НДС: Walmart, Индия, протекционизм

Предлагаю коллегам распечатать трудовую неделю размышлениями над сразу несколькими глубокими темами. Технически они завязаны на единственное событие, выловленное из информационного поля Индии, однако на поверку выводят на злободневные реалии нашего с вами Отечества (не слишком лихо завернул фразу? :)

Всю прошлую неделю на просторах западных СМИ бурлила новость о том, как Индия начала чуть ли не на уголовном уровне расследование активности транснационального голиафа розничной торговли Walmart (корпоративную биографию этой компании я воспроизвел восемь лет в "Сагах о Мартах" – "Брат Уол" и "Брат Кей"), связанной с "тайным и незаконным инвестированием" 100 миллионов долларов в сеть местных розничных гипермаркетов Easyday.

Россия, справедливо полагая себя частью западного мира, мигом подхватила эту новость и тиражировала ее (через Интерфакс, но я могу и обшибаться по части определения пальмы первенства в распространении слухов) практически слово в слово с коммюнике, которое я читал в Financial Times (которая, в свою очередь, почти наверняка заимствовала сообщение еще у кого-то).

Казалось бы: новость и новость, эка невидаль! На самом деле перед нами хрестоматийный образец тотальной дезинформации, которая – парадокс! – родилась не из злого умысла, а из двух сложных комплексов. Первый определяется спецификой организации современных средств массовой информации. Второй – удивительным своеобразием собственно индийской общественной и политической жизни, которая без должной подготовки просто не поддается адекватной расшифровки.

С организацией современных СМИ все просто: эпоха, когда каждое уважающее себя информационное агентство, газета, журнал и телевизионный новостной канал содержали армии собственных корреспондентов, который шныряли по всему миру, выискивая уникальный эксклюзив, канула в Лету вместе с развитием Интернета. Сегодня подобное роскошество превратилось в излишество не столько потому, что не оправдано с экономической точки зрения, сколько потому, что совершенно не востребовано аудиторией.

Аудиторию давно приучили воспринимать внешний мир через призму мифологизированных клише, которые замечательным образом покрывают 99 % потребностей обывателей в информации. Клише эти зародились в недрах манипулятивных технологий (почти исчерпывающе обрисованных в фильме "Хвост виляет собакой"), а Интернет лишь облегчил их распространение и популяризацию.

Посему содержать в штате реально мобильных корреспондентов и невыгодно, и бессмысленно: спроса не будет. Эту роскошь позволяют себе, кажется, CNN, FoxNews и еще пара-тройка крупнейших информационных агентств и СМИ. Остальные занимаются исключительно копипастой друг у друга. Без всякого стеснения и даже с профессиональным рвением.

Результатом тотальной копипасты стало распространение одних и тех же информационных поводов по принципу эпидемии. Все бы ничего, если бы эти информационные поводы ретранслировались в изначальном виде. Однако этого не случается, потому что козырь эксклюзива еще никто не отменял, а реального scoop (наиболее адекватный перевод этого американского журналистского слэнга: "свежая сенсация, которую удается выдать в эфир раньше остальных конкурентов") ни у кого нет. Поэтому этот scoop высасывают из пальца, дополняя полученный на стороне информационный повод собственными домыслами, дополнительными (несуществующими) деталями и просто искажениями.

В случае с сообщением об индийском расследовании Walmart произошло искажение реальности, в котором уже невозможно определить, что передернули, что добавили, что домыслили, что просто соврали. Тем более, невозможно сказать, кто и и чему приложил руку. В любом случае, проще сообщить коллегам, что случилось на самом деле.

Индия сейчас переживает очень сложное время. Находящаяся у власти коалиция, похоже, взяла однозначный курс на разрушение традиционных основ экономической организации общества, ее либерализацию и встраивание в транснациональный формат. Как говорят оппозиционеры, премьер-министр Манмохан Сингх очень любит Америку :) Реформы проводятся в условиях жесточайшего сопротивления как самого общества, так и оппозиции, а некоторые шаги критикуются даже сторонниками правящей партии, которые то и дело угрожают выходом из коалиции (например, суровая валькирия Мамата Банерджи, возглавляющая Trinamool Congress party).

