О разводе лохов

Одно время я очень сердился на рекламу: за какого конченого фраера нужно держать клиента, чтобы впаривать ему такую низкопробную туфту, как тетя Ася или же потная девушка, которая даже в море цветов улавливает стойкий аромат своих подмышек, да так, что сразу кидается покупать дезодорант?

Но потом я понял, что все это от гордыни, потому как, вопреки мнимой убогости техники развода, подсаживаются на эту рекламу все, невзирая на социальное положение и образование.

К тому же, техники эти не такие убогие, как может показаться на первый взгляд, и, уж точно, не такие безобидные. В Сети я натолкнулся на блестящие статьи Евгения Потапова, в которых раскрываются эти гадкие механизмы одурачивания. И не какие-нибудь там примитивные — типа употребления кофе исключительно лошадиными дозами из кружек-лоханок, или, скажем, изображения женских половых органов в 25-м кадре заставки передачи «Куклы», или мастурбации с помощью цилиндрической коробки чипсов «Принглз». Это все цветочки. Потапов поведал о подлинном смысле «Русского проекта» и «Всемирной истории банка «Империал» накануне ельцинской избирательной кампании. И, наконец, я почти с восхищением узнал, что, оказывается, тексты листовок и речей кандидатов на выборах составляют с помощью компьютерных программ!

Одной из таких программ является «Диатон», разработанный доктором филологических наук Ириной Черепановой (вот, значит, чем занимаются мои коллеги). «Диатон» — экспертная система, задействующая, кажется, всего понемногу: суггестивную лингвистику, фоносемантику, технологии мифологизации личности, нейролингвистическое программирование. Такой вот красочный букет зомбирования.

С помощью «Диатона» на свет появляются блестящие личностные и профессиональные мифы, которые подменяют собой подлинные биографии политических выдвиженцев. И массы, естественно, клюют.

Если верить Потапову, «Диатон» творит чудеса: в 1996 году рейтинг кандидата на пост мэра Перми Юрия Трутнева за три недели вырос с 5 до 60 процентов. И все благодаря адресной рассылке листовки «Слово и дело», описывающей «жизненный путь» соисканта, составленный «Диатоном».

Когда в начале 80-х я учился на филологическом факультете МГУ, среди нас, рядовых вагантов, попадались непьющие, некурящие и ненюхающие товарищи — все как один с ОСИПЛ, отделения структурной и прикладной лингвистики. Осипляне почему-то изучали мертвые языки и занимались подозрительным шаманством (в глазах рядовых «романо-германцев»). Удивительным образом все следы осиплян после окончания университета затерялись… Кем они стали в этой жизни? Архетип такого осиплянина я увидел в фильме «Stargate». Помните того лингвиста, который разгадал древнеегипетскую символику на Звездных Воротах? Чистой воды осиплянин. И вот сегодня, чую, мои коллеги-осипляне подвизаются на сочных нивах политразвода.

«Голубятня» сегодня получается в стиле «Кэндимена», поэтому пора развеять страхи веселой историей о том, как разводят лохов в американском Интернете. Учитывая пресловутый уровень «сырья» (то есть всем знакомый интеллектуальный облик американского человека), высокомерному россиянину может показаться, что развод американского лоха уж точно никакого нейролингвистического программирования не потребует — все будет просто, как игра в наперстки на московской оптовке. Вот только не нужно спешить с выводами.

Пару недель назад я получил письмо такого содержания (в переводе, разумеется):

Уважаемый кандидат (только для США и Канады),
Недавно наш Отдел Общественных Сношений выбрал Вас для бесплатного листинга на компакт-диске «Кто есть кто в международном менеджменте». http://216.33.20.4/de/regform/guild.html
Помните, что на этот сайт допускаются исключительно управляющие, профессионалы и антрепренеры!
Наш Отдел Общественных Сношений собирает информацию из многих признанных источников, таких как профессиональные ассоциации, газетные и журнальные статьи, профессиональные публикации, веб-страницы, а также рекомендации существующих членов.
Поскольку Вы являетесь высокоуважаемым профессионалом в своей сфере знаний, мы уверены, что Ваш вклад заслуживает того, чтобы быть отмеченным на нашем компакт-диске «Кто есть кто в международном менеджменте.

Далее в письме предлагалось отправиться на указанную страницу и заполнить формуляр. Также говорилось, что упоминание на компакт-диске — совершенно бесплатно.

После этого в нескольких местах повторялась идея о том, что сайтом могут пользоваться исключительно руководящие товарищи.

В конце подпись: Lorraine A. Michaels Office Of Public Affairs.

И почтовый адрес: guild3235@yahoo.com.

Спустя несколько дней и уже после детального изучения письма я пришел к выводу, что такого феноменального по своей прямолинейности развода я еще не встречал. Думаю, Остап Бендер удавился бы от стыда. Но это спустя несколько дней, а тогда, сразу после прочтения письма, я послушно направился на указанный сайт и уже принялся было заполнять формуляр, как вдруг неожиданно отвлекся и… будто очнулся ото сна! Я готов руку дать на отсечение, что пока читал письмо — погрузился в гипнотическое состояние и, как зомби поплелся исправно повествовать о своей профессии, месте работы, доходах, семейном положении и т. п., — причем всю эту информацию был готов предоставить первым встречным проходимцам.

Уже очнувшись от этого морока, я обратил внимание на бесчисленное количество «родимых пятен» дешевого развода, разбросанных по всему тексту. Все мы хитры задним умом. Но ведь поначалу я не заметил их и чуть было не поплатился! Вот в чем ужас-то ситуации. Может быть, какой-нибудь достойный энэлпэшник напишет мне письмо и расскажет, какие элементы текста ввели меня в транс и заставили поверить в то, что, казалось бы, находится по ту сторону правдоподобия? Буду очень признателен.

А тем временем для блага своих читателей укажу на те самые «родимые пятна», которые наверняка присутствуют в любом не только американском, но и российском разводе:

А — Адрес сайта. Обратите внимание на то, что указан адрес IP, а не нормальный буквенный. Почему? Потому что 216.33.20.4 — это бесплатный «бомжеотстойник» Angelfire, у которого вдобавок и репутация поганая: убогие порностранички и жалкие крекеры низового звена. И ежели бы это слово — Angelfire — фигурировало в адресе «престижной» компании Лорэны Майклс, то гипноз мог и не сработать.

Почтовый адрес (guild3235@yahoo.com) также расположен на халявном бомжатнике Yahoo.

Б — Наличие двух главных элементов любого развода — плоская прямолинейная лесть («Этот сайт только для управляющих и антерпренеров») и вещание от солидного имени (не просто фирмешки, а «Отдела Сношений»).

В — Наконец, шаманически многократное заклинание словом «профессионал» («профессиональный»). Я давно заметил, что когда упоминают профессионала — готовятся воровать.

Если у моих читателей есть примеры аналогичных попыток развода по-русски, напишите, и мы с удовольствием продолжим эту тему в будущих «Голубятнях».

Впервые опубликовано в журнале «Компьютерра».