НДС: Печаль Серой Леди

В понедельник Артур Зальцбергер, издатель и председатель правления газеты The New York Times сделал печальное заявление: "Рекламный климат остается неустойчивым и мы не видим, как ситуация может измениться в обозримом будущем".

"Во второй половине года экономическая ситуация ухудшилась и я вынуждена сократить расходы новостного раздела" – перевела хокку начальника на бытовой язык Джилл Абрамсон, главная редактрисса Серой Леди (The Grey Lady – прозвище культовой газеты, полученное за болезненное пристрастие к тексту за счет изобразительного рядка).

На практике дальнейшее ухудшение финансового положения The New York Times выразится в уходе на пенсионный покой 30 "добровольцев" из новостного и рекламного отдела, а также службы безопасности. За самопожертвование газета заплатит сотрудникам сверхурочно трехнедельный заработок. Если 30 "добровольцев" не нарисуются, старушке Джилл придется самой ткнуть пальцем в сокращенцев. В результате маневров так или иначе размер новостного отдела Серой Леди сократится до уровня 2003 года.

В общем, история печальная, однако же – и закономерная: традиционная пресса умирает. Умирает повсеместно, мучительными темпами, уступая шаг за шагом в конкурентной борьбе сетевым информационным ресурсам. Так в случае Серой Леди рекламные поступления сократились за последний квартал на 11 %, а операционные расходы, наоборот, выросли на 2,3 %: эдакое медленное выдавливание. Если хотите – удушение слабого сильным.

Пользуясь информационным поводом хочу привлечь коллег к дискуссии, которая, полагаю, не оставит ни одного из них равнодушным. Не только потому, что наша родная НДС напоминает сетевое СМИ, хотя формально и является социальной сетью (слава богу, что напоминает! без этого напоминания мы бы все с тоски померли – уж поверьте человеку, который умеет отличить графомана от профессионала со снайперской дистанции :), но и потому что все чукчи не только писатели, но и чуточку читатели. А значит – привыкли потреблять информацию как из традиционных – бумажных! – источников, так и из современных – чисто сетевых.

Вопрос умирания традиционных СМИ я извлек из чулана не праздно. Дело в том, что все дискуссии, которые ведутся по меньшей мере последние лет пять – с тех пор, как стало очевидно и понятно, что alea iacta est и кубок победителя рано или поздно окажется в руках виртуальных СМИ – все эти дискуссии каким-то магическим образом зацикливаются на экономических аспектах информационного бизнеса.

Очевидно, что реклама давно утекла из "бумаги" онлайн. Доходы Серой Леди падают потому, что люди читают все больше и больше предпочитают читать виртуальные газеты, а рекламщики естественным образом подтягиваются туда, где люднее, кучнее и – соответственно – эффективнее размещать свое зомбирование. Всё это говорено и переговорено миллион раз и у меня нет ни малейшего желания возвращаться к теме. Я предлагаю совершенно иной взгляд на ситуацию – я предлагаю оценить умирание "бумаги" и триумф онлайн-СМИ исключительно в контексте качества продукта.

Для начала дам небольшую затравку: одновременно с информацией о грядущих увольнениях в The New York Times по телетайпным лентам прошло сообщение о закрытии 15 декабря журнала The Daily, который рупертомердокская News Corporation запустила в начале 2011 года специально для гаджета Apple iPad. Два года назад Мердок верил в успех: "Не будет бумаги, не будит печатных станков за миллионы долларов, поэтому все сэкономленные средства мы пустим на благо наших читателей. Целевая аудитория – 50 миллионов американцев, которые к следующему году должны стать обладателями планшетов".

В самом деле: гениальная и беспроигрышная схема! Ведь распространение The Daily планировалось в самой совершенной в плане монетизации контента экосистемы планеты – Apple App Store! Но и это еще не все: News Corpotation действовал рука об руку с самим Надкусаном, который из кожи лез вон, чтобы отрекламировать "первый в мире специализированный журнал для iPad" самым вкусным образом.

И что же? Не прошло и двух лет, как проект закрывается. Еще в начале 2012 года The Daily уволил 30 % сотрудников, потому как повторилась история The New York Times: прибыльность на нуле, зато расходы – на постоянном подъеме.

При внимательном анализе, однако, оказывается, что никаких параллелей в деловой парадигме между Серой Леди и кончиной The Daily проводить нельзя. Слишком уж разнятся схемы монетизации. Традиционная бумажная The New York Times целиком и полностью полагалась на рекламные поступления, тогда как цифровой The Daily монетизировал подписную схему, причем делал это – повторюсь – в предельно тепличных условиях Apple App Store. И все равно разорился. Похоже, дело тут не в монетизации – в частности, и не в деловой парадигме – в целом. Дело в чем-то другом? В чем же?

