НДС: Выпадение мифоканона

Вчера мы остановились на том, что в западной цивилизации нас боятся. Хотелось бы верить, что уважают (коли боятся), но и это не так, потому что уважение из страха может родиться только на нарах или в концлагере, но не в свободном обществе. Страх в свободном обществе порождает лишь отторжение и – уже как следствие – нежелание общаться и иметь что-либо общее.

Под занавес "Russians are…" я обещал коллегам поделиться соображениями о природе западного страха и возможных путях его преодоления. Только, бога ради, не подумайте, что пытаюсь навязать кому-либо очередной доморощенный бред на тему "обустройства России"! Никаких претензий на авторство новой национальной идеи за пазухой не прячу, а всего-то делюсь частным мнением. Скромно лишь надеюсь, что нижесказанное окажется для кого-то новым и доселе не изведанным.

Начну с неожиданного бока. Предлагаю небольшую цитату из текста, подписанного "Евгением Вологиным, преподавателем УГТУ, членом Общественной палаты РК, председателем регионального отделения партии "Правое Дело" и опубликованного на портале Русской Службы Новостей: "Весь гадливый выводок российской демшизы вот уже несколько дней по-дурацки вращая глазницами с ошалело расширенными зрачками, узнаваемо пронзительно воет и клянёт коварного российского президента. Что случилось? Может, Путин лично (или по его приказу) разбил очки Ксюше Собчак? Может, опять нашли очередной "свечной заводик", принадлежащий кому-то из сколь несгибаемых, столь и аскетично-бескорыстных оппозиционеров? А может, кто-то из "борцов за народное счастье" поимел дело не с той проституткой или, наоборот, с теми представителями зарубежных спецслужб? Да нет, всё намного хуже. И не только потому, что ненавидимый ими законно избранный Президент презираемой демшизоидной клакой России признан самым влиятельным политиком мира, но потому ещё, что Путин предоставил гражданство РФ одному из самых знаменитых актёров современности Жерару Депардье. Причём, судя по всему, Депардье может оказаться далеко не последним и за ним последуют другие знаменитости в Россию в поисках лучшей жизни. Да уж, такой шаг Путина, словно выстрел в тёмную январскую ночь – в пропагандистском смысле он сильнее, чем "Философические письма" Чаадаева. Эффектно и прямо в яблочко!"

Возмущение товарища Вологина, выдержанное в стиле призыва Родины-матери "А ты записался в список Магнитского?!", вопросов не вызывает, не удивляет и меня не интересует. Интересует другое: именно то, чем товарищ возмущается – недовольство отечественной "демшизой" по поводу предоставления гражданству Жерара Депардье.

Дело не в том, что мне лично Депардье бесконечно симпатичен (еще со времен "Дантона" Анджея Вайды), и предоставление ему российского гражданства нисколько не эпатирует. Дело в том, что т.н. отечественная "демшиза" демонстрирует тревожный симптом, который гораздо шире социальной прослойки, поддерживающей т.н. демократию западного образца.

В последнее время мы можем наблюдать, как весьма разношерстная и заведомо не сводимая к каким-либо политическим знаменателям часть российского общества перестала адекватно воспринимать жесты власти, выдержанные на уровне символизма (полет стерхов, гражданство Депардье и т.п.). Что это за симптом, и почему он тревожный?

На самом деле в жестах Власти нет ни цинизма, ни показухи. Есть лишь функционирование на уровне демонстрации статуса. Эта демонстрация и есть сущность политического мифоканона.Традиционное Государство и традиционная система Власти всегда и во все времена строилась на жестких мифоканонах. Как следствие, жесты Власти тяготеют к символизму. "Новые граждане" (гораздо более адекватное и – главное – точное имя для обозначения тех, кто утратил понимание жестов Власти) не воспринимают этот символизм, а усматривают лишь то, чего не может быть в принципе. А именно – цинизм и показуху: сколько, мол, русским из ближнего и дальнего зарубежья паспортов не дали, а Депардье, поди ж ты, мигом поднесли на блюдечке!

Большая часть населения жесты Власти воспринимает адекватно, приветствует и поддерживает, постигая символизм этих жестов, разумеется, не ментально, а на животно-подсознательном уровне. Это естественно, потому что народное большинство само по себе может мыслить и чувствовать исключительно на мифологическом уровне. Для него такое мироощущение естественно и органично.

Другое дело "новые граждане", которые мифологический символизм на дух не переносят. Почему? Потому что "новые граждане" в силу многих причин (сейчас нет времени углубляться в эту тему) вырвались из традиционного общества, изжили в себе мифоканон и теперь пребывают…

А где, собственно, они пребывают? В свободном полете? Нет, конечно. Они – в лимбе. В подвешенном состоянии, основанном на индивидуализме, который оторван от всякой почвы и корней традиционного общества. Не случайно в индивидуализме может быть только один ориентир – собственное Я.
 
Индивидуализм глубоко трагичен, потому что не дает его носителю даже иллюзии счастья. Индивидуализм – это чистое разрушение, поскольку отрицание и отвращение перед лицом мифоканона уже достигнуто, а вот созидание нового пространства не то что даже не начато, но и невозможно в принципе (почему – долго рассказывать, но при желании можно будет вернуться).

