НДС: От мерзавца до динамита

«Джобс был динамитом. Динамит расчищает путь, но при этом разрушает все вокруг себя».

Вериндер Сиал, антрепренер

О Стиве Джобсе я писал только однажды – восемь лет назад в «Бизнес-журнале» («Яблоко и первородство»). Тогда же я ответил для себя на все вопросы, связанные с личностью этого выдающегося во всех отношениях человека. Все сделанные мною выводы казались столь очевидными, что всегда удивлялся сложностям, которые возникают, судя по всему, у огромного числа людей при определении места и роли Джобса в истории.

Восемь лет назад не было еще никакого прорыва Apple. Не было ни айфонов, ни айпадов, ни макбуков – уникального компьютерного и коммуникационного «железа», которое изменило сегодня весь мир. Разумеется, заголовков вроде вчерашнего из новостной ленты Reuters «PJ Morgan: Новый айфон может повысить ВВП США на 0,5 %» тоже не было в помине. Восемь лет назад Apple был рядовой IT-компанией, правда, после возвращения Джобса в 1997 году, уже крепко стоял на ногах. Собственно, это «возращение к норме» и послужило поводом для моего эссе.

Затем произошло социокультурное чудо, и Apple превратился из «нормальной компании» в символ Америки, в икону, в объект поклонения (это – помимо титула самой капитализированной и знаменитой компании в мире). Совокупность этих обстоятельств, усиленная трагической кончиной Стива Джобса осенью прошлого года, превратила и саму компанию, и образ ее учредителя в объект культового отношения.

Отношение это дихотомичное, как и полагается любым выдающимся явлениям: половина людей Apple / Джобса люто, почти физиологически ненавидят, другая половина – боготворит. Не думаю, что мое личное отношение окажет существенное влияние на мнение читателей, однако во избежание недопонимания скажу, что я не принадлежу ни к одному, ни к другому лагерю. Как человек Стив Джобс мне лично отвратителен, как менеджер – еще более отвратителен, при этом я ни секунды не сомневаюсь в его гениальности, исключительности и великом мессианстве, которое было возложено на его плечи.

Джобс, кстати, это мессианство прекрасно осознавал, едва ли не с раннего детства, и целенаправленно двигался по пути реализации поставленных задач, принося им в жертву все, что попадалось под руку: детей, служащих, партнеров, компаньонов, возлюбленных.

Для чего нужен сейчас весь этот разговор? Для того, что я с тревогой наблюдаю, как в головах людей происходит совершенно идиотская контаминация личности Джобса и корпоративных достижений Apple! Люди видят, каких уникальных высот достигла компания (что случилось очевидно под руководством Джобса), и следом пытаются интерполировать его биографию на корпоративные достижения, более того – примеряют психологические и деловые характеристики Джобса на самих себя.

Тенденция эта усилилась после выхода биографии Уолтера Исааксона «Стив Джобс». Эта книга уже почти год не покидает списка бестселлеров и не случайно: я даже затрудняюсь подобрать ей аналогию в биографическом жанре. «Стив Джобс» – абсолютный и безусловный шедевр, поэтому прочтение этой книги обязательно вне зависимости от вашего личного отношения к Apple и ее демиургу. Тем более что исчерпывающая фактография, собранная Исааксоном, в равной мере способна подпитывать оба лагеря – и обожателей, и ненавистников.

Остановимся теперь на контаминации личности Джобса и корпоративных достижениях Apple. Под нее даже подведена теоретическая база – в виде эссе Бена Остена «История Стива Джобса: вдохновение или предупреждение?», опубликованного  минувшим летом в культовом Wired.

Бен Остен исходит из констатации очевидной дихотомии (катуллианской odi et amo по отношению к личности Джобса), а затем выводит прямые зависимости между самыми омерзительными чертами личности великого менеджера и якобы объективными законами преуспевания в нелегком ремесле делового лидера. Таковых «ключей к успеху» по мысли Остена пять.

1. В 1975 году «Атари» заплатила Джобсу и Возняку за создание игры Breakout. Игру целиком и полностью написал Возняк, однако Джобс обманул партнера, прикарманив всю выручку. Вывод Остена: нужно уметь заставлять коллег выкладываться на всю катушку, хотя, конечно, друзей обманывать и не очень хорошо.

2. В 1981 году Джобс отказался компенсировать акциями сотрудника №12 в Apple Дэна Коттке. Другой сотрудник предложил доплатить из своего кармана половину того, что готов дать Джобс, на что последний ответил: «Я ему дам дырку от бублика». Вывод: хороший лидер несентиментален, хотя, конечно, нужно проявлять лояльность к сотрудникам, если вы ожидаете от них того же.

3. В 1994 году Джобс уволил четверть команды, работающей над компьютером Lisa, со словами «Вы, ребята, облажались… Слишком многие из вас – игроки второго и третьего дивизиона». Вывод: в своей команде нужно терпеть только игроков высшей лиги, хотя, конечно, запуганные сотрудники предпочитают не брать на себя риск (а это нехорошо для общего бизнеса).

