Великий алгоритм

Моя первая статья в издательском доме «Компьютерра» вышла 8 лет назад, а вчера утром отправлял на верстку — страшно сказать! — 207-ю колонку («Голубятню»). Как вспомню, так вздрогну: двести семь статей о компьютерных программах! И в каждой по три-четыре презентанта — получается под тысячу. На эту «золотую» тысячу приходится четыре-пять тысяч «шлака», который перерабатывается в поисках достойных сюжетов. Когда Роман Косячков предложил поделиться всем этим намытым богатством с читателями «Домашнего компьютера», на мгновение опешил: «Неужели главреду не жалко своих читателей?! Зачем им, читателям «семейного» журнала, все эти глупости про утилиты, которыми никогда в жизни не придется пользоваться?»

В самом деле — незачем. И вся затея теряет смысл, если действовать тривиально, то есть так, как пишутся повсеместно софтверные обзоры: «В начале октября компания Aloha Mama Inc. выпустила очередную, 12-ю, версию своего популярного редактора трехмерного моделирования вулканической деятельности и гейзерной активности — Mauna Loa Suite». Все поперхнулись — и пошли дальше.

Поэтому единственным оправданием для лужения ЕЩЕ ОДНОЙ колонки может стать ее безусловная полезность. И полезность эта достигается лишь рачительной селекцией. Иными словами, отбором из многотысячного софтверного шлака только таких компьютерных программ, которые способны захватить дух читателя. Поверите ли — есть у меня такие!

Посему решил я сразу взять быка за рога и открыть читателю Великий Алгоритм продуктивной работы на компьютере. Алгоритм этот вырабатывался годами, совершенствовался до неприличия и, в конце концов, отлился в бронзовую форму, которая только и позволяет мне еженедельно совершать, кажется, невозможное. Поясню, о чем речь.

В принципе писать о компьютерных программах несложно: просмотрел десяток информационных порталов на предмет свежатинки, скачал все это добро на компьютер, который не жалко засорить, погонял программы, слил мусор, а о том, что приглянулось, поведал читателям. Однако не всегда жизнь оказывается такой малиной. Вот вам пример.

На протяжении полутора лет в каждом номере «Бизнес-журнала» я вел рубрику «Великие аферы ХХ века». Всего увидели свет 27 эссе, минувшим летом вышедшие отдельным двухтомником (издательство «Бестселлер»). Сегодня в журнале на смену «Аферам» пришли «Чужие уроки», однако смещение акцентов никак не отразилось на жанре: как и раньше, раз в две недели я готовлю обширное (около 30 тысяч знаков) аналитическое исследование, посвященное какой-либо серьезной теме. Навскидку — последние два: история развала и уничтожения корейского чаебола Daewoo и история пионера биотехнологического бизнеса, компании Genentech.

Читатель догадывается, что честный выпускник романо-германского отделения филологического факультета МГУ предположительно знает о Корее и биотехнологическом бизнесе примерно столько же, сколько об островах Фиджи и бортничестве. Так оно и есть. Но деваться некуда — нужно «работать» тему. Как? Например, традиционным способом, усвоенным со студенческой скамьи: отправляешься в библиотеку, составляешь библиографию, читаешь, конспектируешь, пишешь реферат. Все здесь замечательно, кроме одного: «Где время взять?» Это когда в год один курсовик, на самый худой конец — дипломная работа, бодяга с зимними вечерами за партой в «Ленинке» и неторопливым конспектированием смотрится убедительно. Сегодня в большинстве ситуаций нам светят совершенно иные сроки, кардинально иные ритмы: к следующему понедельнику босс требует подготовить аналитическую записку обо всех самых модных формах аутсорсинга; через три дня кровь из носу составить обзор публикаций на тему политической ситуации на Ближнем Востоке. Или мой случай: за неделю досконально изучить совершенно не известную тему, обработать материал и выдать на-гора не какой-то там хиленький дайджест, а серьезное исследование.

Все описанные ситуации, а с ними, уверен, постоянно сталкивается в учебе или на работе большинство читателей «Домашнего компьютера», упираются в общее узкое место: физическую невозможность в краткие сроки собрать, обработать, переосмыслить и — самое главное! — изложить собранный материал. Судите сами: в среднем для каждой статьи «Великих афер» или «Чужих уроков» я собираю около 150-200 газетных заметок, журнальных статей, библиографических ссылок, дайджестов, отчетов, судебных протоколов, сенатских слушаний, интервью и автобиографических откровений. Это богатство, слава богу, сегодня доступно в Интернете, хотя и не обходится без «знания мест» (как правило, платных исторических архивов американских электронных библиотек). Прочитать все это за несколько дней… ну что ж, дело хоть и тяжкое, но посильное. Но вот дальше — начинается самое грустное: оказавшись один на один с листом чистой бумаги (нового документа Word, разумеется), быстро понимаешь, что ровным счетом ничего не помнишь. В голове сплошные обрывки и ошметки разрозненных сюжетных линий, дат, цифр и имен фигурантов. Творческий процесс выглядит примерно так: «Итак, вначале статьи расскажем о детстве создателя Daewoo Ким Ву Чуна. Замечательно… Только где он там родился? В каком городе? А как назывался университет, в который Ким поступил? Ах да, обо всем этом он рассказывал в одной из своих автобиографических книг… какой же, черт побери?»

И так далее, и тому подобное. Перед нами нормальный физиологический процесс работы человеческой памяти. Для переработки информации требуется время. Спустя месяц-полтора, все эти университеты и автобиографии Ким Ву Чуна спокойно разлягутся по мозговым полочкам (если не забудутся) и станут любезно предлагать себя при первом запросе. Но то через полтора месяца. А пока что вся свежеполученная информация существует в форме хаотического бесформенного клубка, из которого проблематично выудить даже самые мало-мальски полезные сведения. Помните, как накануне экзамена вы всю ночь напролет проглатывали, давясь, учебники, конспекты и хрестоматии, а потом, восседая перед профессором и судорожно мусоля вытянутый билет, мысленно лупили себя кулаком по лбу: «Господи, я же читал про это в половине шестого утра, точно помню! Читал и… все забыл!»

Короче говоря, спешу заинтриговать читателя: существует безупречно отлаженный и неоднократно проверенный алгоритм работы, который позволяет с поразительной эффективностью справляться с вышеописанными ситуациями, продуктивно обрабатывать горы материала и получать на выходе добротный дайджест, аналитическое исследование либо художественное эссе. Алгоритм этот целиком и полностью основан на использовании ряда компьютерных программ, тесно связанных между собой и взаимодействующих сразу на нескольких уровнях. Есть программа, позволяющая формировать целостную базу данных, которую вы составляете в реальном времени, не отрываясь от чтения материалов. Есть программа, которая индексирует эту базу данных с поразительной скоростью, что помогает в дальнейшем мгновенно находить нужные источники информации (те самые ответы на вопросы, поставленные выше, — о месте рождения Ким Ву Чуна, его университете и т. п.). Есть специальная программа для эффективного усвоения материалов. Наконец, есть программа, облегчающая сам процесс написания статьи (отчета, дайджеста, реферата). Все вместе и составит Великий алгоритм творчества — тот самый Путь ГО, уготованный нам на ближайшее время.

Впервые опубликовано в журнале «Домашний компьютер».