БЖ Онлайн: Netflix – школа вечного умирания

Анализировать компанию Netflix, крупнейшего в США видеопрокатчика, в цифрах и графиках — одно удовольствие! Почему? Потому что почти всегда у наблюдателя случается аналитический шок: понимаешь одно, видишь другое, а на деле выходит третье, как правило, прямо противоположное тому, на что ты рассчитывал. Как бы там ни было, но мне не известна другая компания, оценка которой профессионалами с такой фантастической закономерностью не соответствовала реальному развитию событий.

Впервые я познакомил своих читателей с корпоративной биографией Netflix в статье «Шесть революций, которые не потрясли мир», опубликованной в мае 2010 года в «Бизнес-журнале». Статья на самом деле была посвящена американской культовой компании Blockbuster, а Netflix в ней фигурировал в роли ее убийцы.

В сентябре 2011 года я вернулся к теме («Уроки Нетфликса»), используя в качестве предлога сокрушительный обвал, который пережили акции компании на фондовом рынке. Вот этот:

bj025_0

Летом 2011 года бумаги NFLX достигли своего исторического максимума в 300 долларов за штуку, а затем ушли в смертельное пике, обесценившись за три месяца в три раза! Поводом для катастрофического обвала послужило предупреждение руководства компании о сокращении подписной базы ни много ни мало на 1 миллион человек. Рынок отреагировал, как сумел: уничтожил капитализацию NFLX, казалось, на годы вперед.

В оправдание себе скажу, что тогда, осенью 2011 года, я сразу же заподозрил неладное и предупредил читателей о чрезмерной реакции рынка, за которой ничего, кроме истерии, не проглядывало. В качестве контраргумента я привел фантастическую динамику цены акций компании: летом они торговались на уровне, в 32 раза превышавшем EBITDA («Прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации» — звучит, конечно, жутко, но по-русски еще хуже: ПДПНИД). А после обвала — всего лишь в 16 раз, что было уже ниже среднего по рыночному сектору значения. Кроме того, сокращение подписной базы на 80 % происходило за счет подписчиков DVD — устаревшего и стремительно покидающего рынок формата.

При всей привлекательности головокружительно обесценившихся акций NFLX я осенью 2011 года все-таки не рискнул рекомендовать их к покупке на том основании, что какой бы гипертрофированной и глупой ни выглядела реакция рынка, эта реакция отражает единственную реальность, данную нам всем в ощущения. То есть рынок видит мир так, как видит, и было бы наивно покупать акции NFLX на одном лишь личном убеждении, что компанию незаслуженно обидели.

Дальше с крупнейшим видеопрокатчиком Америки стали происходить вполне предсказуемые вещи. После обвала акции NFLX предприняли краткосрочную и безуспешную попытку хоть как-то восстановиться, однако уже в начале лета 2012 года вернулись к уровню даже худшему, чем в сентябре 2011, тем самым подтвердив биржевую житейскую мудрость: падают бумаги в одночасье, зато восстанавливаются часто десятилетиями.

bj025_1

Безрадостная картина на протяжении всего прошлого года вырисовывалась на фоне «Реквиема», который заунывно исполняли все попадавшиеся в поле моего внимания аналитики. Все без исключения. Вот образец этой заупокойной молитвы: «Netflix умирает. У Netflix гигантские обязательства по продажам контента (content liabilities — о том, что это такое, поговорим чуточку позже), которые подлежат выплате в 2012 и 2013 годах. Они также теряют миллионы долларов из-за экспансии на международном рынке, а также испытывают сложности с удержанием подписчиков», — так писал аналист Seeking Alpha Джей Минтцайер 23 апреля 2012 года.

Прошел ровно год, и вот пару дней назад читаю на культовом портале Zero Hedge: «На балансе NFLX висят обязательства по продажам контента на 2,4 миллиарда долларов (это 69 % всех обязательств компании), однако при этом за баланс было выведено еще 3,3 миллиарда долларов таких же обязательств по проданному контенту, на полмиллиарда больше, чем годом ранее, и это уже по-настоящему напрягает».

Новая похоронная волна захлестнула NFLX по следам двух событий: во-первых, компания рапортовала о повышении квартальных доходов, во-вторых, заявила о намерении перекрыть обязательства по продажам контента за счет либо дополнительной эмиссии долга (читай: корпоративные облигации), либо прямого банковского кредитования. И то, и другое — очень плохо, заключают аналитики Zero Hedge, и пророчат еще пущую печальку: «Компания заявляет о готовности перекрыть одно неподъемное обязательство за счет другого — долга дополнительной эмиссии. Проще говоря, в секунду, когда компания утратит доступ к кошелькам отборных дураков, игра закончится. Точно так же, как и всякая заурядная пирамида».

