НДС: Одд Нердрум

12 июня 2012 года в Норвегии начнется повторное судебное разбирательство по дело Одда Нердрума. Первый процесс состоялся в августе 2011 года и завершился беспрецедентно суровым приговором – двумя годами тюрьмы. Вердикт привел мировую общественность сначала в состояние ступора, а затем – яростного возмущения.

Одда Нердрума государство обвинило в укрытии части доходов и, соответственно, неуплате налогов с 14 029 150 норвежских крон (примерно 8,4 миллиона долларов). Показательно, что эти доходы относятся к периоду с апреля 1999 года по апрель 2003 года. Последующих доходы Нердрума в расчет не принимаются, потому что он в начале 2003 принял исландское гражданство…

Предвижу недоумение читателей: «О чем это он тут пишет?! Какой Нердрум? Какая Норвегия? Какие налоги?!» В самом деле: история, поданная в том виде, как я это сделал в начале своего поста, ничего кроме недоумения вызвать не может. Посмотрим, однако, как изменятся наши представления после того, как мы наполним сухую канву живыми деталями.

Начнем с главного: Одд Нердрум – не просто очередной гражданин Норвегии, а национальное достояние этого государства. Можно было бы, наверное, возразить, что коллизия, тем не менее, местная, а потому Норвегия с ней пусть сама разбирается, как считает нужным. Откуда же взялся колоссальный международный резонанс?

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.54.32

 

Объясняется резонанс просто: Одд Нердрум считается одним из величайших (а может и самым великим) художников современности. Величайшим на всей планете, а не в одной лишь Норвегии.
Дабы читатель представил себе всю глубину общественного потрясения от сообщения о двухлетнем тюремном сроке для Одда Нердрума, приведу лишь небольшой факт: Грегори Дэвид Робертс, автор мирового бестселлера «Шантарам» (в свое время я с восторгом представил его читателям «Компьютерры») обратился с открытым письмом к премьер-министру Норвегии, в котором предложил отбыть полностью срок тюремного заключения вместо великого художника.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.55.25

Все бы эти эмоции, наверное, не имели бы никакого значения (особенно в свете утвердившейся в мире парадигмы о полной равноценности «слесаря и профессора»), если бы не еще одно обстоятельство: Одд Нердрум виновным себя в уклонении от уплаты налогов категорически не признает, называет себя «первым политическим заключенным Европы», а Норвегию – страной победившей «национал-социалистической рабочей партии» новой эпохи.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.56.14

Читатели, которых заинтересовала именно юридическая сторона дела, могут изучить материалы на портале freeoddnerdrum.com (копия судебного вердикта по первому процессу доступна по этому линку), я же ограничусь здесь лишь изложением общей канвы. В документах, представленных на суде, фигурируют многочисленные справки об исправной уплате налогов художником. Норвежский суд этого факта не отрицает, однако настаивает на частичном утаивании доходов, в частности – наличии у Одда Нердрума банковского сейфа, открытого в австрийском Райффайзене. В этом сейфе художник, якобы, хранил чуть меньше одного миллиона долларов, с которых и не уплатил полагающиеся налоги.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.56.45

Защита представила на суде договор, заключенный Нердрумом с одной из американских художественных галерей, от которой поступило два платежа: 450 тысяч долларов (26 сентября 2002 года) и 325 тысяч (14 ноября 2002 года). Согласно договора, эти деньги не являются платой за продажу картин Нердрума, а ссудой для специального залогового депозита, создание которого потребовалось из-за непредвиденных обстоятельств. В период с 1983 по 1989 г.г. Нердрум написал 39 картин экспериментальным маслом собственного изобретения и все они были проданы ценителям живописи в Соединенных Штатах. Масло, к сожалению, не проявило ожидаемой устойчивости и спустя несколько лет потекло под воздействием высокой температуры. Как следствие картины, которые подвергнулись подобному воздействию, пришли в негодность.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.57.25

Одд Нердрум в 90е годы исправно компенсировал покупателям испорченных картин убытки, переписывая их заново. Однако после биржевого кризиса 2000 года финансовое состояние многих покупателей ухудшилось и они предпочли компенсацию в виде возврата денег, а не переписанных картин. Именно для покрытия этих непредсказуемых убытков по договоренности с нью-йоркской галереей и был создан залоговый депозит, который хранился в банковской ячейке в Австрии. Галерея предоставила художнику ссуду, которую планировала покрывать за счет продажи новых картин Нердрума в будущем.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.57.58

Поскольку депонированные в Райффайзенбанке деньги не являлись доходом Нердрума, никаких налогов с них он не уплачивал. Суд, однако, отказался приобщить к делу предоставленный защитой договор, заявив, что он фиктивный и создан художником в сговоре с американской галереей. Такое впечатление, что судья Хайди Хеггдаль судила не художника, а фальшивомонетчика.

Наконец, последнее. Даже если отвергнуть все доводы защиты и признать Нердрума виновным в уклонении от уплаты налогов, срок в два года тюремного заключения не имеет прецедента в Норвегии. Существенно более масштабные укрытия доходов, обычно, наказываются штрафом и несколькими месяцами домашнего ареста.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.58.31

Одду Нердрому не только дали максимально возможный срок, но еще и запретили заниматься живописью во время отбытия наказания. Грегори Дэвид Робертс в своем обращении к правительству Норвегии обратил внимание на то, что искусство Нердрома является сокровищем всего человечества, а потому запрет на творчество наказывает не только 67-летнего художника, но и всю культуру и мировую цивилизацию.

Волна мировых протестов, конечно же, не осталась без результата. В феврале 2012 года Верховный суд Норвегии постановил пересмотреть дело Одда Нердрума. Новое разбирательство как раз и назначено на 12 июня.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.58.59

Во всей этой истории меня лично больше всего поражает ярость норвежского государства, с которой оно преследует художника. Чем же так насолил Одд Нердрум одному из столпов европейской демократии? Ответ подсказывает творческая биография художника. Одд Нердрум стоит абсолютным особняком в современном искусстве, поскольку с первого своего полотна категорически отвергает все доминирующие тенденции модернизма и постмодернизма. Нердрум рисует в традиции Рубенса и Караваджо, наполняя технику великих мастеров совершенно современным содержанием и сюжетами.

Снимок экрана 2016-07-05 в 12.59.30

Эффект получается ошеломительный, поскольку в современном контексте повальной деформации формы и шаблонизации содержания картины Нердрума, написанные в эстетике Великой Традиции, смотрятся инопланетным диссидентством. Сам Одд полагает, что Норвегия – страна победившего социализма – мстит ему за его воинственный индивидуализм и нежелание поддерживать оболванивающую унификацию вкусов, характерную для эпохи массового искусства.

Снимок экрана 2016-07-05 в 13.00.05

Если кто-то из читателей после прочтения моего поста, пожелает самостоятельно изучить материалы дела Одда Нердрума, а также познакомиться поближе с его творчеством, я буду счастлив, поскольку посчитаю свою культуртреггерскую миссию выполненной. Я также буду признателен тем, кто выразит слова поддержки художнику (сделать это можно на портале «Интитута Нердрума» либо на вебсайте «Свобода Нердруму!»).

Снимок экрана 2016-07-05 в 13.00.42