НДС: Паровозик вечного кайфа

В день, когда не состоялся конец света (не буду, впрочем, зарекаться: сутки еще не закончились), мне почему-то вспомнился один из любимых анекдотов детства – про слона и комара.

Детство мое было давно, поэтому вряд ли кто-то сегодня анекдот помнит. Напоминаю: слон попросил комара почесать ему хобот. Комар влетел в хобот, полетал там, полетал и вылетел через задницу. "Ну как?" – "Кайф! А можно еще?" – "Да не вопрос!" – и комар повторил вояж. "Кайф!" Потом еще раз. "Кайф!" Комар притомился. "Давай последний разок, а?". Чего не сделаешь по дружбе: комар влетает в хобот, летит внутри слона, а тот в последний момент приставляет хобот к заднице, расплываясь в блаженной улыбке: "ВЕЧНЫЙ кайф!"

Когда я был маленьким, мне этот анекдот нравился на подсознательном уровне. Прельщала, видимо, идея удовольствия, растянутого во времени до бесконечности, и мысль о простоте достижения счастья. Сегодня бы добавил: нет ничего прекраснее сведения мечты о perpetuum mobile к простой итерации! :)

О слоне и комаре я, конечно же, вспомнил не в контексте невыносимой глупости, тиражированной по всему свету из наследия одного из самых жутких народов, когда-либо населявших нашу планету (памятник нужно ставить Кортесу за то, что он разогнал этих бесов!), а под впечатлением от статьи любимого моему сердцу "разоблачителя" Вольфа Рихтера.

Вольф приурочил рассказ о том, как беспощадно воруют в нефтяной отрасли, к тяготам "фискального обрыва" и мелочным наездам американских законодателей на социальные программы (Social Security и Medicare). Мне же афера напомнила о "Вечном кайфе" – до того похоже в ней воспроизводится парадигма простого человеческого счастья :)

Итак, передаю в копилку знаний. Есть в Америке государственная структура, которая называется Агентством по защите окружающей среды (EPA). В 2005 году был принят Закон об энергетической политике (Energy Policy Act), который утвердил так называемый Стандарт Обновляемого Топлива (RFS). Одно из положений принятого Стандарта вменяет EPA в обязанность следить за тем, чтобы все участники топливного рынка смешивали традиционное топливо с биологическим в определенной пропорции. В качестве стимула полагаются государственные субсидии. Если же топливо не смешивается, участники рынка должны закупать т.н. Renewable Identification Numbers, Обновляемые идентификационные купоны (RINs), что-то вроде наших акцизных марок.

RIN, представляющий собой серийный номер, которым сопровождается конкретная поставка биодизельного топлива или этанола, генерируется в момент производства топлива либо в момент его импорта. По закону нефтяные компании обязаны добавлять в свою выработку 1 миллиард галлонов биодизельного топлива. Если норматив не добирается, необходимо, как мы уже сказали, докупать купоны RINs.

Прелесть купонов RINs в том, что они торгуются на рынке отдельно от конкретных поставок биодизельного топлива, которые технически эти купоны создают. То есть: произвели (импортировали) 1 миллион галлонов биодизеля, получили на всю партию соответствующее количество RINs, которые потом можно продать тем участникам рынка, которые не выполнили нормативы Стандарта Обновляемого Топлива.

Купонная система, хорошо знакомая нам по отечественным реалиям, не преминула породить примитивное жульё, которое густой плесенью покрыло благую заботу государства об экологии:

– В 2011 году Clean Green Fuels из Мэриленда прижучили на продаже нефтяным компаниям и брокерам купонов RINs на не существующие в природе 32 миллиона галлонов биодизельного топлива. В июне 2012 года гендиректор Clean Green Fuels Родни Хейли получил крепкий срок за отмывание денег и подлог.

– В начале 2012 года у владельца техасской конторы Absolute Fuels Давида Ганзельмана нашли в компьютере самопальные купоны RINs на 50 миллионов долларов, которые он к тому времени успешно продал. Пару недель назад Ганзельман признал себя виновным по всем статьям обвинения и теперь ждет штрафа в 20 миллионов долларов и посадки по совокупности нарушений на 1 268 лет.

– В разгаре следствие по еще одному техасцу – Green Diesel, который обвиняется в изготовлении 60 миллионов поддельных RINs. Гендиректор Green Diesel Филип Ривкин (откуда, ёлки-палки, взялось столько евреев в нефтяном бизнесе Техаса? :) сбежал в Европу, и теперь его пытаются выцарапать обратно.