4. В 2005 году пожилая барменша в Whole Foods взбила для Джобса коктейль с недостаточной основательностью, после чего Джобс оборал старушку до предынфарктного состояния. Вывод: необходимо весь мир подчинять исключительно твоему видению ситуации, однако, конечно, нужно осознавать границы применения своей власти.

Wired до того вдохновился «уроками Джобса», что предложил читателям пройти квиз и самостоятельно оценить четыре ключевых вопроса (коллеги могут тоже попробовать, воспользовавшись линком выше)

Забавно, что читатели Wired, явно не принадлежащие в своей массе к касте высшего менеджмента (и тем более – к собственникам бизнеса), проголосовали однозначно: 6% поддержали зверскую методику Джобса, а 67% отвергли.

Совершенно губительная апология Бена Остена глубоко возмутила Винода Кхослу, легендарного соучредителя Sun Microsystems, а ныне не менее легендарного венчурного инвестора (фонд Khosla Ventures). В своем блоге в TechCruch Кхосла опубликовал пост, смысл которого проясняет риторический вопрос в заголовке: «Нужно ли быть мерзавцем, чтобы стать успешным предпринимателем?»

Винод категорически не согласен с Остеном и полагает, что любого из успехов Джобса можно достичь, избегая в каждом конкретном случае его мизантропических крайностей. Из яростного багажа учредителя Apple Винод Кхосла рекомендует сохранить только одно: страстную преданность своей идее и готовность добиваться ее реализации. Далее сразу следует принципиальная оговорка: но добиваться этой реализации нельзя ни в коем случае ударами ниже пояса. По мысли Кхосла, у любого лидера должно быть две священных коровы: желание «изменить мир» (а-ля Джобс) и «счастливая семья» (анти-Джобс). Всем остальным можно смело пожертвовать.

Что я могу сказать по поводу двух приведенных мнений (Остена и Кхосла)? Как это ни прискорбно, но Бен Остен находится гораздо ближе к истине, чем прекраснодушный и благородный американский индус. Увы и ах. Близость эта, однако, также имеет свои границы: мизантропические качества Стива Джобса являются мощнейшими катализаторами успеха в бизнесе, и не удивительно, что Джобс постоянно ими пользовался (вернее: ничего другого в его арсенале, кроме мизантропии, и не было).

Остен прав в том, что если амбициозный предприниматель хочет повысить шансы на успех, то ему и в самом деле стоит заимствовать парочку фирменных «зверств» и «подлостей» из арсенала демиурга Apple. На этом правота Остена и заканчивается.

Главный контраргумент Кхосла: посмотрите, мол, на Сергея Брина и Ларри Пейджа – какие успехи, и при этом ни малейших признаков интеллектуального воровства (одна из фирменных черт Стива Джобса, который без малейшего зазрения совести присваивал любые находки и открытия своих подчиненных и партнеров) и тоталитарного хамства! Звучит, конечно, красиво, но, увы, не работает: мягкость Брина и Пейджа, на мой взгляд, это, скорее, минус, чем плюс.

По меньшей мере, эта мягкость не способствовала успеху их компании. А что же способствовало?

И здесь мы подходим к главной мысли моего сегодняшнего поста: корпоративный успех лишь в очень ограниченной мере зависит от индивидуальных проявлений человеческих качеств демиурга! Высказывание это может показаться парадоксальным всем, кто знаком с моей более чем 15-летней апологетикой «корпоративной генетики» (@Голубицкий), то есть гипотезы абсолютной предопределенности и зависимости судьбы бизнеса от личности его учредителя. Парадоксальность, тем не менее, иллюзорна: как и полагается генетическому влиянию, все происходит в момент зачатия, и дальнейшие телодвижения демиурга (будь то мизантропия или неуместное в данных обстоятельствах благородство) уже мало влияют на результат.

Apple была зачат гениальным толкачом товара Джобсом и гениальным программистом Возняком. Этого обстоятельства достаточно для натальной карты корпорации, которой судьбой было предначертано стать тем, чем она стала. В момент, когда для реализации счастливой судьбы Apple требовался компьютерный гений, на первый план выходил Возняк. В момент, когда требовалось радикальное стимулирование продаж и создание маркетингового хайпа, в Apple возвращался Джобс. Непосредственно же успех компании был предопределен фактом зачатия в далекие 70-е годы. Мизантропия Джобса и гикоподобное тюфячество Возняка – лишь дополнительные факторы стимулирования, а не первопричины успеха.

Ничего не поделаешь, корпоративная генетика, как и генетика вообще, имеет очень косвенное отношение ко дню сегодняшнему, однако полное – к прошлому.

P.S. Надеюсь, коллеги понимают, что я никому ничего не навязываю, а лишь традиционно провоцирую к самостоятельному осмыслению :)