Битый Пиксель. The winner takes it all в исполнении Amazon.com, или Уроки для подражания всем ИТ-ритейлерам

Одна из самых загадочных публичных компаний в мире ИТ, какую доводилось изучать, — это Amazon.com. Так уж вышло, что вся эволюция этого уникального онлайн-ритейлера прошла у меня на глазах: когда я впервые приехал в Сиэтл в 1994 году, книжный магазин Джеффа Безоса еще только готовился к виртуальной жизни. Собственно говоря, «Амазона» никакого еще никакого не было, а был Cadabra.com — зарегистрированный домен с одноименным LLC, подкреплённым амбициозным бизнес-планом.

072_0

Лето 1995 года я провел в машине, намотав 19 тысяч миль и исколесив всю страну вдоль и поперек, а когда в середине августа вернулся обратно в Сиэтл, то первым делом ощутил магию грядущей революции: все разговоры в предпринимательских кругах крутились вокруг одного события — запуска нового неслыханного проекта, книжного онлайн-магазина Amazon.com, в котором по совершенно невообразимым для традиционной розницы ценам можно было купить любую книгу, изданную в Америке.

Джефф Безос открыл бизнес 16 июля 1995 года и первые посылки с книгами упаковывал в гараже, расположенном в живописном пригороде Беллвью. Сегодня в Amazon.com работает 97 тысяч сотрудников, годовой оборот компании перевалил за 61 миллиард долларов, а потенциальному покупателю сложно придумать товар, которого бы не нашлось в ассортименте портала.

Если бы на этом мы поставили точку, ничего, кроме слащавой success story, у нас бы не вышло. А это, согласитесь, скучно. Слава богу, история Amazon.com способна преподнести нам гораздо более парадоксальные уроки, чем экспоненциальный рост бизнеса и оборота.

То, что компания Джеффа Безоса — та еще штучка, я заподозрил давно. Не случайно свою первую публикацию в 2004 году для рубрики «Чужие уроки» в «Бизнес-журнале» я посвятил именно Amazon.com («Мучительное преодоление виртуальности» — линк можно найти в русской Википедии). Тогда компания готовилась отпраздновать свое десятилетие и пришла к этой знаменательной вехе во всем великолепии парадоксального апанажа.

Лучше всего своеобразие, о котором идет речь, продемонстрировать биржевым графиком:

073_1

Перед нами история отношений Amazon.com с публичными акционерами за период с мая 1997 года (выход на биржу) и до лета 2008 года, то есть накануне финансового кризиса. Акции компании достигли исторического максимума, как и следовало ожидать, на пике доткомовского пузыря 1999–2000 годов, затем после головокружительного обвала (характерного для всего рынка) последовало восстановление капитализации в два этапа практически до пиковых уровней. 

Какой вывод можно сделать из этой картинки? В общем-то, ничего сенсационного: подобный паттерн отработала вся биржевая Америка. Есть, однако, маленькая пикантность: на протяжении указанного выше периода Amazon.com не радовала своих публичных акционеров прибылью! То есть — вообще никакой! Слово «дивиденд» в лексиконе компании Джеффа Безоса не числится в принципе. 

Последнее обстоятельство для ИТ-компаний — не великое откровение. Достаточно взглянуть на Apple, чтобы понять: вундеркинды и баловни судьбы от высоких технологий не любят делиться заработанным. Но и здесь, однако, у Amazon.com есть качественное отличие от собратьев по разуму. Apple, что правда, дивидендов не выплачивает (вернее — не выплачивала с 1995 года до совсем недавнего времени, когда Тиму Куку биржевая кодла таки заломала за спину руки, заставив основательно растрясти кубышку), однако прибыль демонстрирует изрядную: в начале 2012 года запасы наличности у компании превышали 100 миллиардов долларов.
У Amazon.com же дела обстоят именно так, как я сказал: прибыли никакой нет. То есть вы поняли: нет не только дивидендов, но и прибыли :-). По этой причине наезд публичных акционеров на компанию в стиле того, что был исполнен в адрес Apple, не проканывает: у компании нет загашников, нет наличности, потому и вытрясать из неё нечего. 

Никто, правда, даже не предпринимает попыток что-либо из Amazon.com вытрясать. Почему так — сейчас узнаете. 

Тематическим поводом для написания этой статьи стала публикация очередных квартальных отчётов Amazon.com, которые оказались точно такими же, что и всегда раньше:
— выручка (продажи) компании выросла за год на 22% (!!!) и достигла $15,7 млрд;
— прибыли у компании нет никакой, зато есть чистый убыток — $7 млн!

Описать это «безобразие» в абсолютных цифрах не получается, поэтому попытаюсь в сравнении. Итак, ровно год назад Amazon.com по итогам квартала заработала $12,2 млрд и получила аж $7 млн чистой прибыли. В этом году за аналогичный квартал чудо-ритейлер получил $15,7 млрд, но при этом понес убыток в те же $7 млн. 
Не знаю, как вам, но мне эта цифра — 7 миллионов, которую кидает то в плюс, то в минус, — кажется издевательством над акционерами. На фоне колоссальных объёмов продаж, разумеется.