Оттого удел "новых граждан" России – страдать. На Болотной площади. Страдать от всего: неадекватности (как им кажется) Власти, "показушности" ее жестов, цинизма двойной морали (которая, между прочим, тоже элемент мифоканона: волевое утверждение национального супрематизма – мы такие же, как и другие, но все-таки чуточку лучше: Оруэлл все точно уловил: all animals are equal but some animals are more equal than others) и тому подобных гадостей традиционного общества.

ОК, полпути к пониманию западного страха перед русскими мы уже преодолели. Почему Запад целиком и полностью поддерживает "демшизу" и Болотную площадь? Думаете, из-за родственности политической идеологии? Глупости! Западный обыватель вообще ничего не понимает в политике, не любит политику, тем более – в далекой и не понятной ему стране. Западная цивилизация инстинктивно тяготеет к российской "демшизе" потому, что мироощущение индивидуализма, разделяемое российскими "новыми гражданами", западному человеку понятно и близко. В то время как коммунальное мироощущение (в терминологии Александра Александровича Зиновьева), разделяемое русскими людьми en masse, не только чуждо и дико, но и страшно!

Запад боится не русских, а русской коммунальности! Ужас не в русских танках на улицах Парижа, а в коллективизме и коммунальности, которые суть – основа основ русской ментальности и мироощущения. "Русские придут и все поделят!" – вот подлинная мантра horror movie под названием "Russians are coming".

Что может поделать с коммунальным мироощущением русский народ? Ровным счетом ничего, потому что это не лапти и не кроссовки, которые можно менять под настроение. Точно так же как коммунальное мироощущение – не эксклюзив нашего Отечества.

Коммунальное мышление – это веха исторического развития. Европейцы тоже были коммунальными. Лет так 800 тому назад. Русские молодые и в ближайшие 200-300 лет будут такими же коммунальными, как и сегодня. Повзрослеют и подадутся в индивидуализм – без всякого сомнения. Только всему свое время.

Проблема, однако, в другом: куда податься "новым гражданам"?! Им-то как жить?! Возврат в коммунальное прошлое мифоканона собственного народа для них уже невозможен и немыслим, а сам по себе индивидуализм – это страшная и мучительная удавка. Та самая, которой западная цивилизация тяготится уже более столетия!

Взгляните на все западное искусство от начала ХХ века: перед нами невыносимая картина боли и страдания от тупика индивидуализма. Западная цивилизация давно изжила в себе коммунальность, успев при этом и испить до самого дна чашу индивидуализма. Радость самоутверждения Эго и его приоритетов уже лет 300 назад сменилась ужасом метафизического одиночества, а в начале ХХ века вообще обрела выраженную форму патологии и психической травмы. На одном полюсе этой шизофрении находятся заигрывания Запада с революциями. На другом – морок "объективизма" Алисы Розенбаум (ака Айн Рэнд).

Так куда же податься "новым гражданам" России, равно как и их братьям по несчастью в западной цивилизации? Обратно в коммунальность? Сегодня так поступает большинство, хотя на самом деле альтернативный третий путь существует: это трансперсонализм, открытый и описанный величайшим философом-мистиком ХХ века Дейном Радьяром еще в 30-е годы прошлого века.

Если тема заинтересует коллег (а что-то мне подсказывает, что не так уж много людей слышали о Радьяре и трансперсонализме :), я непременно ее раскрою в одном из грядущих постов в НДС, сейчас же подведем предварительный итог под жупелом "Russians are coming".

Итак: западная цивилизация боится русских потому, что мы несем в себе страшный заряд коммунальности, который для индивидуального сознания западного человека хуже смерти. Русская коммунальность опасна именно тем, что русские визуально такие же, как западноевропейцы! Китайцы другие, чужие, непривлекательные в своей идеологии (той же коммунальности, кстати!), однако они инопланетны, их ни с кем не спутаешь, а потому нет угрозы оказаться захваченным врасплох и подхватить коммунальную заразу.

Русские, напротив, одновременно такие же, как и европейцы, и кардинально другие – ключевое условие для триггерного включения мифоканона. Именно этого сходства/различия и боится пуще всего Запад.

Что нам делать? Как преодолеть страх? Очевидно, что перед русскими "новыми гражданами" вопрос этот не стоит, потому что они уже одной ногой – в западном индивидуализме. Но "новые граждане" не стоят у кормила власти в России. Власть в России коммунальна по духу, как и полагается власти, представляющей коммунальный народ.

Соответственно, если русские не хотят, чтобы Запад шарахался от них как от чумы, нужно мягко донести до собственной родной власти мысль о необходимости снизить коммунальные обороты в символизме политических жестов :)

Конкретно… ну, я не знаю: может, не стоит излишне рядить в национальные кокошники французских актеров-миллионеров, писающих в самолете и наезжающих в бухом виде на прохожих на улицах Парижа. Излишне, наверное, также жонглировать сиротами. Потому как оба эти символические жеста ассоциируются в западном сознании с тотальным беспределом, свойственным именно коммунальному мышлению.

В общем, натягивать пиджак от Stuart Hughes и цеплять на запястье Patek Philippe – это только начало пути. Нужно еще адаптировать риторику. Перевести ее на язык цивилизаций, которые имели несчастье ускакать в одиночку на пару столетий в будущее. Перевести хотя бы понарошку: дабы не пугать всуе.