Именно пример The Daily подсказал мне гипотезу, которой и хочу поделиться с коллегами. Причина медленного умирания The New York Times не требует дополнительных объяснений: реклама ушла онлайн – все это знают. Причина же кончины The Daily, не имея отношения к монетизации, лежит в деградации качества контента, которая неизбежно случается в 100 случаев из 100 после миграции СМИ из риаллайфа!

Именно об этой деградации мне хочется кричать на каждой дискуссионной площадке, обсуждающей преимущества ведения информационного бизнеса онлайн. Это очень коварное преимущество, дорогие мои друзья! И опыт The Daily подтвердил это коварство как нельзя лучше.

Что значит сокращение штата новостного отдела Серой Леди? Это значит, что объемы оригинальных, неповторимых, эксклюзивных материалов в очередной раз сократится. Куда катится этот поезд? Угадали: в болото онлайн-СМИ, лишенное по определению той самой неповторимости и эксклюзива, которыми словно элитные лошади всегда были отмечены бумажные серьезные издания.

Как рождался материал в той же самой The New York Times? Специальный корреспондент, профессионал высшей квалификации, отправляется с редакционным заданием на место определенных событий, досконально изучает обстоятельства дела, собирает из первых рук фактографию, создает сопроводительный видео и фоторяд, затем садится и пишет статью, которая подобно жемчужине украсит родное издание!

В результате, ранним утром в киоски завезут свежеотпечатанные пачки утренней газеты, которая подарит своим читателям элитную информацию! То есть такую, какую читатель не найдет ни у кого другого. Абсолютный эксклюзив. Эта жемчужина – на языке профессиональной американской журналистики scoop – и составляет тот могучий драйв, которым последние 200 лет промышляла Большая Пресса.

Что же случилось дальше? Почему же реклама ушла из бумаги? Поверхностная причина вроде бы проста: доход переместился онлайн. Но почему он переместился? Потому что читатель предпочитает сегодня потреблять информацию онлайн и ему больше не интересен элитный scoop. Иными словами, изменились критерии качества информации.

Что же за информацию дают нам онлайн-СМИ? Сказать – суррогат, значит ничего не сказать. Информация онлайн – на 99 % процентов состоит из бесконечной порочной и больной репликации ежедневного контента, который можно пересчитать на пальцах. Двигатель онлайн-СМИ не эксклюзивный scoop, а тупая плебейская копипаста!

Миллионы онлайн-журналюг переписывают друг у друга мутотень, даже не утруждая себя хотя бы намеком на собственную аналитику. Пример из моего поста на прошлой неделе (The Adventurers): все без исключения русскоязычные источники онлайн-информации сообщали о проходимце по имени Джорди Бонвехи! Ну хоть кому-нибудь должно же было прийти в голову: "Ладно, не знаю я испанского языка (как, впрочем, и всех остальных), загляну-ка лучше в какой-нибудь словарь или энциклопедию, посмотрю, как произносятся испанские буквы и имена!" Никому не пришло! Ни одному из сотен и сотен ремесленников русскоязычных онлайн-СМИ, перепечатавших новость об украинском проколе!

Знаете – почему не пришло? Потому что таков истинный уровень информационного бизнеса, перекочевавшего в виртуальное пространство. О какой тут оригинальности может идти речь?! Какой, к черту, scoop, какая авторская аналитика?

Самое страшное, однако, другое. Самое страшное – массовому потребителю-нетизану подобная пародия на информацию нравится! Она его устраивает. Именно по этой причине и скончался The Daily. Скончался в щадящем инкубаторе Надкусана!

Помните фразу Мердока о том, что высвободившиеся на экономии реального бумажного производства средства издатель пустит на благо читателей? Что имелось ввиду? Риторический вопрос: традиционный газетчик принялся улучшать контент единственно известным ему способом: углублять качество информации, рыть, так сказать, сочный scoop.

Оказалось, что этот scoop онлайн-червям ни разу не нужен! Не нужна современному цифровому дегенерату никакая информационная элитарность. Ему нужна копипаста с сенсационными сиськами-письками-бритнёвой-спирснёй и прочими биберами!

Лучше бы Мердок пустил сэкономленные миллионы долларов на какие-нибудь мульки вроде розыгрышей ценных призов, круизов, "завтраков со звездой" и прочими плебействами на страницах своего iPad-журнала: глядишь, осталась бы The Daily наплаву и после 15 декабря!