Дальше — больше. Квартальный отчет Amazon.com оказался ниже ожиданий рынка по всем параграфам:
— ожидали продаж в $15,73 млрд, получили $15,70 млрд;
— ожидали прибыль 6 центов с акции, получили убыток в 2 цента.

О том, что случается на бирже с бумагами компаний после того, как они разочаровывают рынок и демонстрируют цифры хуже whisper numbers, я рассказывал многократно — последний раз на прошлой неделе, когда акции Microsoft после гораздо более щадящего промаха (по сравнению с Amazon.com) обвалились на 12 процентов.

Хотите посмотреть, как отреагировал рынок на ужасную квартальную отчётность компании Джеффа Безоса? Вот, полюбуйтесь:

073_2

25 июля после закрытия торговой сессии были опубликованы провальные данные, поэтому утром следующего дня торги открылись с сильным гэпом вниз. Однако уже в первые 15 минут отыграли обратно и закончили день на колоссальном росте. В три последующих дня безумный энтузиазм слегка отыграл обратно, но даже после этого стоимость бумаг не опустилась ниже того, где была до объявления квартальной отчётности. 

Удивительно, не правда ли? Но это только цветочки. Посмотрите на поведение Amazon.com, начиная с момента, когда в 2008 году разразился страшный мировой кризис, и по настоящее время:

073_3

Это просто сказка какая-то нереальная! Весь мир содрогался в конвульсиях, а капитализация Amazon.com как ни в чем не бывало упорно ползла и ползла вверх. Без малейших просадок, колебаний, отклонений от взятого к звёздам курса.

Вы думаете, все эти годы (с 2008-го по 2013-й) Amazon.com демонстрировала какую-тофеноменальную прибыль? Или хотя бы — рост прибыли? Как бы не так! Компания стабильно отрабатывала свой фирменный паттерн: рост продаж и фига вместо прибыли и дивидендов. Причем, что характерно, объёмы этой прибыли (или убытков) всегда выдерживаются на смехотворно низком уровне, что свидетельствует не о случайности, а о продуманной тактике и стратегии. Скажем, по итогам 2012 года компания, чья капитализация, между прочим, составляет $138 млрд, на торговой выручке в $61 млрд (!!!) показала чистый убыток в ничтожные $39 млн. Ритуал какой-то мистический, да и только.

Одним словом, назревает важный вопрос: «ГДЕ ДЕНЬГИ, ДЖЕФФ?!» Куда ушли эти чудовищные $61 млрд? Кто их пропил? А главное — почему инвесторы и акционеры не обижаются, даже более того — продолжают как безумные покупать и покупать акции компании, которая не платит дивидендов и не имеет загашников?

Ответ на этот вопрос и составляет главное своеобразие (я бы даже смело сказал — чудо) Amazon.com. Всё, абсолютно всё, что только зарабатывает компания, пускается в обеспечение феноменальной эффективности бизнеса! У Amazon.com едва ли не самая низкая маржа среди розничных онлайн-торговцев в мире. Зато и цены — лучшие в мире! 

Портал Джеффа Безоса как был в 1995 году, так и остался в 2013-ом самым выгодным местом для покупок в сети. Причём это условие распространяется на покупателей всего мира. Желающие могут покопаться в архивах: у меня было несколько Голубятен, посвящённых сравнениям цен на самые разнообразные товары, и всякий раз Amazon.com выходила победителем. Особенно это заметно в сравнении с традиционной розницей и онлайн-магазинами родного Отечества: покупка на Amazon.com даже с учётом пересылки и выплаты любых пошлин оказывается всё равно на порядок выгоднее, чем отоваривание в патриотических пенатах.

На обеспечение такого вот феноменального и уникального преимущества и тратятся те самые миллиарды долларов, которые не отливаются в дивиденды и не достаются акционерам. 

Отчего тогда эти акционеры и просто биржевые трейдеры покупают и покупают акции Amazon.com? Оттого что Джефф Безос создал и показал рынку лучшую изкогда-либо существовавших моделей ведения розничного бизнеса! Акции Amazon.com не приносят дивидендов, зато они являются эталоном стабильности, надёжности и неубиваемости, ибо никто из конкурентов во всём мире даже отдалённо не может приблизиться к ценам Amazon.com. Бумаги AMZN банально являются лучшим капиталовложением, поэтому и растут как на дрожжах — из квартала в квартал, из года в год, невзирая ни на какие кризисы и макроэкономические пертурбации.
Amazon.com, между прочим, успех дается большой кровью: зарплаты у сотрудников более чем скромные, условия работы убойные, маржа ничтожная, экономия по всем направлениям ведения бизнеса граничит с патологической скаредностью. Однако результат венчает всё и оправдывает всё. А потому не приходится удивляться, когда the winner takes it all!