Хотите взглянуть краешком глаза на то, что сейчас творится на фондовом рынке с акциями NFLX? Вот — полюбуйтесь:

bj025_2

Для полноты картины, полагаю, требуется компетентный комментарий. То, что мы наблюдали в начале 2013 года, в техническом отношении называется выходом из затяжной аккумуляции: акции NFLX больше года дрейфовали вбок, но затем одним могучим рывком вырвались на свободу и устремились обратно к своим историческим высотам.

Самое, однако, зрелищное действо впереди: на следующий день после очередного похоронного заявления знатоков рынка на Zero Hedge, акции NFLX открылись гэпом вверх на 40 пунктов!!! 25 % роста за один день:

bj025_3

Как такое возможно? Какие уважающие себя аналисты могут так возмутительно ошибаться в своих оценках? С начала 2013 года акции NFLX выросли на 88 %. Это за 4 месяца. Разве может умирающая компания, чьи суммарные обязательства (те, что находятся на балансе и выведены за него) составляют 130% от всех активов, демонстрировать столь феноменальные достижения на бирже? Даже с учетом всего безумия и иррационального поведения последней?

Мне кажется, что все заблуждения насчет компании Netflix объясняются какой-то тяжелой и даже неизлечимой формой неадекватного восприятия фондового рынка в целом. Аналитики постоянно примеряют к рынку ценных бумаг критерии, заимствованные из реальной жизни, забывая, что этот рынок к реальной жизни не имеет ни малейшего отношения. Для того чтобы глаза окончательно открылись и вернулась способность адекватно реагировать на события и, тем более, предсказывать их развитие, необходимо набраться смелости и признать неизбежное: «Фундаментальный анализ в классическом смысле этого слова, то есть интерполяция бухгалтерской отчетности на фондовый рынок, скончался давно и безоговорочно«.

Аналитики Zero Hedge в качестве главной сегодня страшилки используют content liabilities, обязательства по продажам контента. Используют, даже не задумываясь о природе этих обязательств и — главное! — их сопряжении с реальностью. При этом не забывают лишний раз помянуть, что суммарные активы Netflix в размере 3 миллиардов долларов — это эфемерный пустой звук, потому что эти активы невозможно монетизировать.

Даже если абстрагироваться от противоречия (почему content library assets, активы в виде библиотеки контента, то есть, попросту говоря, гигантская подборка фильмов, находящихся в распоряжении Netflix, эфемерна, а обязательства, связанные с этим контентом, не эфемерны?!), совершенно непонятно, каким образом обязательства по продажам контента несут материальную угрозу видеопрокатчику?

Пора, наконец, разобраться с этими content liabilities. Речь идет о задолженности Netflix перед держателями копирайта по фильмам, обращающимся в прокатной сети компании. Именно эти обязательства растут из года в год с ужасающей, как мы только что видели, динамикой — 500 миллионов долларов. Давайте теперь опустимся на землю и подумаем: в каком случае держатели копирайта выставят Netflix иск на недополученную прибыль?

Подумали? Давайте сравним ответы: мой вариант — ни в каком! Держатели копирайта не выставят Netflix иск на недополученную прибыль ни при каких обстоятельствах. Никогда! Почему? Потому что держатели копирайта не сумасшедшие, поэтому не станут убивать курицу, которая несет им золотые яйца. Точно так же держатели копирайта никогда в жизни не станут повышать стоимость предоставляемого в аренду контента — еще одна, кстати, «смертельная угроза», которой стращают аналитики Netflix.

Все разговоры о content liabilities, исчисляемых в миллиардах долларов, сродни разговорам о недополученной прибыли из-за деятельности пиратов и рядовых граждан, балующихся торрентами. Там, правда, цифры еще масштабнее: сотни миллиардов долларов, а в последнее время — чуть ли уже не триллионы.

У Netflix задолженность по выплатам за контент составляет 5,7 миллиарда долларов. Вы представляете себе эту чудовищную цифру, способную размазать по асфальту любую корпорацию? Стоит, однако, послушать, каким спокойным голосом вещал об этих смертельных обязательствах представитель компании во время последнего конференц-колла! Не то что спокойным, а безмятежно благодушным!

Откуда берется эта безмятежность? От осознания эфемерности что активов, что обязательств, с которыми связана Netflix. Весь бизнес компании — это торговля воздухом. Потому что прокат — это и есть воздух. Который, впрочем, генерирует совсем не эфемерные доллары чистой прибыли.

Вот же парадокс: активы виртуальные, пассивы и обязательства — тоже виртуальные, зато выручка — самая что ни есть живая и трепещущая наличка. В этом парадоксе — главный секрет поразительной выживаемости Netflix и, я бы сказал, ее бессмертия. Зато самое поразительное: «тупой» и «иррациональный» рынок этот парадокс нутром чувствует и адекватно реагирует!