НДС: Такое прозрачное кривое зеркало

Вчера вечером после закрытия биржевых торгов компания Apple рапортовала о выдающихся квартальных успехах: продажи новой эволюционной модели iPhone 4S составили 4 миллиона штук за три дня, общий объем продаж 17 миллионов смартфонов, продажи планшетов iPad превысили 11 миллионов, компьютеры Mac – почти 4,9 миллиона.

Каждая из этих цифр являет собой чуть ли не историческое достижение. Скажем, продаже флагманского смартфона более, чем в два раза превысили продажи предыдущей модели (iPhone 4 – 1,7 миллионов экземпляров в первые три дня), и в четыре раза – продажи предпоследней iPhone 3GS (1 миллион аппаратов). Продажи планшетов iPad выросли за год на 166 процентов. 

Вы наверное обратили внимание, что все сравнения по Apple делаются относительно самой же компании. Причина проста – сравнивать с какими-либо конкурентами никому даже в голову не приходит, потому что там банально нечего сравнивать: Apple продает больше и энергичнее, чем все остальные вместе взятые. 

Так вот. На фоне этих замечательных новостей акции компании на внебиржевых торгах (на так называемых  ECNs, Electronic Communications Networks, электронных системах осуществления сделок купли-продажи биржевых товаров без посредников) упали на 5 процентов. Как же так?! Что такое?!

Явление это столь стандартное и заурядное, что лишний раз говорить не хочется (тем более, что я детально описывал его в многочисленных своих статьях в «Бизнес журнале»). Не хочется, но приходится, потому что не прекращаю спотыкаться взглядом о бесконечные публикации в прессе, которые приносят страшный вред массовому читателю, далекому от биржевых реалий. Вред, закрепляющий в сознании ложные стереотипы, которые в конце концов отталкивают соотечественников от  рынков ценных бумаг, поддерживая, тем самым, на непристойном уровне финансовую безграмотность, которая тянется с советских времен.

Читаю сегодня утром: «Акции  Apple обвалились из-за слабых продаж iPhone». Да-да, именно так – обвалились! Из-за слабых продаж. Тех самых, что не имеют аналогов на рынке да к тому же в разы превосходят результаты прошлых периодов. 

Во-первых, ничего никуда не проваливалось: 5 % снижения котировок на внебиржевом рынке с мизерной ликвидностью – это non event, нулевое событие. Apple как была, так и продолжает оставаться компанией, с самой большой капитализацией в мире. Что касается «слабых продаж», то они заключались не в абсолютных цифрах, которые не имеют аналогов и прецедентов, а в соотношении реальных цифр с ожиданиями аналитиков: хотели 20 миллионов айфонов за квартал, а получилось «только» 17 миллионов! Вот и вся реальная причина «обвала». 

На самом деле все объясняется просто. Ну «просто» – это я, может, и погорячился, потому как извне ситуация наверняка выглядит не столь логично, как изнутри финансового мира, но тем не менее. Для того, чтобы правильно понимать и оценивать события на бирже, следует усвоить две важнейшие аксиомы:

1) Приоритет информационной ценности на фондовом рынке распределяется не от реальных цифр к виртуальным ожиданиям, а наоборот. Это означает, что отношение трейдеров к той или иной бумаге в первую очередь определяется существующими ожиданиями (в любой форме: предсказаний биржевых аналитиков, так называемых whisper numbers, нашептанными цифрами, то есть слухами, которыми переполнено околобиржевое информационное пространство и проч.), а не реальными событиями в жизни компании, как то квартальная и биржевая отчетность, пресс-релизы о запуске нового продукта и т.п.);

2) Важнейший двигатель цен на рынке скрыт от глаз и называется дисконтированием. Иными словами, практически вся (и любая) информация, которая только-только поступает в СМИ, была заблаговременно учтена рынком и встроена в реальные котировки, то есть уже отражает сформировавшийся уровень цен.

Как эти аксиомы корректируют понимание того, что случилось вчера вечером с акциями  Apple? Во-первых, понятна гиперреакция на маргинальных трейдеров на ECN: опубликованная квартальная отчетность, вопреки блестящим объективным показателям, не соответствует ожиданиям рынка. Тот факт, что ожидания эти патологично гипертрофировны. Аналитики исповедуют в отношении Apple совершенно зверскую политику: в условиях экономического кризиса и стагнации производства, прогнозы по отчетности будущих периодов всех конкурентов регулярно снижаются и выдерживаются в рамках трезвомыслия, тогда как от Apple из квартала в квартал, из года в год требуют стахановских темпов роста! Тому есть и некоторое оправдание: начиная с 2002 года компания ни разу не разочаровывала инвесторов, даже более того – почти всегда выдавала квартальные отчеты с «сюрпризом», побивая даже самые оптимистичные прогнозы.

Во-вторых, снижение продаж смартфонов (17 миллионов вместо 20 ожидаемых) уже дисконтировано в цене за последний месяц. Взгляните на этот график:

Видите обвал цены с 420 до 370 пунктов? Он приходится аккурат на момент презентации iPhone 4S 4 октября. Весь последующий молниеносный рост и восстановление цены до прежнего уровня свидетельствует об игнорировании рынком виртуальных спекуляций биржевых аналитиков на тему стахановских рекордов в темпах и объемах продаж. Биржа знала о несоответствии iPhone 4S  ожиданиям и желаниям потребителей (всех хотели получить не эволюционную модель, а революцию с новым корпусом в виде iPhone 5), уже пережила это несоответствие и дисконтировало его в цене акций компании.

Последний вопрос: почему  произошел информационный дисконт? Это тоже просто: Apple сегодня – это не очередная компания, а визитная карточка Америки во всем мире. Это надежда американского бизнеса не только на выживание, но и планетарное лидерство, на передовые позиции в технологиях будущего. Ставка слишком высока, чтобы разменивать ее на больное воображение т.н. «аналитиков», берущих свои прогнозы с потолка, продиктованного на 99 % конъюнктурой личной карьеры.