НДС: Между хайпом и сюрпризом

Порфирий Петрович: Ты почто, супостат, старуху-то процентщицу за пятак зазря жизни лишил?
Раскольников: Так уж зазря: процентщица – пятак, а три процентщицы – уже пятиалтын!
(Народная мудрость, навеянная романом Достоевского)

Вчера Apple анонсировал целый урожай новых гаджетов, которые я, будучи уже как три года эксклюзивным пользователем яблочной экосистемы, воспринял с абсолютным безразличием и печалью. Хочу поделиться с коллегами своими мыслями на этот счет, а также объяснить опасение о том, что, похоже, планки в 1000 долларов за акцию Apple в обозримом будущем не видать.

Начну с самого главного: вчерашний Apple Event был отмечен сюжетом, внесшим в представление элемент сюрприза. О том, что будут анонсированы новые аймаки (iMac), макмини (Mac mini), 13-дюймовый ноутбук с дисплеем Retina и iPad mini, модель планшета с уменьшенным 7,9 дюймовым экраном, созданная специально по заявкам Samsung со товарищи, знали все, знали наверняка и знали давно. Об анонсе нового iPad четвертого поколения со стандартным 9,7 дюймовым экраном не догадывался никто!

Сегодня читал опусы американских аналитиков, пытающихся осмыслить демарш с iPad 4, у ухохатывался: большей беспомощности представить себе невозможно. Подывитыся сами:

– Продажи New iPad, выпущенного весной, могут сильно пострадать от наступления iPad mini, поэтому Apple и решил их подкрепить выпуском iPad 4 в таком же форм-факторе и с таким же экраном (!);
– Продажи New iPad оказались слабее, чем ожидалось, потому что в нем было мало революционных улучшений по сравнению с iPad 2, поэтому приняли решение улучшить характеристики планшета с помощью процессора A6 (!!);
– Apple решила продолжить парадигму, которую ранее отработала на музыкальных плеерах: когда-то компания одновременно выпустила уменьшенную копию iPod'a (nano), обновив одновременно основную модель (!!!);
– Выпуск обновленного планшета со стандартным экраном задуман для унификации нового интерфейса Lightning, который сподвигнет потребителей более активно покупать новые аксессуары – переходники, зарядные устройства и проч. (!);
– Apple отрабатывает новый график дебютов: впредь каждый сентябрь будет выходить новый айфон, каждый октябрь – новый iPad mini, а новый планшет со стандартным 9,7 дюймовым экраном будет выходить … тоже в октябре !!!).

Не подумайте только, что я прикалываюсь! Озвучаные выше гипотезы вышли из-под пера взрослых аналистов: Кэти Хаберти из Morgan Stanley и Лэнса Уитни из авторитетного CNET. Поражает только, что за подобную несусветную чушь платят деньги и, надо полагать, очень немаленькие.

Даже не знаю, стоит ли тратить время на то, чтобы дезавуировать на пальцах ахинею, приведенную выше. Наверное, все-таки стоит, дабы не казаться голословным.

Итак:
– Даже если продажи New iPad пострадают от iPad mini, каким образом iPad 4 может улучшить ситуацию? Он лишь вобьет дополнительный гвоздь в крышку гроба new iPad, больше ничего. В том смысле, что после выпуска iPad 4, который продается по цене New iPad, последний вообще перестанут покупать. Если версия с могильщиком iPad mini была гипотезой, то iPad 4 – это убийца гарантированный;
– Если выпуск фантастического экрана, не имеющего вообще никаких аналогов на мировом рынке (Retina) и встроенного в весенний New iPad аналисты умудряются называть "мало революционным", то как язык поворачивается что-то говорить про банальнейшую смену одного процессора (A5+) другим (A6)? Разницу в скорости не заметит 99,9 % пользователей, хотя бы потому что и мощности A5+ на порядок превышают запросы абсолютного большинства потребителей. Зато разница между стандартным экраном планшета и Retina вызывает головокружение (написал и тут же проверил на своем New iPad: так и есть – кружится :);
– Парадигму "выпусти маципулика и одновременно утверди приоритет старшего брата" вообще критиковать не буду, потому что единственная реальность, к которой она имеет отношение, – это какие-то мрачные сексуальные сублимации в голове Кэти Хаберти;
– С разъемом Lightning не все так просто. Подлинный смысл перехода на этот интерфейс, который Apple фарисейски закамуфлировала под демагогию об удобстве, современном виде и надежности, заключен в строенном криптозащищенном чипе, с помощью которого купертиновские бесенята надеялись хоть на время вернуть себе монополию выпуска аксессуаров и конекторов. Китайские соединительные провода стоят 3 доллара, "родные" от Apple – 30 – почувствуйте, как говорится, разницу. Хулиганский мотив замысла, кстати, почти сразу дал о себе знать: вместе с выходом iPhone 5 на рынок услужливо выбросили и переходники со стандартного разъема на Lightning по цене … 39 долларов (есть еще за 29 – без провода)!


