Левон Тер-Григорян]
Реализаций этой концепции несколько. Самая распространенная христианское смирение. Я предпочитаю даосско-будистское недеяние. Суть в данном ракурсе одна и та же.
[/quote]
Мне одинаково претят и христианство (= иудаизм v2.0) и буддизм. Отсюда и все наши расхождения во взглядах.
Не в этом случае, Сергей Михайлович. :) Ваша любимая ахимса( в полном варианте, а не одно только вегетарианство) это тоже реализация все той же концепции. Собственно в том или ином виде она существует во всех религиях не считая откровенно сектантских направлений.
А ведь действительно интересно. Похоже "начни с себя" единственный базовый принцип объединяющий все полноценные учения и в той или иной форме существующий в каждом из них. Равно как и неплохой маркер для диагностирования сектанства, где этот принцип чаще всего отсутствует.
Почитал я высказывания всех вас… Боже, сколько зла в ваших глазах. Согласен, провозглашать Доброе и следовать ему – вещи разные. Но, или вам нравится жить в том мире, который творится сейчас вокруг всех нас, или меняйте его, начав с себя. И не надо поливать всех и вся вокруг себя грязью. Кто знает, может, то, о чём говорит Марта Нуссбаум, свершится уже завтра. А вы, не желающие подстраиваться под эти изменения, рискуете остаться в прошлом. Прошу прощения за косноязычность, но по-другому высказаться пока, увы, не умею.
[quote=Александр Моисеев]Почитал я высказывания всех вас… Боже, сколько зла в ваших глазах. Согласен, провозглашать Доброе и следовать ему – вещи разные. Но, или вам нравится жить в том мире, который творится сейчас вокруг всех нас, или меняйте его, начав с себя. И не надо поливать всех и вся вокруг себя грязью. Кто знает, может, то, о чём говорит Марта Нуссбаум, свершится уже завтра. А вы, не желающие подстраиваться под эти изменения, рискуете остаться в прошлом. Прошу прощения за косноязычность, но по-другому высказаться пока, увы, не умею.[/quote]
Александр!
У вас, видно, восторженно-утопическое представление о правильной жизни :)
1. Вопрос об утопиях на этом сайте недавно уже обсуждался.
2. Жизнь – это искусство возможного (в биологии есть модель “адаптивного компромисса”). В реальной жизни не бывает хороших (правильных) решений. Любой недостаток имеет своим продолжением достоинство. А любое достоинство имеет своим продолжением недостаток.
3. Не свершится. Мир – очень инертная система.
А я поддержу Александра. Каким-то мистическим образом обсуждения этой статьи (здесь, в НДС и на портале Мирового кризиса, где публикации зеркалятся с моего разрешения) сводятся к чему угодно (личности Марты Нуссбаум, ее непониманию действительности и проч.), но только не к САМОМУ ГЛАВНОМУ: сама по себе инициатива благостна и хороша! Это ЧИСТОЕ ДОБРО, а все остальное (про золотые миллиарды) – это сублимация нашей субъективной этической гнильцы.
[quote=Сергей Голубицкий]
А я поддержу Александра. Каким-то мистическим образом обсуждения этой статьи (здесь, в НДС и на портале Мирового кризиса, где публикации зеркалятся с моего разрешения) сводятся к чему угодно (личности Марты Нуссбаум, ее непониманию действительности и проч.), но только не к САМОМУ ГЛАВНОМУ: сама по себе инициатива благостна и хороша! Это ЧИСТОЕ ДОБРО, а все остальное (про золотые миллиарды) – это сублимация нашей субъективной этической гнильцы.
[/quote]
Вы можете опровергнуть старинную мудрость: “Любой недостаток имеет своим продолжением достоинство. А любое достоинство имеет своим продолжением недостаток.” ?
Стремление к “благости” приводит ужасно часто к “гнили”.
Очень страшно становится, когда зовут к “благости” :)
[quote=Сергей Зотов]
Александр!
У вас, видно, восторженно-утопическое представление о правильной жизни :)
1. Вопрос об утопиях на этом сайте недавно уже обсуждался.
2. Жизнь – это искусство возможного (в биологии есть модель “адаптивного компромисса”). В реальной жизни не бывает хороших (правильных) решений. Любой недостаток имеет своим продолжением достоинство. А любое достоинство имеет своим продолжением недостаток.
3. Не свершится. Мир – очень инертная система.[/quote]
Сергей, не стОит на меня так накидываться, показывая этим свою сущность. Не СтОит так самоотверженно защищать зло, обвиняя меня в чём-то утопичном. Прежде, взгляните на себя. Взгляните-взгляните! Не страшно? Жаль… А злу всё равно придёт конец. Не завтра конечно, 11.01.2013. Это всего лишь метафора. Но придёт обязательно. В том или ином виде.
