НДС: Шесть напутствий Голему от Марты Нуссбаум

Завершать год хочется на светлых нотах. Делаю это с тем большим удовольствием, что сегодня совершенно неожиданно открыл для себя – не устрашусь преувеличений – не изведанное ранее поле для приложения усилий, концентрации помыслов и поиска решений.

13 и 14 декабря Исследовательский центр "Justitia Amplificata" Франкфуртского университета им. Гёте проводил международный симпозиум по теме "Справедливость и развитие". На мероприятии выступила Марта Нуссбаум с лекцией: "Развитие и человеческие способности: Вклад философской теории справедливости". Сегодня мне бы очень хотелось познакомить коллег с ключевыми положениями выступления Марты Нуссбаум, поскольку именно в них я и усмотрел революционный вектор для развития … экономической науки!

Да-да, я не оговорился: именно экономической науки, а не философии. И весь пафос выступления Марты Нуссбаум выдержан именно в этом направлении.

Для начала короткая справка: Марта Нуссбаум (урожденная Крэйвен) – профессор этики и права Чикагского университета, одна из самых крупных в стране специалистов в области античной философии. Перечислять титулы и заслуги Нуссбаум можно очень долго, этим мы заниматься не будем, однако мне все-таки важно донести до коллег ключевую идею: Нуссбаум – фигура титанического масштаба по степени ее влияния на интеллектуальную и духовную элиту Америки. По версии Foreign Policy (наверное, самого влиятельного журнала среди небожителей планеты), Марта Нуссбаум почти постоянно пребывает в списке 100 ведущих интеллектуалов мира.

Марта Нуссбаум на вручении престижнейшей премии принца Астурийского по социальным наукам (октябрь 2012 г.)

Помимо научно-изыскательной работы, Марта Нуссбаум активно участвует в работе действующих и влиятельных структур Нового мирового порядка. В частности, совместно с индийским экономистом Амартйя Сеном Нуссбаум основала в 2003 году Общество человеческого развития и способностей (Human Development and Capability Association). В скобках отмечу, что Амартйя Сен – самый влиятельный индийский экономист, создавший методику расчета индекса развития человеческого потенциала, на которой строятся ежегодные отчеты ООН о развитии человечества. Жену Амартйя Сена зовут Эмма Ротшильд, она тоже очень влиятельный экономист и по совместительству – дочка барона Натаниэля Мейера Виктора Ротшильда. Ну, в общем, вы уже всё понимаете :)

Я так много места уделяю официозу с единственной целью – донести до коллег весомость концепции Марты Нуссбаум. Сейчас вы познакомитесь не с доморощенными домыслами никому не ведомых деятелей мировой компьютерной сети, а со стратегемами, которые, как минимум, присутствуют в информационном поле, а значит – учитываются политическими и экономическими центрами мировой власти.

Вернемся теперь к франкфуртской лекции Марты Нуссбаум. Главный пафос ее выступления: современная экономическая наука находится в чудовищно примитивном состоянии, поскольку игнорирует либо обрабатывает на наивно-детском уровне вещи, которые были обстоятельно изучены еще древнегреческими философами. Разумеется, Марта излагает свои мысли не таким политнекорректным языком, как это делаю сейчас я. У небожителей свои условности и свой этикет общения :) Но за передачу сути посыла ручаюсь.

Короче говоря, есть мнение, что современные экономисты – это коллективный Голем: тупой, примитивный, одномерный и мертворожденный. Марта Нуссбаум называет шесть концепций, внедрение которых в экономическую науку даст Голему шанс хотя бы внешне походить на живого человека.

Рабби Лёв бен Бецалель оживляет Голема

Первый дефект современной экономической науки, согласно Марте Нуссбаум, – полное абстрагирование от концепции справедливости. Понятие, игравшее ключевую роль в осмыслении человеческого бытия философами всех эпох, каким-то удивительным образом отсутствует в лексиконе современных экономистов (именно что современных: еще каких-то 50 лет назад Justice был полноценным участником экономического дискурса!). Выгода (к тому же понятая примитивно – исключительно как выгода материальная), материальный достаток, благополучие, эффективность ведения хозяйства – на устах у каждого. Справедливость – экзотический зверь вроде единорога.