Вот он – символ жадности!

Проблема (для Надкусана, для потребителей – великая радость!), однако, в том, что китайские народные умельцы раскололи яблочный чип, встроенный в Ligtning уже в начале октября (см. здесь), а это означает, что в ближайшее время монополии Apple на периферию придет конец (равно как и сверхприбыли на пятиалтынах). В чем – в чем, но в отсутствии реализма купертиновцев упрекнуть нельзя: можно не сомневаться, что они предвидели подобное развитие событий, поэтому предположение о выпуске iPad 4 ради унификации интерфейса смотрится совершенно вздорным.

Это тем более очевидно, что альтернативой Lightning прекрасно может стать полный отказ от покупок что iPhone 5, что iPad mini, что iPad 4! Повторюсь: функциональности ВСЕХ гаджетов предыдущего поколения Apple хватает за глаза для покрытия всех мыслимых и немыслимых запросов 99,9 % потребителей. Тем более, что главным двигателем покупки каждого нового устройства Надкусана выступает не функциональность, а мотивы совершенно иного порядка (их я пытался описать в одной из недавних "Голубятен")

– Гипотезу о новом графике выпуска гаджетов, тем более такую оригинальную, как одновременный и непременный выпуск планшетов с маленьким и большим экраном, ты тоже разбирать не будем, поскольку в ней не проглядывает ничего, кроме все тех же фрейдистских комплексов (разве что теперь уже в голове не Кэти Хаберти, Лэнса Уитни: какие грибы они там все кушают? :)

Короче говоря, пора подводить итоги. Мое глубокое убеждение: включение iPad 4 в анонс новых продуктов 23 октября 2012 года логично объяснять исключительно одним фактором – тем самым элементом сюрприза, который Apple катастрофически не хватало! Компания эта славится своей патологической закрытостью и манерами держать в страшной тайне все свои новые продукты, не говоря уж о корпоративных делах. Apple – это хрестоматийный пример Византийского двора в бизнесе.

На протяжении последних лет все попытки держать в тайне информацию до официального анонса терпели сокрушительное фиаско: утекали абсолютно все гаджеты – когда за месяц, когда за неделю до презентации. Утекали столь регулярно, что яблочные фанбои даже заговорили о какой-то особой тактике, которая заставляет Apple тайком сливать секретную информацию в прессу. Тем, кто так бредит, нужно непременно напомнить о бесстыдном судебном преследовании, которому подвергла тоталитарная компания всех лиц, связанных с утечкой информации об iPhone 4!

Разумеется, Apple расстраивается, когда у нее не получается удивить публику своими официальными презентациями. Почему? Потому что в Купертино живут такие милые Деды Морозы? Я вас умоляю: сантиментами тут не пахнет! Все дело … в бирже!

Apple всеми правдами и неправдами хочет поддерживать свой имидж growth company (развивающейся, растущей компании), который только и позволяет ей иметь капитализацию, немыслимую для ее бизнеса и уровня эволюции. Статус growth у Apple завершился уже лет так 5 тому назад, и с тех пор поддерживается на чистой иллюзии и – главное! – культовой мифологии. Как только последние иллюзии развеются, котировкам в 700 долларов за акцию придет конец. 250-300 – это абсолютный потолок и, между прочим, за счастье для любой технологичной компании, вышедшей из стадии growth и пребывающей в стадии maturity (зрелости).

Главный инструмент статуса growth – сюрпризы. Поглядите на то, что выкинул сегодня Facebook. Apple не достает сюрпризов как воздуха, поэтому, обнаружив чудесное обстоятельство – неведение публики о существовании iPad 4, компания не раздумывая включила этот планшет в пресную презентацию гаджетов, о которых все знали всё за два месяца до официального анонса.

Как отреагировал рынок? Вяло и тоскливо:

26 августа в своем посте в НДС "Прикуп для жизни Сочи" я писал: "Напрашивается следующая тактика: продавать в короткую акции Apple следует 11 сентября – за день до официального объявления iPhone 5." На момент написания статьи стоимость акций AAPL составляла 663 доллара. Накануне 11 сентября – 700 долларов. Сегодня они стоят лишь 617.

Теперь же, после презентации 23 октября 2012 года, у меня практически не осталось сомнений, что через год эти акции будут стоять меньше 500 долларов за штуку.

Если… если не одно "но"! Если не изменится радикально вся парадигма современного ценообразования на фондовых биржах (hype, сплошной hype, ничего кроме hype)! Кому-то подобное допущение может показаться слишком радикальным, а вот у меня, представьте, нет уверенности в непоколебимости устоев новой биржевой психологии, которая зародилась не далее как 15 лет тому назад! Пару-тройку радикальных геополитических и экономических потрясений, которые, вероятны сегодня в любой момент, и всё! На бирже все поменяется, в том числе и принципы капитализации компаний. И может так статься, что акции Apple, фундаментальные показатели бизнеса которой просто потрясают, умчатся далеко ввысь – к 1000 и даже 1200 долларам за штуку!