НДС: Абимбола Балоган учит жить

Я занимаюсь изучением success stories столько же, сколько финансовыми аферами – пошел шестнадцатый уже как годок. И надо сказать, до сих пор не перестаю удивляться наивности публики, готовой верить в сказку rags-to-riches («из грязи в князи» – квинтэссенция американской мечты).

На самом деле я конечно понимаю, что люди не наивны и ни во что они не верят, а просто предаются мечте! Читая о головокружительных восхождениях и успехах, человек расслабляется и дает волю минутной слабости: эх, хорошо бы было, если бы и я так!

Ключевую роль в правдоподобии той или иной истории успеха играет национальная фактура. В одном государстве мифологизированная биография выглядит вполне вероятной и осуществимой, в другом та же самая история смотрится откровенной мистификацией. Очень показательна в этом отношении Америка – страна «селфмейдменов» по определению. 

Превращения 15-летних прыщавых гиков в мультимиллиардеров смотрятся более, чем правдоподобно, поскольку механизм манипулирования в общественном сознании Америки давно дисконтирован: все знают, что реальная власть и реальные деньги в любом корпоративном восхождении принадлежат венчурному капиталу. Однако это знание не меняет сути: даже если Цукерберга смастерили банкиры из Goldman Sachs  и Morgan Stanley, неаппетитному тоже перепало и явно не мало. Американский человек с рождения приучен делиться, поэтому цукербергова жизненная стезя его вполне устраивает.

Мои любимые success stories – это «величайший инвестор всех времен и народов» Уоррен Баффетт и великий британский предприниматель-дислектор Ричард Брэнсон. Оба этих человека являют собой образцы зитц-председательства, однако же мифология их биографий вдохновляет сотни миллионов людей во всем мире. И это замечательно.

Случаются, однако, и совершенно удивительные лубки rags-to-riches, несущие в себе реальный заряд дидактизма. Последний пример подобного, попавший в поле моего зрения, тем более поразителен, что заимствован из реалий Нигерии. Если Соединенные Штаты – это символ «селфмейдмена», то Нигерия безоговорочно ассоциируется с международным финансовым аферизмом. Во всяком случае, когда я описывал в своей книге (Как зовут вашего бога?) историю с «нигерийскими письмами», у меня сложилось однознозначное впечатление, что почтовые аферы – один из ключевых источников пополнения нигерийского бюджета. 

И тем не менее. Нигерийская success story, которую хочу изложить читателю, связана с восхождением милой девушки по имени Абимбола Балоган, получившей в народе любовное прозвище «Бимбо».

Шесть лет назад она окончила техникум по специальности маркетинг нефтепродуктов. Фантазия у девушки, конечно, была не великая, если учесть, что 80 % национального бюджета приходится на нефтяную отрасль. Как следствие, Бимбо почти сразу оказалась без работы.

В 29 лет Абимбола поступила на курсы бисеропленения, по собственному признанию, только для того, чтобы перекантоваться в поисках серьезной работы.

Затем купила бусин на 400 найра (2 с половиной доллара), сплела два ожерелья и продала их за 5000 найра, получив прибыль в 1 100 %. Вложила все деньги снова в бусины и … больше ничем другим в жизни уже не занималась!

Шесть лет спустя у Абимболы Балоган было два супер модных магазина в столице Лагосе, собственная школа бисероплетения и еженедельная передача о ювелирных украшениях на центральном телевидении. 

В числе ее постоянных клиентов числятся жены и любовницы самых высокопоставленных нигерийских чиновников, бизнесменов, губернаторов и даже королей. Очевидно, что панафриканская известность пришла к Бимбо благодаря собственной телепередаче, однако это нисколько не умаляет подлинного делового успеха нигерийской барышни.

Теперь самое увлекательное: как Бимбо сумела добиться столь головокружительных результатов в стране, где бисер плетет каждая вторая женщина, а носят  поголовно все? Если уж у Абимболы возникали сложности с трудоустройством в нефтяной отрасли, то в бисероплетении шансов теоретически у нее должно было быть еще меньше.

В биографии нигерийской звезды есть одна ложная зацепка, которая явно могла бы потрафить вкусам матерых конспирологов: после учреждения собственной компании Bimbeads Concept Абимбола пробила себе стипендию в программе Goldman Sachs 10000 Woman Initiative и занялась изучением предпринимательского менеджмента в престижнейшей Lagos Business School.

Этот импульс позволил Бимбо завязать нужные знакомства и закрепиться на видных позициях в Нигерийской сети женщин-предпринимательниц – трамплина, с которого она легко катапультировала в вице-президентское кресло Нигерийской ассоциации дизайнеров бисероплетения.

Все эти конспирологические иерархии, конечно, сами по себе замечательны, однако никаким боком не объясняют главного двигателя всей истории: какого черта ожерелья Бимбо покупали за бешеные деньги в стране, где существует гиперконкуренция среди бисероплетельщиков?! В чем тайна успеха украшений Абимболы Балоган?!

И вот он момент истины – с первого своего ожерелья Бимбо усвоила главное: ее украшения должны радикально отличаться от всего остального на рынке. Она решила задачу двумя способами: использованием высококачественного бисера (полудрагоценные и драгоценные камни) и по-настоящему оригинальным дизайном. 

Камни нашлись на рынке, а дизайн … в интернете! «Мой дизайн оригинален, потому что он штучно и индивидуально подобран под каждого заказчика», – гордо заявляет Абимбола корреспондентам BBC, удостоившим ее участия в передаче African Dream (из которой я, собственно, и узнал о существовании Бимбо :)

Звучит, конечно, красиво, но какой к черту может быть уникальный дизайн у выпускницы нефтяного техникума?! Чай не Лидия Маурер :)

Абимбола грамотно посидела в сети и нарыла дюжину гениальных ожерелий великих европейских мастеров (мне так думается, что европейских, а может, конечно, и американских или японских :). Вдохновилась и создала удачные реплики. В результате получились украшения, явно выбивающиеся из безликого потока артизаната, пронизанного местным всем опостылевшим колоритом. Добавьте сюда использование не дешевых стекляшек, а высококачественных камней, и вы получите формулу успеха бисероплетения в стране, где население использует интернет лишь для рассылки по миру «нигерийских писем» :)