НДС: Zum Teufel mit dem Lesen!

Сегодня поразмышляем над темой, которая никогда не ускользает от моего внимания. Причем сделаем это в контексте этнографических спекуляций, которыми регулярно провоцирую своих читателей :)

Тема для размышлений – чтение. Этнографический фокус – Германия. Правильно говорят: навязчивые идеи ходят косяками. Немцы не дают мне покоя последние две недели, причем на ровном месте! Я с удвоенной силой погрузился в перечитывание Der Zauberberg, моего любимого романа Томаса Манна, помянул в недавней "Голубятне" своего немецкого свояка, а в постах НДС тема немецкой ментальности и экономического своеобразия вообще кочует из комментария в комментарий.

Общая моя заинтересованность в немецкой фактуре очевидна: еще в университетские годы я обстоятельно разобрался, кто есть кто на интеллектуальном и духовном горизонте европейской цивилизации. Высоты, достигнутые der deutsche Geist в музыке и философии, совершенно уникальны и не имеют мировых аналогов. В последующие годы к объектам моего восхищения добавилось и социальное строительство, которое в немецкой цивилизации поразительным образом напоминает чаяния и достижения русского народа (как положительные, так и отрицательные).

Если с общей заинтересованностью всё понятно, то с конкретной временной привязкой далеко не так однозначно. В самом деле: с какой стати немецкая тема вышла на первый план моих интеллектуальных экзерсисов именно сегодня?! В определенной степени приложило руку вопиющее гнобление Германии в Евросоюзе: стране по мановению неведомой волшебной палочки уготовили роль кабанчика, которому сперва дали нагулять жирок, а потом назначили главным по рамбурсированию грехов стран-свинюшек (PIIGS).

И все же экономическая причина для возрождения моего интереса к германской теме – не главная. Основной импульс пришел от парадоксальной статистики, с которой случайно познакомился на немецком биржевом портале Boersenblatt. Статистика не первой свежести (данные 2010 года), однако тенденции, ею фиксируемые, отражают столь шокирующие метаморфозы общества, что они не могут ни появиться, ни исчезнуть даже в диапазоне целого десятилетия. Требуется, как минимум, смена поколения, чтобы, с одной стороны, данная картина сформировалась, с другой – претерпела хоть какое-то изменение в будущем.

О какой статистике идет речь? Если говорить в самом обобщенном смысле, то – о тотальном неприятии немецкой нации электронно-цифровой цивилизации. Опрос проводила едва ли не самая авторитетная контора в мире – Accenture, поэтому сомневаться в правдивости цифр не вижу оснований. Был произведен опрос 16 тысяч респондентов, проживающих в Китае, Германии, Франции, Индии, Японии, Малайзии, Сингапуре и США. Спрашивали обо всем, начиная с выявления интереса к нетбукам и смартфонам и заканчивая электронными книгами. Ответы, которые дали немцы, отличаются от всех прочих разительно. Так:

– желание приобрести смартфон выразили 8 % немецких респондентов. Средняя цифра по остальным странам 21 %;
– желание купить нетбук возникло у 6 % немцев: у остальных народов этот показатель составляет 12 %.

Наконец, кульминация: разжиться электронной читалкой мечтают … 3 % немцев!!! И это при том, что даже в Малайзии и Индии об экзотическом ибуксе мечтают 5 % респондентов.

Анализ результатов, сделанный Accenture, любопытен: причина столь ничтожного интереса немцев к самым горячим проявлениям цифровой гаджетарии усматривается в ключевых для национальной ментальности этого народа критериях. Главный камень преткновения – цена. Немцы в массовом порядке отказываются покупать суперсовременные IT-игрушки только ради новизны технологий. Немцы хотят убедиться, что реальная ценность гаджета в функциональном плане оправдывает ценовую надбавку. А для этого требуются время и опыт. Поэтому немцы ничего не покупают, а терпеливо сидят на форумах и внимательно читают отзывы других пользователей, взвешивают все за и против, дожидаются снижения цены и исхода из нее рекламного хайпа.

Соответственно, личные рекомендации немцы определили в качестве следующего после цены основного критерия для покупки нового IT-гаджета. Технологическая новизна сама по себе привлекла только 7 % респондендентов из Германии. Забавно, что у остальных народов этот критерий тоже не в особом фаворе (10 %), что, впрочем, не мешает им с несопоставимо большим, чем у немцев, энтузиазмом вожделеть свежие смартфоны, нетбуки и ибуксы.

Эти цифры и возродили мой интерес к der deutsche Geist. Навскидку – всё, вроде бы, замечательно. Предусмотрительность немцев, их осторожность и расчетливость, бережливость, трезвое отношение к выбору, здравый скепсис к непроверенным и сырым технологиям – всё это идеально вписывается в исторически выверенный национальный архетип и должно только радовать.

