БЖ-онлайн: О связи собственного бизнеса и качества сексуальной жизни, а также других формах социологического мифотворчества

Социологические опросы — это знамение нашей эпохи. Они придают биржевой аналитике неповторимый флёр научности, освящают получение кредитов и придают обывателям уверенности в завтрашнем дне.

Социологические опросы на бытовом уровне принято предавать анафеме, обвинять в предвзятости и даже подтасовках фактов. Есть, однако, еще один аспект, который позволяет взглянуть на социологический опрос вне контекста деталей — как на знамение времени. И надо сказать, под столь необычным углом предмет начинает переливаться необычными же красками.

В качестве объекта для анализа предлагаю взять социологический опрос, которым поделилась со своими читателями дама по имени Сюзан Лукас. Г-жа Лукас сначала 10 лет трудилась в корпоративных HR, а затем завела популярный блог. До того популярный, что его регулярно перепечатывает культовый портал, посвященный проблемам малого бизнеса Inc.com.

Предлогом (якобы) для написания отчета о социологическом опросе послужила статья коллеги Сюзан Лукас Селены Кафф (президента и генерального директора Heritage Link Brands). Она, в свою очередь, порадовала малых предпринимателей искренним отчетом о том, как предпринимательская деятельность улучшает сексуальную жизнь. Ее любопытная статья так и называется: «У антрепренеров лучше секс».

Сюзан Лукас подхватывает идею соратницы по промыванию мозгов неофитов малого бизнеса, радует их с первого абзаца многообещающей картинкой и затем рассказывает об опросе, который недавно провел портал PlanetSoho среди своих клиентов-подписчиков, в массе своей представленных малыми предпринимателями.

bj004_1
Откройте свой бизнес, и улучшение сексуальной жизни вам обеспечено!

И тут вдруг оказывается, что:

– 61 % малых предпринимателей обожают самостоятельно планировать собственную деловую активность в течение трудового дня;
– 56 % наслаждаются возможностью быть собственным боссом;
– 46 % видят в возможности заниматься любимым делом основную причину, побудившую их стать на опасный путь малого предпринимательства;
– 46 % заявляют о том, что, занявшись собственным делом, они стали больше проводить времени с семьей и друзьями;
– 41 % не любит commuting — ежедневные затяжные поездки в «присутствие», где раньше им приходилось работать по найму;
– 37 % стали лучше спать посте того, как открыли свою фирму;
– 14 % отчитались об улучшении сексуальной жизни.

Посмотрим теперь, как профессиональная деятельница HR препарирует статистические данные, полученные в результате этого т.н. «социологического опроса» (так называемого потому, что это не опрос, а игрушечная фигня, что, впрочем, сути дела не меняет).

«Улучшение сексуальной жизни, конечно, не может стать главной причиной для занятия собственным бизнесом, но  другие причины вполне достойны этого», — закидывает тончайшую психологическую удочку Сюзан Лукас. И далее пункт за пунктом перефразирует преимущества жизни хозяина пусть маленькой, но собственной лавки.

Поскольку подлог уже состоялся, мы на нем и остановимся. Кому интересно обмусоливать скучные «истины» про самостоятельное планирование трудового дня и удовольствие работы из дома, могут почитать оригинал статьи Сюзан Лукас.

Меня лично интересует другое: каким образом из совершенно вздорного факта — «14 % отчитались об улучшении сексуальной жизни» — может родиться не только статья под названием «Социологический опрос утверждает: начни собственный бизнес, он может улучшить твою сексуальную жизнь», но и тонкое сублимативное зомбирование аудитории.

На уровне здравого смысла и логики очевидно, что 14 % отметивших улучшение в постели после регистрации ИЧП — это бред сивой кобылы. Хотя бы потому, что 86 % опрошенных предпочли скромно промолчать и о сексе не заикаться. Почему так? Потому что не нужно быть социологом, а достаточно воспользоваться личным жизненным опытом либо опросить собственных знакомых, чтобы получить однозначный вердикт: мелкое частное предпринимательство — это самый страшный враг полноценной сексуальной жизни. Хуже, чем у мелких бизнесменов, секс бывает только у хронических алкоголиков.

И тому — море причин. И перманентный стресс, и круглосуточная занятость, и никогда не прекращающиеся перенагрузки, и неустойчивое финансовое положение (сегодня деньги есть, завтра — одни долги), и необходимость проводить почти все время в лавке, офисе, поездках к поставщикам товара и т.д. и т.п.