Второй дефект Голема – несоизмеримые ценности (в терминологии Нуссбаум – Welfare and Non-Commensurability). Социальное благополучие человека не сводится только к деньгам. Эту истину всесторонне исследовал еще Аристотель, однако современные экономисты о ее существовании даже не догадываются ("довольно комично", – вежливо удивляется Марта Нуссбаум). Аристотель доказал, что человеческое счастье имеет множество критериев и проявлений. Современный Голем верит, что счастье – это когда много бабок. И ничего больше. Всё остальное – глупости и фантазии bleeding hearts and artists.

Третий дефект – непонимание сути политического либерализма. Максимум, на что хватает ума современному экономисту, так это спутать политический либерализм с беспределом Чикагской школы. О подлинной сути этого явления Голем опять не догадывается. Под политическим либерализмом Марта Нуссбаум понимает исключение из политической доктрины обобщенных понятий социальной жизни и полное исключение из нее дискуссионных метафизических и эпистемологических доктрин. Для чего? Проще простого: для того, чтобы никому ничего не навязывать! Для того, чтобы не лезть со своими доморощенными правилами в чужой монастырь (здравствуйте и – до свидания! – оранжевые и зеленые революции!). Для того, чтобы не навязывать обществам, исторически и культурно отличным от европейского или американского тупые экономические модели развития, которые ни к чему, кроме обнищания населения и угнетения национального суверенитета, привести не могут.

Четвертый дефект – релятивизм и универсализм. Обе эти концепции, досконально изученные философской мыслью, углубляют и расширяют помянутый выше принцип политического либерализма. Отказ от навязывания не только политических и экономических догматов, но и от культурного и цивилизационного терроризма, которым занимается Запад.

Пятый дефект Голема – непонимание природы человеческих эмоций и желаний. Современная экономическая наука, полностью оправдывая свою природу (Голема!), исходит из отлитого в бронзу представления о том, что человеческие эмоции и желания универсальны, одинаковы и статичны. Экономистов понять можно: лишь примитивизировав человека до уровня ходульной модели, можно хоть как-то обосновать навязываемые аксиомы и приоритеты. Марта Нуссбаум настаивает на адаптации новыми экономистами представлений о природе эмоций и желаний в том виде, как они рассматриваются философской наукой. А именно: как "адаптивные предпочтения" (adaptive preferences). То есть, эмоции и желания людей не статичны, не универсальны и – главное! – формируются и динамически изменяются внешними обстоятельствами (к тому же еще и не обязательно экономического порядка!).

Шестой дефект – непонимание приоритетной роли культивирования эмоций в формировании общества будущего. Общество, ориентированное на стимулирование и развитие человеческих способностей, неизбежно приходит к осознанию необходимости систематически развивать в своих членах эмоции, стимулирующие осознание необходимости распределения богатства (!). Это развитие возможно лишь путем культивирования таких качеств, как чувство товарищества и общности, сострадания к человеческой уязвимости, сдерживания зависти и неприязни и полного спектра эмоций, связанных с прощением и примирением. Всё перечисленное находится вообще за гранью понимания современной экономической науки, которая целиком и полностью базируется на принципах прагматического эгоизма (помните у Pink Floyd: Money get back – I'm all right Jack – Keep your hands off my stack).

Такие вот фантастические напутствия Голему экономической науки я услышал сегодня из уст одной из самых влиятельных женщин мира. Лично меня франкфуртская лекция Марты Нуссбаум радует уже потому, что ее мысли и идеи полярно противоположны яду Алисы Зиновьевны Розенбаум (aka Айн Рэнд), чье влияние колоссально именно на финансовую и корпоративную элиту Америки. Осознание того, что в мире небожителей все-таки существует альтернатива дьявольскому учению, не может не вселять надежды.