НДС: Птенцы гнезда Аспергера

Сегодня получил документальное подтверждение того, о чем давным-давно догадывался. Наблюдения, личный опыт – всё говорило о рождении какой-то новой психиатрической парадигмы бизнеса, однако не хватало теоретического фундамента и яркой фактографии. Теперь появилось и то, и другое.

Исхожу из предположения, что большинство моих читателей в НДС занимаются бизнесом. Потому задаю вопрос: не приходилось ли вам замечать, что в последние годы психологический (вернее – психиатрический) портрет руководителя, топ-менеджера и особенно собственника успешного делового предприятия, несколько, как бы это помягче выразить, выпадает из общепринятых стереотипов? Выпадает именно в психиатрическом плане?

Прямо вижу, как читатель неуютно начинает ерзать перед монитором, поэтому вношу ясность: я спрашиваю не о психопатах, а о нетипичном поведении. О поведении, которое явно выпадает из рамок того, что всегда (столетиями!) совпадало с представлениями о норме.

Попробую облегчить поиск ответа кратким введением в неожиданную тему. Итак: первым о сломе общепринятой парадигмы заговорил журнал Wired, провозгласивший «Синдром гиков». Тенденция заключалось в массовом приеме на работу персонажей с ярко выраженными антисоциальными чертами. Причем речь идет не о рядовых служащих, а о ключевых фигурах, то есть управленцах топ-эшелона. Отдельной статьей идут учредители успешнейших стартапов, которые почти поголовно укладываются в Великий Треугольник Отклонений (термин мой собственный, поэтому не тратьте время на гугление): синдром Аспергера, дислексию и т.н. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Наиболее распространенное отклонение – синдром Аспергера, завихрение, слегка не дотягивающее до полновесного аутизма. Синдром назван в честь австрийского психиатра Ганса Аспергера, который, впрочем, изучаемую симптоматику именовал «аутистической психопатией». Работу Аспергера развила английский психиатр Лорна Уинг, которая и придумала для явления более благозвучное название (в 1981 году).

Синдром Аспергера выражается пышным букетом нарушений в социальном поведении индивида: отношения со сверстниками не складываются с детства, мотивация совместного группового переживания (любого – радости, негодования, азарта, печали, сострадания и проч.) отсутствует полностью, неадекватность в проявлении стандартных форм невербальной коммуникации (не могут смотреть в глаза собеседнику, мимика, жесты, осанка не соответствуют ситуации и обстоятельствам, и т.д.).

Особенно тяжко даются аспергерам контакты с противоположным полом: мало того что отношения по большей части не складываются, так еще и постоянно случаются досадные срывы: «Если молодой человек с синдромом Аспергера испытывает сильное сексуальное влечение, он может подходить и обнимать или целовать незнакомок, или тех, кто много старше или моложе его, и, как следствие, обнаружить, что привлёк внимание полиции».

Подробное описание всех проявлений синдрома Аспергера читатель найдет в ключевой работе Лорны Винг, с которой настоятельно рекомендую ознакомиться: вы даже не догадываетесь, сколько знакомых из вашего собственного окружения подпадает под описанную симптоматику. Я же продолжу гнуть свою палку – об изменении парадигмы и засилии руководящих работников и владельцев бизнеса со странностями.

Даже нескольких перечисленных выше симптомов достаточно, чтобы с уверенностью отнести к страдающим синдромом Аспергера учредителя Facebook Марка Цукерберга. Впрочем, об этом прямым текстом уже давно заявляли люди из «близкого круга»: например, Питер Тиль, один из самых ранних инвесторов Facebook, или Йишан Вонг, по словам которого Марк явно «отмечен печатью Аспергера», поскольку, «разговаривая с ним, невозможно получить адекватной реакции, тем более понять – слушает он тебя вообще или нет».

Добавьте сюда иллюминатскую курточку, желание собственноручно умерщвлять куриц и индюшек, потребляемых в пищу, странные интервью, во время которых Марка Цукерберга то охватывает панический страх, то нападают нервные смешки, и вы получите законченную картину современного гения.

Аспергером новый тренд не заканчивается. Дислекторами в самом полном смысле этого слова были учредители и создатели таких компаний как IBM, Ford, General Electric, IKEA (Ингвар Кампрад), Charles Schwab, Cisco (Джон Чамберс), Virgin Group (Ричард Брэнсон) и, конечно же, легендарный Стив Джобс из Apple.

Не отстают от дислекторов и аспергеров и буйные обладатели СДВГ. Признается Дэвид Нильман, отец-основатель авиакомпании JetBlue: «Мой мозг, схваченный синдромом дефицита внимания и гиперактивности, постоянно пребывает в поиске оптимального выполнения поставленных задач. Вместе с неорганизованностью, постоянными опозданиями, неспособностью ни на чем сконцентрироваться и прочими неприятными вещами, которые ассоциируются с СДВГ, к нам приходит креативность и умение рисковать по-крупному».

Пол Орфалея, основатель Kinko, является гордым носителем СДВГ и дислексии в одном флаконе: «Я так быстро начинаю скучать, а это замечательная мотивация. Думаю, у каждого человека должны быть дислексия и СДВГ!»

Фактографию для сегодняшнего поста я черпаю преимущественно из вчерашней публикации The Economist, поэтому не судите строго и не спешите обвинять в социальной дискриминации. Не нужен никакой The Economist, чтобы самостоятельно осознать потребность бизнеса на современном этапе его развития в постоянном притоке экстравагантных идей, которые по определению не могут исходить из обыкновенного (читай – нормального) человека.

99 % людей умеют с различной долей успешности выполнять данные им поручения. Создавать собственный ценный контент они не могут в принципе. И это правильно, хорошо и нормально. Особо ценный контент является порождением особо ценных мыслей, которые рождаются … вы уже и сами догадались: в головах специфических персонажей. Не случайно термин «сверхценная идея» уже в XIX веке был выделен психиатрией в отдельное расстройство.

Для того чтобы преуспеть сегодня – речь идет о настоящем успехе, измеряемом миллиардодолларовой капитализацией, а не рутинным «купи-продай» для поддержания штанов – бизнесу нужны сумасшедшие люди. Хорошо, когда таковым является учредитель, главное только потом не упустить момент и вовремя отодвинуть чудака в почетную сторонку, чтобы он не мешал нормальному развитию предприятия и не отпугивал инвесторов (как это делает сегодня Марк Цукерберг). Если учредителю не повезло и он нормальный, то приходится искать «гиков» на стороне, нанимая социально репрессированных ведущих системных инженеров, программистов, финансовых гениев-девственников, креативных Леонардо да Винчи с тяжелыми проблемами, которые, слава богу, дают о себе знать после окончания трудового дня.

Сознавая насущную необходимость облагораживать штат психиатрической эксцентрикой, нужно четко понимать сильные и слабые стороны «синдрома гиков». Гениальные провидцы и изобретатели в массе своей не способны доводить дело до материальной реализации. Им банально скучно и хочется идти дальше. И здесь главное – им не мешать! Открыл великое? Молодец! Получи жирную премию и иди куролесь дальше. Сам же гениальный импульс надлежит передать для исполнения героям вечности и вчерашнего дня – безликим, скромным, трудолюбивым, недалеким и эффективным труженикам бэк-офиса, которые умеют брать под козырек и доводить дело до розничных продаж.