Первый просвет в качестве сексуальной жизни появляется в жизни мелкого предпринимателя только тогда, когда он непосильным трудом надрывает себя до состояния, позволяющего отбросить приставку «мелкий». В этот момент, правда, наступают другие — чисто «олигархические» — напасти, которые в равной степени мешают достижению сексуальной гармонии.

Одним словом, секс и предпринимательство — враги по жизни. Однако это не мешает профессиональному ловцу душ Сюзан Лукас, ничтоже сумняшеся, запускать в подкорку своей аудитории такую приятную мелочь как взаимосвязь между занятием частным бизнесом и улучшением сексуальной жизни. Пусть эта взаимосвязь эфемерна и базируется на утверждениях жалких 14 % опрошенных мелких предпринимателей, но она все-таки есть, не правда ли?

Очевидно, что при таком зомбировании уже неважно, что дальше скажет Сюзан Лукас о повышении интенсивности общения частных предпринимателей с друзьями и семьей (тем более что это повышение — такая же высосанная из пальца чушь, что и улучшение сексуальной жизни). Все результаты социологического опроса, подкрепленные хоть какой-то репрезентативностью цифр от 61 до 37 %, — не более чем приложение к главному. А главное — это тот самый секс.

Почему так? Потому что перед нами потрясающая по поучительности иллюстрация внедрения социальных мифологем в подсознание. Берутся почти очевидные вещи («хорошо быть собственным боссом!»), усиливаются представительными статистическими показателями (кто ж будет спорить с мнением 61 % опрошенных?), а затем дополняются элементом, который по умолчанию наделен статусом win-win (то есть гарантирует победу при любом раскладе).

В самом деле: кому же не хочется улучшить собственную сексуальную жизнь, которой недовольны 90 % всего человечества всех эпох и языков?! По этой причине посыл «малый бизнес улучшит твою сексуальную жизнь» не нуждается в подкреплении статистикой. И логика ему не нужна. Достаточно того, что этот посыл априорно желанен и оперирует на уровне подсознания.

До чего же надоели эти дьявольские нейролингвистические программаторы 🙂 Вся их методика шита такими примитивными нитками, что за версту отдает обманом и нечистой манипуляцией (чего стоит подкрепление «социологического опроса» выразительной картинкой, наносящей точный удар в самый пах будущего мелкого предпринимателя!). Самое ужасное, однако, другое. Самое ужасное, что эти манипуляции … действуют!

Можно не сомневаться, что после ознакомления со статьей Сюзан Лукас пары сотен тысяч читателей, человек 10-20 получат такую дозу подсознательного зомбирования, что ее хватит для того, чтобы радикально изменить свою жизнь: уволиться из присутствия и стать самому себе головой, то есть мелким, независимым, частным предпринимателем.

И здесь мы приходим к тому, с чего начали, — знамению времени социологических опросов в частности, и всей деятельности колдунов из HR — в целом. Зачем Сюзан Лукас понадобилось зомбировать публику для привлечения ее в сети мелкого частного предпринимательства? Затем, что малое предпринимательство, рейтинг выживаемости в котором бесконечно трагичен, тем не менее является основой американской экономики! Малое предпринимательство обеспечивает более половины всех розничных продаж в стране, около 47 % оптовых сделок, производит более половины частного валового продукта (около 6 триллионов долларов в цифрах ВВП), обеспечивает занятость половины всех работников в частном секторе и создает ежегодно от 60 до 80 % всех новых рабочих мест.

Иными словами, малый бизнес — это становой хребет американской экономики. Поэтому для того, чтобы рекрутировать в малый бизнес все новые и новые кадры, любые средства хороши. Даже такой трогательный и приятный обман, как обещание улучшить сексуальную жизнь 🙂

P.S. Почему-то вспомнил этимологию одного популярного английского глагола to shanghai, который сегодня переводится как «добиваться чего-либо нечестным путем или принуждением». А в первоначальном виде означал: «Поставить матросу бесплатную выпивку в портовой таверне (видимо, все началось в Шанхае), упоить его до бессознательного состояния и завербовать на корабль, подсунув на подпись кабальный договор».

Серьезная школа у ловцов душ, чего там 🙂