Результаты опроса немцев могли бы радовать еще более на фоне безоговорочного приятия IT-прогресса остальными нациями, поскольку это приятие продиктовано, судя по всему, не любовью к новым технологиям (лишь 10% респондентов!), а высокой степенью суггестии и подверженности рекламному зомбированию. Зачем малазиец, американец или француз покупает айфон? Затем, что это модно, классно и круто, а уж потом – удобно или гипертехнологично.

Итак, нужно за немцев радоваться, а у меня не получается. Размышляю над причинами уже не первую неделю, однако никак не удается выйти на четкую вербальную формулировку того, что, впрочем, хорошо ощущаю на эмоциональном уровне. Попробую поэтому выдать свою гипотезу в сыром виде, а уж истина, будем надеяться, родится общими усилиями при обсуждении.

Короткое замыкание происходит именно в том национальном немецком архетипе, который мы призвали для оправдания отказа от новых технологий. Ловушка в том, что бережливость, консервативность, трезвомыслие и осторожность – это далеко не все традиционные добродетели немецкой нации!

Правда, что из этих добродетелей вышла немецкая материальная культура: все эти неубиваемые автобаны, дома, построенные на века, умопомрачительный автопром, бытовая техника, оптика, станки, типографии и т.п.

Правда, однако, и то, что эти добродетели ни одним местом не пересеклись с достижениями der deutsche Geist! Вся высокая немецкая духовность, которая только и вознесла эту нацию на Олимп мировой культуры и цивилизации, выросла из абсолютно иной парадигмы! Имя этой парадигмы – романтизм! Чистый немецкий дух, возвышенный и утонченный, – это не автобаны, бережливость и расчетливость, а – восторженность, наивность, вера в возвышенное, нематериальное, тонкое, эфемерное, загадочное, der Zukunft Angehöriges, то есть нечто, принадлежащее будущему.

И как же прикажете принадлежать этому будущему, если доминирующий национальный тренд демонстрирует отказ от новых технологий?! Цена, видите ли, неподходящая у электронных книг! Вы это объясните Новалису, Гёльдерлину, Гофману, Шеллингу, Шамиссо, Вагнеру и Шуману!

Да, ибукс не заменяет живой книги. Но проблема уже не только в гаджетах для чтения, которые немцы не желают покупать. Проблема в страшном отставании, которое можно наблюдать в переводе немецких текстов в электронный вид. Сегодня американские книги практически целиком переведены в цифру. Русские – чуть ли не в большем объеме. Пытаются не отставать и англичане с французами (хотя и явно отстают). Но немцы, немцы!

Я потратил несчетное количество часов, пытаясь обнаружить какое-нибудь цифровое хранилище немецкой литературы в сети! Пусть бы платное, любое – нет ничего! Такое впечатление, что в стране наложено табу на электронные версии текстов.

А ведь отсутствие электронных библиотек – уже совсем не то же самое, что отказ от электронных читалок. Это почти гарантия качественного отставания в интеллектуальном развитии! А главное – это сдача позиций в конкурентной интеллектуальной борьбе, в первую очередь – с англосаксонскими странами. Ведь электронные тексты существуют не столько для чтения, сколько для анализа и изыскательской, научной работы. Электронные тексты объединяются в реляционные базы данных с уникальными поисковыми возможностями.

Где все эти базы на немецком языке? Загляните на какой-нибудь Амазон: в разделе электронных текстов (Kindle) вы найдете за совершенно символические деньги собрания сочинений почти всех американских и английских классиков, очень многих – французских, и ни единого немца! Ни одного писателя!

Собрания сочинений Бальзака, Мопассана, Марселя Пруста, Мелвилла, Марка Твена, Диккенса и т.д. в электронном виде стоят от 2 до 4 долларов. Собраний сочинений немецких писателей нет в помине, лишь – разрозненные книги, которые стоят баснословных денег: "Будденброки" – 9,49 евро, "Иосиф и его братья" – 21,99 евро!!! Романам по 100 лет, какой к черту может быть копирайт?! Откуда берутся эти запретительные цены?! Кто их назначает и с какой целью?

Вот, собственно, и еще одно объяснение нежелания немцев покупать электронные читалки: чем эти ибуксы прикажете потом наполнять? Текстами классиков по 20 евро за штуку? Увольте, за такие деньги уж лучше купить живое издание в тканевом переплете и глянцевой суперобложке!

В общем, что-то тревожное, печальное и нехорошее творится с немецкой цивилизацией. Интересно, самих немцев это волнует или уже всем всё равно?