Одна из самых свежих и противоречивых реформ, запущенных в сентябре 2012 года: разрешение на прямые инвестиции иностранного капитала в розничную торговлю (т.н. FDI, Foreign Direct Investments), усиленную к тому же мажоритарной долей (51 %) в супермаркетах и универсамах.

Первыми кандидатами на экспансию назвали Walmart, Tesco и Carfour. Назвали, и тут же испугались, потому что по стране прокатилась волна неслыханных демонстраций протеста, а в Конгрессе сформировалась жесткая единодушная оппозиция.

В рамках этого противостояния депутат-коммунист из штата Керала М.П. Ачутхан направил премьер-министру формальный запрос о "незаконной деятельности" Walmart на территории страны, в котором потребовал "навеки выдворить Walmart из Индии".

Обвинение Ачутхана состояло в том, что американский концерн тайно через оффшорный холдинг на Маврикии (Cedar Support Services Ltd.) контролирует 49 % розничной сети Easyday, которая формально принадлежит партнеру Walmart по совместному предприятию в Индии Bharti Enterprises.

Все эти подробности, впрочем, совершенно лишены для нас практической ценности. Главное, что никакого официального расследования Walmart в Индии не ведет, а просто реализуется обязательная процедура проверки депутатского запроса. Из этого формального запроса и высосали утку, которую затем пустили по миру.

Забавно, что сам депутат Ачутхан перепугался неадекватной огласки и счел необходимым лично выступить с опровержением каких-либо официальных следственных действий в адрес Walmart.

Всё вышесказанное, впрочем, не так интересно, как второй комплекс, породивший дезинформацию – уникальная специфика индийской общественной и политической жизни. Специфика эта определяет саму суть и запроса Ачутхана, и сложности реализации либеральных реформ. Без понимания этой специфики невозможно адекватно воспринимать данную новость.

Все, кто был в Индии, непременно обратил внимание на тотальное – то есть абсолютное и полное – отсутствие в стране супермаркетов и гипермаркетов, подобно тем, что мы привыкли видеть сегодня в каждом российском (американском, французском, немецком, британском) городе. Вместо них – маленькие лавочки – хозяйственные, продовольственные, обувные, одежные и проч. Вот такие:

И это не рынок, это обыкновенные улицы города (первая фотография – Ришикеш, вторая – Дели). Причина, по которой на внутренний розничный рынок страны не допускают транснациональные корпорации, одновременно – и бесконечно проста, и бесконечно далека от того, что думают 99 % читателей новости о Walmart в России, Америке и Германии.

Нет никакого национализма, нет никакой ненависти к империализму, а есть банальнейшая забота о трудовой занятости собственного населения – это раз, и о доступности цен – это два.

Розничная торговля – это основа основ индийской экономики. Во главе этой торговле лежит принцип приоритета трудоустройства, а не прибыль и не эффективность. Что сделает Walmart в своих супермаркетах, открытых в Индии? Попытается повысить конкурентоспособность (надо же что-то противопоставить соседним лавкам) за счет: а) демпинга цен и б) повышения эффективности. То есть: один менеджер в зале вместо 20, один продавец вместо 40 и так далее.

Задачи эти, столь понятные русским и американцам, исходят из экономического приоритета. Тогда как индийцы и в своей традиционной политике, и на уровне национальной ментальности во главе угла ставят всегда социальную пользу! "Дать работу и хлеб 1000 бедным согражданам важнее в 1000 раз любой дополнительной прибыли!" – вот ведь подоплека опасений и объяснение ограничений на допуск иностранных компаний на внутренний рынок.

С точки зрения европейца или американца индийские компании – это предел неэффективности, безумно низкий КПД сотрудников, нерациональное использование ресурсов, сырья, расходным материалов, пренебрежение технологиями и т.д. С точки зрения индийца его родная компания – это заботливый кормилец, который всегда предпочтет нанять 10 разнорабочих вместо одного электроподъемника.

Такая вот чудная логика. Мое искреннее убеждение: никогда в России, стране, чья национальная ментальность основана на приоритетной идее справедливости, не будет ни успехов, ни счастья, ни будущего до тех пор, пока мы не откажемся от дикой и чуждой нам, привнесенной насильственно извне протестантской деловой этики, и не переориентируем национальную экономику обратно – на патерналистский лад.

Видите, как много интересного можно почерпнуть из проходной информационной утки! :)