Путешествие по вилам: от Эндрюса до Шиффа через Бабсона и Марешала

Графические построения являются самым мистическим элементом визуального технического анализа. Как на уровне обоснования концепции, так и на уровне популярности. Если вы попросите «эллиоттиста» (адепта волнового принципа Эллиотта), «японца» (приверженца японских свечей либо системы Ишимоку Кинко Хайо), «ганноведа» (поклонника веера Ганна), «фибонаста» (торгующего по уровням Фибоначчи), «вульфиста» (верящего в волны Вульфа), «фрактальщика» (борющегося с хаосом с помощью графических построений, вульгаризирующих теорию Мандельброта) или «вилочника» (последователя медианных теорий — от Алана Эндрюса до Джерома Шиффа) дать хоть какое-то теоретическое обоснование своим теориям, они в лучшем случае отделаются общими разговорами о «глубинных законах природы» (вроде «Третьего закона Ньютона» в нашем сегодняшнем рассказе), либо высокомерно отошлют к «пятитысячелетнему практическому опыту» столь популярному в астрологической аргументации.

Что касается самих сторонников, приверженцев, поклонников, верящих, борющихся и преодолевающих сложности на бирже с помощью графических построений, то их отношение к любимой теории находится изначально на иррациональном уровне. Графические построения — это безусловно религия, а не техника трейдинга. В том смысле, что люди в Эллиотта и Ганна верят, а не пытаются осмыслить природу мистической привязки графика цены к вееру или углам.

Не подумайте только, что я как-то пытаюсь осуждать увлечённость новичков и старожил трейдинга графическими построениями. Я благожелательно отношусь к любой форме религиозного мышления до тех пор, пока это мышление не начинает отравлять жизнь «инакомыслящим». Более того: большая часть графических построений интегрирована в дидактическую программу нашей школы биржевого искусства vCollege, поскольку техники визуального анализа (от японских свечей до волн Эллиотта) замечательным образом дополняют универсальную картину мира, которую мы формируем с помощью алгоритма «судебного процесса» (The Trial).

Единственное предостережение слушателям нашей школы: «Не сотворяйте себе кумиров! Пользуйтесь себе в удовольствие хоть «вилами», хоть «фракталами», но только не зацикливайтесь ни на чем отдельном! Помните, что любая техника, любой индикатор, любое графическое построение — всего лишь мазок кисти в декорациях спектакля, который разыгрывается на фондовом рынке!»

Сегодня хочу познакомить читателей с удивительным инструментом под названием Pitchfork — вилы. В современном техническом анализе используется три типа данных графических построений: вилы Эндрюса (Andrews Pitchfork), вилы Шиффа (Schiff Pitchfork) и модифицированные вилы Шиффа (Modified Schiff Pitchfork). Все они эксплуатируют в том или ином виде одну и ту же геометрическую идею — Median Line, медиану, срединную линию, применимость которой к ценовому графику в обязательном порядке обосновывается «Третьим законом Ньютона».

Не пытайтесь, однако, добиться от апологетов вил какой-то конкретики: они будут ссылаться на бедолагу Ньютона только потому, что на него авторитетно ссылается Учитель, Алан Холл Эндрюс: «Два типа изменений во Вселенной — упорядоченные (flowing) и случайные (random) — были изложены Ньютоном в его Исчислениях (Calculus), которые позволяют нам заблаговременно определять условия, приводящие в будущем к упорядоченным изменениям. Его открытия природного закона о равных Действии и Противодействии в области физики мы применили в нашем Курсе к случайным ценовым изменениям на свободном рынке. Эта адаптация закона Действия и Противодействия научит вас заранее определять моменты вероятностного изменения ценового тренда в будущем».

Цитата мною заимствована из того самого «Курса» (Foundation for Economic Stabilization Case Study Course), который Алан Холл Эндрюс с успехом продавал в 60-е годы прошлого столетия по цене хорошего автомобиля (1500 долларов за штуку)! Сегодня этот шедевр графической каббалы доступен бесплатно в интернете — можете сами ознакомиться.

