По следам «разводов»: отечественные вариации

В редколлегии «КТ» были большие сомнения по поводу актуальности темы «Развод лохов», которую я поднял в предыдущей «Голубятне». На удивление: читателям тема понравилась, и они, откликнувшись на мой призыв, закидали письмами с российскими примерами. О некоторых из них я и расскажу сегодня.

Первым откликнулся… как вы думаете, кто? Правильно, сам «разводящий» по кликухе CyberDrill. Он с гордостью метнул в меня тремя почти идентичными письмами (видимо, таковы требования «разводного» жанра). Каждому письму соответствовал отдельный личностный образ, прямо в духе «Воспитания Каина». В первом письме CyberDrill написал так: «Классический пример российского развода лохов — сайт… (Адрес опускаю, дабы не пакостить своим читателям. — С.Г.) Нарвался я на него случайно, благодаря обширной рекламе».

Во втором письме CyberDrill уже забыл, что «нарвался на сайт случайно», и гордо поведал: «Очень стремный сайт! Рекомендую!!! Сам писал :)))))))))))»

И что же такого насочинял наш «Разводящий»? А вот что: «Развод очень прост — там надо указать логин и пароль в обмен на халявный диск, а люди чаще всего указывают логины, которыми они юзают в сети. А еще там номера кредитных карт забирают…» Но халявным диском для посетителя все не заканчивается, потому что российские «разводящие», вынужденные компенсировать неумение воевать в гористой местности, просто обязаны отыграться на инфантильных веб-серферах: «Там стоит скрипт, который отслеживает, с какого IP-адреса и во сколько времени, и, естественно, какого числа, заходит человек, чтобы что-то скачать. А там куча программ разных, но кривых. В каждой программе сидит аж 8 троянов (!!!). Имея такой скрипт, очень просто сканировать нужные маски IP-адресов и крякать людей этими самыми троянами… Причем 3 трояна я раньше не встречал и антивирусами они не отсекаются…» Но и это еще не всё: «Сейчас мы работаем над трояном, встраивающимся в JPEG :))))) Во злоба будет!!! Прямо со страницы при открытии будет заражать!!! Origin: Я не волшебник, я выучился :)))))))))».

Все-таки чудное место — Интернет! Это тебе не пошлость улиц реальных городов — там могут дать под дых, отобрать кошелек, опустить; на худой конец, просто пристрелить в подъезде. Другое дело Мировая Сеть: сиди себе за брандмауэром, пакости втихаря, воруй номера кредитных карточек, покупай себе на них надувных кукол…

Я бы не принял все это так близко к сердцу, если б не столкнулся недавно с такими вот «разводящими российскими умельцами» напрямую: на сайт «Мириад» пришел заказ на обучающий курс по интернет-трейдингу, оплаченный американской кредитной картой неким деятелем из Калининграда. Мы честно выслали диск, а через месяц банк аннулировал сделку, потому что настоящий владелец кредитной карты (не тот, из Калининграда, а другой — из Нью-Йорка) заявил, что никаких дисков он не заказывал. При этом нас оштрафовали сразу в двух инстанциях: сперва в merchant-банке, который обеспечивает транзакции в Сети, а затем и в нашем собственном.

За всю историю коммерческой деятельности в Интернете подобные гадости случались трижды: две оплаты ворованными кредитками прошли из СНГ, и одна — из Америки, когда некий Файнштейн из Бруклина расплатился карточкой своего же адвоката (естественно, без ведома последнего). Как оказалось, Файнштейн накануне осчастливил СНГ своим убытием — теперь вот пакостит за океаном. Эдакий лилипутский вариант русской мафии в Америке.

Однако не всякий отечественный «развод» синонимичен воровству. Бывают и более изысканные варианты.

От читателя Рустама я узнал о дедушке местного кибер-развода. «Ваша статья напомнила мне о весьма колоритном персонаже по имени Николай Челнак. Помню, как два с половиной года назад ввалился он к нам в офис, заявив с порога, что аналитический отдел их фирмы спрогнозировал нашу прибыль в объеме семи миллионов долларов, а нам надо только заплатить 150 за размещение информации на некоем CD. Сей господин довольно регулярно отмечается в телеконференциях, на форумах, в «Вопросе недели» «Терры», представляясь генеральным директором фирм «RusNet-BBS», «Информационные технологии будущего», «Money in Web-Russia» и пр.

Думаю, участникам терровских форумов будет интересно познакомиться с таким очаровательным специалистом.

Самый красочный вариант «развода» описал Владимир Агапов: «Одному моему знакомому пришло не так давно письмо примерно следующего содержания:

Уважаемый гн. Иванов! (Имя, естественно, изменено.)

Прошу прощения за такое обращение, но с авторитетными личностями по-другому нельзя. А так как я считаю Вас именно авторитетом в области ВЕБ, не могли бы Вы дать несколько советов по раскрутке сайта www.————.ru?

И подпись (опять-таки с адресом сайта)»

Вот это — высший пилотаж! Это тебе не троянами заражать и карточные номера воровать. Как пишет Владимир Агапов: «Послав энное кол-во таких писем, трафик на своем сайте можно поднять достаточно ощутимо».

Это образцовый развод, построенный на использовании самого главного триггера — лести.

Максимально вдохновился темой «развода» Александр Амзин, который прислал мне целый философский трактат a propos. Позволю себе привести его выводы с некоторыми сокращениями.

«Все разводы можно «классифицировать по степени наглости и мерзости»:

А — Первостепенной наглостью, конечно, является спам вида «Получите интернет-аккаунт за $20». Здесь идет упор на жадность и отсутствие совести.

Б — Номером два являются тестовые сообщения, которые не несут никакой функциональной нагрузки, однако «проводят тестирование». Такое сканирование нужно спамерам и разводчикам для сбора и перепроверки настоящих e-mail адресов. Ответ обычно усугубляет положение, переводя все на следующую ступень.

В — Любые предложения MLM-компаний, пирамидальных структур, крутых хакеров с требованием продать им баннерные клики — специфичны и должны, конечно же, стираться с лика Земли».

Здесь я позволю себе категорически не согласиться с Александром Амзиным и предлагаю читателям высказать свое отношение к этим проявлениям сетевого маркетинга. Однако продолжу:

Г — «То же, но по-английски. Поразительно действует на русского человека английский язык. Особенно составленный правильно и по учебнику. На многих в свое время действовали объявления (дословно и добуквенно): «Крупной американской компании нужны программисты со стажем не менее…» И шли, и напарывались. Это развод уже на уровне психологии — можно назвать его из уважения к истории Руси «варяжским вариантом».

Д — Использование при обращении «магических» слов: webmaster, postmaster, ceo, chief, administrator. При этом можно смело просить чего угодно: логин, пароль, номер карты для продления оплаты и т. п. Главное, подписаться «магическим» словом».

Пожалуй, хватит. В следующей «Голубятне» мы вернемся в традиционное русло компьютерного софта: речь пойдет о программах работы с так называемыми mailing list’ами.

Впервые опубликовано в журнале «Компьютерра».