[quote=Александр Моисеев]
Сергей, не стОит на меня так накидываться, показывая этим свою сущность. Не СтОит так самоотверженно защищать зло, обвиняя меня в чём-то утопичном. Прежде, взгляните на себя. Взгляните-взгляните! Не страшно? Жаль… А злу всё равно придёт конец. Не завтра конечно, 11.01.2013. Это всего лишь метафора. Но придёт обязательно. В том или ином виде.[/quote]
Александр!
Я никогда ни на кого не накидываюсь :)
А что такое зло?
[quote=Сергей Зотов][quote=Александр Моисеев] Сергей, не стОит на меня так накидываться, показывая этим свою сущность. Не СтОит так самоотверженно защищать зло, обвиняя меня в чём-то утопичном. Прежде, взгляните на себя. Взгляните-взгляните! Не страшно? Жаль… А злу всё равно придёт конец. Не завтра конечно, 11.01.2013. Это всего лишь метафора. Но придёт обязательно. В том или ином виде.[/quote] Александр! Я никогда ни на кого не накидываюсь :) А что такое зло?[/quote] Блеск, Сергей, последний вопрос в самую точку. :)
to Сергей Зотов: Деньги-зло! :)))))
[quote=Александр Моисеев]to Сергей Зотов: Деньги-зло! :)))))[/quote]
1. Почему?
2. Другого зла не бывает?
То Александр. Имеет ли зло собственную природу?
Вопрос со злом решили лет так тысячи четыре тому назад: Зло – это отсутствие Добра :)
[quote=Сергей Голубицкий]
Вопрос со злом решили лет так тысячи четыре тому назад: Зло – это отсутствие Добра :)
[/quote]
Прелестно!
А что такое “добро” ?
Сразу всплыло в мозгу это:
Лем С. «Звёздные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое.»
Нашёл следующие краткие сведения:
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочёл:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».
Разве кто-то отказывается от того, чтобы было так, как предлагает Марта? Я бы только обрадовался этому. Просто это не реально, и поэтому никогда не случится. Согласен здесь с Левоном, что начинать надо с себя. Но если я начинаю с себя, а сосед – нет, тогда я ставлю себя по сравнению с ним в заведомо проигрышное положение (если говорить о здесь и сейчас), так как он будет пользоваться теми средствами и методами, к которым я прибегнуть не смогу.
Естественно, в долгосрочной перспективе эгоистично-потребительское направление само себя изживет (что мы видим успешно воплощается человеческой расой в масштабах целой планеты). Но ограничивать и изменять себя ради того, чтобы какое-то там энное мое поколение жило в новом мире без зла, в то время как большинство наслаждается «праздником жизни» уже, — для этого надо иметь идею либо еще что-то, что выше и больше самого человека и его жизни, ради чего не жаль умереть, то есть, надо быть по-настоящему верующим человеком.
В религиозном (знаю, что в христианском точно) мире идут разговоры о том, что нас ожидает золотое тысячелетие благодаря тому, что правительства обратятся лицом к церкви и поддержат ее своей властью и авторитетом. Но объединение церкви и государства тоже ничего хорошего не даст, потому что как всегда приведет к преследованиям несогласных, из-за которых это золотое тысячелетие никак не наступит.
[quote=Сергей Голубицкий]
Вопрос со злом решили лет так тысячи четыре тому назад: Зло – это отсутствие Добра :)
[/quote] Не решили, Сергей Михайлович Примерно с того времени существуют три базовые этические концепции добра и зла различающиеся отношением к природе того и другого.
1Добро собственной природы не имеет, а зло имеет собственную природу. Добро это умаление зла.
2 Вторая по старшинству концепция: Добро и зло имеют собственную и равноправную природу. Соответственно наш мир представляет из себя диалектическое единство этих двух сущностей. (отсюда например растут ноги справедливости)
3 Наконец та концепция которую озвучили вы Зло не имеет собственной природы, зло это ттолько недостаток или(важное дополнение) искажение добра.
Все три концепции паралельно существуют и в настоящее время и распространены в среднем согласно старшинству.
[quote=Левон Тер-Григорян]
[quote=Сергей Голубицкий]
Вопрос со злом решили лет так тысячи четыре тому назад: Зло – это отсутствие Добра :)
[/quote] Не решили, Сергей Михайлович Примерно с того времени существуют три базовые этические концепции добра и зла различающиеся отношением к природе того и другого.
