НДС: Olympus: жить вне стаи

Японская компания Olympus переживает худшие времена в своей истории. Не хочу пророчествовать, но боюсь, что дни ее сочтены. Вчера акции Olympus на Токийской бирже обесценились за день более чем на 20 процентов, однако этот обвал – увы, не одноразовый всплеск отчаяния акционеров, а продолжение катастрофы, разразившейся в начале ноября после скандала с махинациями по бухгалтерской отчетности.

История Olympus ничем не примечательна: руководство компании долгое время скрывало убытки, превышающие полтора миллиарда долларов, по вполне житейским мотивам – ради поддержания биржевых котировок своих акций. Такое случается на каждом углу с предсказуемыми результатами: тех, кого ловят, распинают, а те, кому удается до поры до времени продержать негативную информацию в секрете до лучших времен (когда новая деловая конъюнктура позволяет окончательно скрыть убытки, размыв их по длительному периоду), остаются и дальше наплаву.

Менеджеров Olympus застучали с поличным, они с позором уволились (странно, кстати, что не отправились прямиком за решетку), акции компании на бирже обрушились, а две недели назад пошли упорные слухи о полном их снятии с торгов. Olympus в отчаянной попытке остаться в котировочном листе самообнажилась до предела – выложила на стол всю свою бухгалтерскую отчетность до последней бумажки за пять лет. Компанию пока простили, но в свете продолжающегося обвала котировок, агония продлится недолго и вопрос банкротства Olympus – лишь вопрос времени.

Очевидно, что все биржевые несчастья Olympus вытекают не из гешефтов менеджеров, а из реального положения дел в бизнесе. Скажем, вчерашний обвал был вызван слухами о полном истощении оборотных средств компании. Факт скрытия убытков отражает общую плачевную динамику: активы за последние полгода сократились в три раза, а негативный торговый баланс за тот же период оказался в 8 раз хуже результатов, продемонстрированных годом ранее.

Что же происходит с Olympus? Крушение некогда солидной и преуспевающей компании кажется нелогичным любому человеку, знакомому с ее продукцией. У меня в свое время было несколько фотоаппаратов Olympus, а последние два года я пользуюсь профессиональным диктофоном LS-10, который просто не имеет аналогов на рынке. Мои личные впечатления от продукции Olympus не просто положительные, а восторженные: такого качества сборки, такого стилистического совершенства и ощущения того, что продукция принадлежит именно к профессиональному классу оборудования, а не к ширпотребу, придется еще поискать. Из аналогов в голову приходит разве что Sony, принципиально чурающуюся использовать дешевый пластик и компоненты сомнительного происхождения. Не случайно, кстати, что дела у Sony сегодня обстоят немногим лучше, чем у Olympus: перфекционистов рынок не любит и не жалует.

Тема выживания (вернее – невыживания) бизнеса, делающего ставку на перфекционизм в массовом рынке, явно не вписывается в формат блогерского поста, поэтому ограничусь лишь выводами, которые читатели смогут самостоятельно развить или оспорить. На мой взгляд, крушение Olympus (и, полагаю, крушение в недалеком будущем и Sony) связано именно с нежеланием компании жить в стае, то есть работать в рамках основной парадигмы массового рынка. Эта парадигма проста и укладывается в пригоршню принципов:

1. Ассортимент продукции должен находиться в мейнстриме.
2. Функциональный набор продукции должен соответствовать массовым ожиданиям (скажем, количество пикселей в матрице цифрового фотоаппарата для массового потребления существенно важнее размера этой матрицы и ее чувствительности и так далее).
3. Себестоимость продукции должна максимально снижаться за счет использования более дешевых компонентов, микросхем и материалов.

По этим законам живут абсолютно все преуспевающие на массовом рынке компании. Даже Apple, которая пользуется эксклюзивной привилегией самостоятельно формировать массовые ожидания и создавать собственные тренды, которые затем слепо копируют все остальные участники рынка. Визуально гаджеты Apple безупречны, однако качество компонентов (начиная от сетевых коннекторов Magsafe и заканчивая цифро-аналоговым преобразователем в iPhone) бесконечно далеко от образцов, используемых в серьезной неширпотребной технике.

Попросту говоря, Olympus переоценила желание массового рынка платить лишние деньги за улучшенное качество. Эта парадигма, безусловно, существует, но только не на массовом рынке. Существуют тысячи компаний, имена которых известны лишь горстке гурманов, и эти компании вполне себе успешно производят десятилетиями бытовую технику и оборудование, которое продают по заоблачным ценам, правда, увы штучно. Только все это не имеет ни малейшего отношения к массовому рынку, на котором играет Olympus.

В свете сказанного выбор Olympus невелик: либо радикально сменить парадигму, подстроиться к требованиям массового рынка и жить в стае (во что, честно признаюсь, верится с трудом), либо погибнуть.