НДС: Между мысом и побережьем

В опубликованном сегодня рейтинге благоприятности деловой среды, составляемом ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Россия добилась значительного прогресса, поднявшись на 120е место и прочно закрепившись в позиции между Кабо-Верде и Коста-Рикой.

Событие это так бы и осталось non event, с нулевым резонансом, если бы не сопутствующие обстоятельства, о которых только и хочется порассуждать утречком ранненьким. 

Для начала,  все же, проясню тизер «нулевого резонанса»: слишком уж велик соблазн списать совершенно неприглядное место нашего Отечества в рейтинге благоприятности деловой среды одиозной репутацией его составителей. Оно понятно: Всемирный банк и Международная финансовая корпорация давно и прочно ассоциируются с прямолинейными проводниками влияния и финансового давления атлантизма. 

По этой причине легко заподозрить составителей рейтинга в предвзятости и отмахнуться: отражает он, мол, единственно легкость инфильтрации британских и североамериканских деловых структур  в национальную экономику проверяемых стран. Так ли это? Должны ли мы идти на поводу идеологических стереотипов в чисто (по крайней мере – внешне) экономическом проекте? Давайте разберемся. 

Посмотрим на критерии отбора – их десять: легкость открытия бизнеса, лицензирование строительных работ, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, процедуры налогообложения, легкость проведения экспортно-импортных операций, государственная защита исполнения контрактных обязательств, процедуры банкротства, доступ к электроэнергии. 

Рассмотрим теперь критерии выведения итогового результата. Они прозрачны: рейтинг выводится в форме простого (не экспоненциального) среднего значения по всем компонентам. Поясню примером, взятым непосредственно из самой сопроводительной записки организаторов рейтинга, разъясняющей методику отбора.

Корея (разумеется, Южная) по первому критерию (легкость открытия бизнеса) занимает 18 место по числу необходимых процедур для создания компании (таковых 5), 14 место по количеству дней, уходящих на регистрацию (в Корее требуется 7 дней), 53 место  по величине регистрационных издержек (14,6% от годового дохода на душу населения), 0 место за счет полного отсутствия требования к размеру стартового капитала. Все это суммируется и получается 21 место по первому критерию отбора в рейтинге.

Аналогичная процедура проводится по остальным десяти критериям (в нашем примере с Кореей: 12 место по легкости получения кредита, 25е по уплате налогов, 8е по защите контрактных обязательств и так далее), результаты опять суммируются и выводится среднее значение. Так у Кореи получается 8 место в агрегатном рейтинге благоприятности деловой среды.

Как видите, рейтингу благоприятности деловой среды довольно сложно приписать идеологическую подоплеку. А если так, то нас ждут великие откровения! Напомню, что Россия заняла в рейтинге благоприятности деловой среды 120м место. Зато Грузия – 16е!  Латвия – 21е! Эстония – 24е! Чувствуете разницу? 

Какое крушение стереотипов, особенно в отношении страны победившего Саакашвили, о которой в общественном сознании нашего Отечества бытуют представления примерно такого же уровня, что и у американцев в 50е годы об СССР, где на улицах, как известно, бродят дикие медведи.

Ради разрушения стереотипов полезно будет привести разбивку по одному-единственному критерию из рейтинга благоприятности деловой среды – доступ к электроэнергии. Поверьте, я ничего не подгонял (по всем остальным критериям картина вырисовывается точно такая же – можете убедиться сами), просто казалось, что в стране – крупнейшем в мире производителе электроэнергии дела должны обстоять как-то веселее, чем у жителей Грузии, где, по слухам, каждый второй день случается каскадное отключение электричества.

Итак, вот алгоритм получения доступа к электроэнергии в РФ (по этому критерию наша страна занимает самое последнее – 183 – место в рейтинге):

Процедура

Сроки

Затраты

1

Подача заявления на подключение в местное отделение  и  ожидание технического заключения

30 дней 

2330832 рублей

2

Создание проекта по внешнему подключению и утверждение его в специализированной частной компании

90 дней

240000 рублей

3

Получение разрешения на ведение  земляных работ в  местном органе госнадзора

30 дней

бесплатно

4

Проведение работ по внешнему подключению частным контрактером

37 дней

3100000 рублей

5

Получение в МОЭСК документа об окончании внешних работ в соответствии с техническими условиями

14 дней

бесплатно

6

Ожидание проверки счетчика Мосэрегосбытом

12 дней

10000 рублей

7

Получение расчетной книжки в местном отделении МОЭСК

3 дня

бесплатно

8

Ожидание физического подключения, подписание контракта о разделении ответственности по облуживанию и владению энергоканалом

14 дней

бесплатно

9

Прохождение проверки Ростехнадзора

30 дней

бесплатно

10

Подписание договора с Мосэнергосбытом и начало подачи электричества

21 день

бесплатно

Итого: 281 день и расходы в размере 1852 % годового дохода на душу населения.

А так это делается в Грузии:

Процедура

Сроки

Затраты

1

Подача заявления на подключение в Теласи и ожидание технического заключения и проекта

16 дней

14225 лари

2

Получение заключения по внешнему осмотру, выполненному Теласи

7 дней 

бесплатно

3

Получение разрешения на проведение земельных работ в Городском управлении местным имуществом

25 дней

бесплатно

4

Ожидание выполнения внешнего подключения Теласи либо субподрядчиком

51 день

20492 лари

5

Прохождение проверки  подключения Теласи и ожидание подачи электричества 

4 дня

бесплатно

Итого: 97 дней и расходы в размере 751 % годового дохода на душу населения. 

Ничего, кстати, экстраординарного в грузинских процедурах нет: страна занимает не менее жуткое 89 место по данному критерию в мировой табеле о рангах. Однако насколько это 89 место отличается от нашего инфернального 183го! 

Я, конечно, понимаю, что происки врагов, туда-сюда, но все равно какая-то печальная выходит у нас идеология  со статистикой.