Не знаю, расстроятся ли поклонники «вил Эндрюса», когда узнают, что судя по известным мне обстоятельствам, персона Алана Холла Эндрюса… скорее всего выдумана! Либо этого человека вообще не существовало в природе, либо он сам был изысканным мистификатором. По крайней мере весь мой 20-летний опыт изучения афер говорит о пикантных нестыковках. Вернее о родимых пятнах аферизма, которые сопровождают Эндрюса на каждом шагу.

Начнём с того, что у Эндрюса нет никакой биографии! Вся его жизнь умещается в одну строчку: «MIT Thermodynamics Physicist and Trader», физик, специалист по термодинамике Массачусетского технологического института и трейдер, что бы это ни значило. Дата рождения — неизвестна. Якобы окончил Массачусетский технологический. Якобы в 1960 году ушёл на пенсию. Якобы вёл семинар «Действие и противодействие Эндрюса» и публиковал еженедельные биржевые прогнозы. Дата смерти — «sometime in 1985». Семья — «данные отсутствуют».

Единственная фотография Алана Эндрюса в публичном домене вызывает тревожные коннотации.

alanhandrews-vcollege

Одежда, стиль (пиджак, папийон), поза и фактура фотокарточки — всё это, похоже, из арсенала 20-х годов прошлого века, но никак не 80-х (как то должно было бы быть, если судить по возрасту Эндрюса).

Но и это не главное: ключевой момент — стиль письма, манера выражения мыслей, которую мы обнаруживаем в тексте полутаротысячедолларового курса Эндрюса. Так не может писать выпускник MIT, специалист по термодинамике. Так может писать домохозяйка, увлечённая астрологией, телепортацией, левитацией, альтернативной медициной и прочим New Age. Примерно так же выражал свои мысли «доктор Джон Бринкли», заработавший в начале ХХ века 12 млн долларов на лечении мужского бесплодия методом вшивания козлиных желёз (похождения легендарного пройдохи без какого бы то ни было образования я описал в пятой главе двухтомника «Великие аферы ХХ века» — «Радиомагия козлиных желез: чудо электродоктора Бринкли»).

Ну да бог с ним, с Эндрюсом. В конце концов термодинамист честно признается в своём Курсе, что привязку «Третьего закона Ньютона» к биржевому трейдингу произвёл не он сам, а некий Роджер Бабсон (Roger Babson), а затем чудо-теория была усовершенствована Джорджем Марешалом (George Marechal). Дабы придать веса своим словам, Эндрюс (или кто там создавал эту мистификацию) утверждает, что Роджер Бабсон заработал на своей биржевой трейдинговой теории 50 млн долларов.

Цифра, между прочим, показательная: ровно столько же другой миф приписывает и другому кумиру графических трейдинговых систем — Уильяму Ганну. Везде, куда ни подашься в сети, непременно упираешься в эту сказку.

Gann-vcollege

Помнится, Александр Элдер как-то потерял терпение, встретился лично с здравствующим наследником Уильяма Ганна и вежливо поинтересовался: «Как вы распорядились миллионами батюшки?!» Сын сначала хлопал глазами от недоумения, а, познакомившись с контекстом, долго смеялся.

К великому сожалению, чем глубже я погружался в историю с «вилами», тем сильнее становилось моё разочарование.

В отличие от Алана Эндрюса фигура Роджера Бабсона вполне респектабельна. Он не просто был успешным трейдером, публикующим регулярные статьи в New York Times, но и пользовался бешеной популярностью и авторитетом. Кульминацией стало обращение к Бабсону президента Франклина Делано Рузвельта с просьбой составить экономический прогноз на ближайшие годы.

Babson article vCollege
Статья Бабсона в The New York Times, 9 апреля 1911 года

Озарение, подсказавшее связь фондового рынка с «Третьим законом Ньютона», пришло к Роджеру Бабсону с неожиданной стороны: в 80-е годы в речке Аннисквам (штат Массачусетс) утонула девочка. Девочка была старшей сестрой Роджера, который долго не мог прийти в себя от горя и смятения и, судя по всему, тихо тронулся рассудком. Вот как будущий финансовый советник Рузвельта объяснил трагедию: «Все говорят, что она утонула, но на самом деле она просто не смогла сопротивляться тяготению, которое пришло, схватило её подобно дракону и утащило на дно».