Всё это, как видите, жульё мелкосявочное. Взрослые игроки, разумеется, также химичат с купонами RINs, вот только до позорного суда дела не доводят. В этом году матёрых компрачикосов, заключивших досудебную сделку с правосудием, набралось 30 штук, в том числе: Exxon (отступные: штраф в 165 тысяч долларов), ConocoPhillips (250 тысяч долларов), BP (куда ж без него-то: 350 тысяч долларов).

Если бы на этом история с махинациями RINs заканчивалась, я бы никогда не взялся ее интерпретировать для коллег: урочный бизнес для меня всегда был табуирован (помнится, когда только вышел мой двухтомник "Великие аферы ХХ века", многие читатели удивлялись, отчего я ничего не пишу про отечественных аферистов. Я всегда отвечал, что ни одного отечественного афериста не знаю, все сплошь примитивные воры и уголовники). Слава богу, цимес сюжета заключается не в подделке купонов RINs или их эмиссии на несуществующее дизельное топливо, а в гениальной афере канадского топливного дилера Bioversel Trading Inc. из Торонто, который не просто творчески оплодотворил бездарную купонную систему, но еще и умудрился сделать это, не нарушая закона!

Bioversel Trading на чистую воду вывели журналисты из CBC News. Они же со всей убедительностью продемонстрировали, что гешефты канадских бендеров ни на одном этапе аферы не нарушают существующее законодательство!

В июне 2010 года Bioversel Trading заключил договор с Канадской железной дорогой (Canadian National Railways) о поставке в Соединенные Штаты большого состава с биодизельным топливом. Эка невидаль! Не все, однако, так просто. Когда поезд пересек границу и прибыл в место назначения для приема контрагентом – американским партнером Bioversel Trading компанией Verdeo, последняя разгружать груз не стала, а сразу же отправила его обратно в Канаду!

Знаете, сколько раз поезд с биодизельным топливом пересекал канадско-американскую границу туда-сюда? Двенадцать! Причем весь этот "Вечный кайф" был прописан черным по белому в договоре Bioversel Trading с канадскими железнодорожниками!

Последние, надо сказать, вертелись, как ужи на сковородке: шутка сказать, за "бессмысленные" качели Bioversel Trading заплатил железнодорожникам 2 миллиона 600 тысяч долларов! Пишет в меморандуме, отправленном по электронной почте коллегам, Тереза Эдвардс, начальница железнодорожного узла в пограничном пункте Сарния, Онтарио: "Вагоны будут перегоняться туда и обратно без разгрузки. Наша задача – обеспечить как минимум 25 прогонов через границу туда и обратно до 30 июня. Этот подряд принесет очень большие деньги Канадской железной дороге, поэтому я призываю коллег приложить максимум усилий для обеспечения заданного количества прогонов и устранения всех проволочек".

Ну, а что вы хотите от железнодорожников?! Нет ничего криминального в том, чтобы гонять туда-сюда вагоны с биодизельным топливом без разгрузки! Равно как нет ничего криминального и в решении американского партнера Verdeo не реализовывать биотопливо в Америке, а продать его в Канаде. Потому и отправляли состав обратно, не разгружая :)

Осталось прояснить самую малость: зачем Bioversel Trading понадобилось гонять груженый состав 12 раз через границу? Все очень просто: всякий раз, как биотопливо импортировалось в США, Verdeo выписывала на него купоны RINs. Затем топливо отправлялось обратно в Канаду, поэтому купоны по закону нужно было "аннулировать". Однако нигде в законе не прописано, что аннулировать необходимо точно те же купоны, которые были генерированы предыдущим импортом из Канады. Поэтому Verdeo честно списывала находящиеся у нее на балансе купоны RINs не на биодизельное топливо, а на этанол, которые стоили в 10 раз дешевле.

Разница в цене между купонами RINs за вычетом 2,6 миллиона долларов, которые пришлось заплатить канадским железнодорожникам, дала ребятам из Bioversel Trading и Verdeo нехилую выручку, потому что 12 прогонов на бумаге обеспечили поставку 1 984 вагонов с биодизельным топливом, что позволило Verdeo генерировать 12 миллионов купонных кредитов RINs. Летом 2010 года эти купоны для биодизельного топлива стоили 50 центов за штуку, а ближе к зиме удвоились в цене (до 1 доллара). Даже по самым скромным подсчетам получается, что на "Вечном кайфе" удалось заработать: 12 млн * $0,5 (купоны RINs для биодизеля) – 12 млн* $0,05 (купоны RINs для этанола) – $2,6 млн (расходы на ж/д) = 2 миллиона 800 тысяч долларов!

Песня и "Вечный кайф"!
Всех коллег поздравляю с Концом Света!