1Добро собственной природы не имеет, а зло имеет собственную природу. Добро это умаление зла.
2 Вторая по старшинству концепция: Добро и зло имеют собственную и равноправную природу. Соответственно наш мир представляет из себя диалектическое единство этих двух сущностей. (отсюда например растут ноги справедливости)
3 Наконец та концепция которую озвучили вы Зло не имеет собственной природы, зло это ттолько недостаток или(важное дополнение) искажение добра.
Все три концепции паралельно существуют и в настоящее время и распространены в среднем согласно старшинству.
[/quote]
Вы Левон, тоже забыли четвертую точку зрения:
Ни добра, ни зла не существует. – Это лишь человеческие умствования.
Вы легко найдете высказывания с формулировками, подобной этой, с изрядно далеких времен.
Нет не забыл. Этой позиции в этике не существует и не может существовать. Челлвека вне этике(представлений о добре и зле) прсто не существует. То есть можно с неких псевдорациональных позиций заявить что дескать ни того ни другого не существует, только при этом на практике все одно ваши представления о добре и зле будут для вас абсолютными. А если упретесь рогом что бы доказать самому себе что все это чушь, то кончите так же как другие предпринимавште такие попытки(например Ницше) абсолютным безумием.
Этика неотьемлимая часть нашего рассудка.
[quote=Левон Тер-Григорян]Нет не забыл. Этой позиции в этике не существует и не может существовать. Челлвека вне этике(представлений о добре и зле) прсто не существует. То есть можно с неких псевдорациональных позиций заявить что дескать ни того ни другого не существует, только при этом на практике все одно ваши представления о добре и зле будут для вас абсолютными. А если упретесь рогом что бы доказать самому себе что все это чушь, то кончите так же как другие предпринимавште такие попытки(например Ницше) абсолютным безумием.
Этика неотьемлимая часть нашего рассудка.[/quote]
А вы забыли видно, что с четвертой точки зрения – не существует сама эта ваша “этика” :)
И с чего же это мы должны рассматривать проблему в координатах “этики”?
А знаете, Левон, – мне кажется, что вы слишком много делаете положительных или отрицательных утверждений.
Вопросы гораздо ценнее :)
Однажды вечером Дятел спросил: — Что такое Срединный Путь?
— Хороший вопрос, — сказал Ворон.
— Вы уклоняетесь от ответа на мой вопрос, — сказал Дятел.
— Ты уклоняешься от моего ответа, — сказал Ворон.
[Эйткен Роберт. Ворон – Мастер Дзэн. Слова и дела мудрой птицы.]
Точка зрения точкой зрения, а этика этикой. :) Для вашей точки зрения может не существовать например закон всемирного тяготения, но боль от уроненого на ногу утюга все равно останется реальной. :) Пока все экзерсисы о несуществовании этических категорий остаются праздной игрой ума, этика все одно продолжает работать без особого шума и пыли. Ну а если взяться за изничтожение в себе самом этики всерьез очень скоро начнешь путать собственное дерьмо с пищей. Представления о добре и зле это одна из базовых основ человеческого разума.
Ну а по поводу вопросов, почему вы так думаете? :)
[quote=Левон Тер-Григорян]Точка зрения точкой зрения, а этика этикой. :) Для вашей точки зрения может не существовать например закон всемирного тяготения, но боль от уроненого на ногу утюга все равно останется реальной. :) Пока все экзерсисы о несуществовании этических категорий остаются праздной игрой ума, этика все одно продолжает работать без особого шума и пыли. Ну а если взяться за изничтожение в себе самом этики всерьез очень скоро начнешь путать собственное дерьмо с пищей. Представления о добре и зле это одна из базовых основ человеческого разума.
Ну а по поводу вопросов, почему вы так думаете? :)[/quote]
Мух с котлетами не мешайте:
Закон всемирного тяготения – это из области науки.
Этика же (и философия вообще) к науке не относится. Даже если не принимать в расчет принцип Поппера (у него есть критики, правда все они философы), философия никак не соответствует и формальному описанию науки (например, описанию академика Мигдала).
Философия имеет в своей основе личное (почти физиологическое) ощущение удовлетворения от тех или иных словесных формул.
Все километры философских томов – лишь попытки стеснительных людей завуалировать этот факт :)
Иначе говоря, философия где-то там, где алкоголь, шоколад и прочие радости жизни. Это вещь приятная, но говорить о ней серьезно – несерьезно :)
Про философию и религию мы с вами уже вроде точки над и расставили. ;) Так что нет нужды к этому возвращаться. Нет речь сейчас вовсе не о философии а о психологии.