Роджер Бабсон назвал тяготение (Gravity) «нашим врагом №1» и всю последующую свою жизнь посвятил борьбе с ним. Бабсон пошёл в школу и узнал, что, оказывается, жил на свете английский учёный по имени Исаак Ньютон, который давным-давно уже разобрался с тяготением-вредителем, установив третий закон движения: «Для каждого действия находится равное и противонаправленное противодействие».

Результатом озарения стало создание Бабсоном двух контор: Babson Statistics Organization (Статистическая организация Бабсона, 1904 год — учреждена совместно с женой Грейс) и Gravity Research Foundation (Фонд исследования гравитации), здравствующий и поныне.

Вся биржевая предсказательная деятельность Бабсона вертелась вокруг концепции медианы, которую он называл Normal Line (нормаль). Именно эта идея впоследствии была реализована во всех инструментах биржевого графического анализа, объединённых понятием Pitchfork (вилы).

026_Babson chart vCollege
Образец графических построений на основе нормали из биржевых бюллетеней Бабсона

Не хочу наводить тень на плетень, но что-то мистическое во всех этих околонаучных интерпретациях первой половины американского ХХ века всё-таки есть! Хотя бы на визуальном уровне. Просто вглядитесь в эти фотографии. Вот Роджер Бабсон, страдающий гравитацией.

026_RogerBabson vcollege

А вот Джон Бринкли, одержимый козлиными железами.

026. Brinkley vCollege

Роджер Бабсон много чего плодотворно напредсказывал в своей жизни, однако ни один из его прогнозов не сравнился с достижением его ученика по имени Джордж Марешал. В том же 1933 году, когда Рузвельт попросил Бабсона составить биржевой прогноз на несколько лет, Джордж Марешал составил собственное предсказание, причём, сразу на 15 лет!

026_Marechal prediction vCollege

На графике, охватывающем период с 1933 по 1948 годы, мы видим две кривые: нижняя — реальное развитие событий на бирже, верхняя — это прогноз, сделанный Марешалом в 1933 году!

Как вы понимаете, график этот был сконструирован уже постфактум (то есть после 1948 года), нет ни одного доказательства, что верхнюю кривую на график наложили не доброхоты-мистификаторы, продвигающие миф о волшебной нормали. Если, разумеется, таковые существуют. Однако допускаю, что Марешал и в самом деле гениально предсказал биржевое будущее на 15 лет вперёд с точностью до малейшего изменения тренда. В мире всякое бывает.

К сожалению, Джордж Марешал не оставил страждущим потомкам свой волшебной формулы для расчёта нормали, но потомки не расстроились, сойдясь на мысли, что Марешал использовал какую-то вариацию нормали Бабсона, которая, в свою очередь, является вариацией на тему медианы.

К этому времени на сцену подоспел Алан Холл Эндрюс, создал свои «вилы» и стал продавать их по 1500 долларов.

Дабы не объяснять в теории идею нормали применительно к фондовому рынку, ограничусь ключевой аксиомой, а остальное проиллюстрирую на трёх примерах того, как реализуются все вариации вил в современном компьютерном софте для биржевого трейдинга.

Аксиома такая: существует некая линия равновесия, гармонии и консенсуса, которая примиряет все противоборствующие силы на фондовом рынке. Это и есть «нормаль» или «медиана». От этой линии неуёмные страсти (жадность и страх, быки и медведи) уносят котировки вверх либо вниз на какое-то расстояние (это — «действие» из того самого Ньютона). Однако на всякое действие всегда находится хитрое противодействие, которое разворачивает котировки сначала в сторону нормали, а затем — ещё на какое-то расстояние с противоположным знаком.

Соответственно, задача трейдера-графолога — определить место прохождения нормали, а также попытаться обозначить границы (диапазон) влияния действия и противодействия. В результате мы получаем три линии, которые и формируют так называемые «вилы».

Посмотрим, как создаются Andrews Pitchfork в торговом терминале EXANTE (здесь этот инструмент называется по-родственному — просто «вилы»). Мы начинаем с того, что выбираем инструмент из выкидного списка графических построений (для примера будем использовать график котировок акций Tesla).

026_Andrews_pitchfork1 vCollege

Теперь мы должны вручную задать три точки. Точка первая — начало тренда.

026_Andrews_pitchfork2 vCollege

Точка вторая — пик первого импульса, то есть движения в направлении тренда.

026_Andrews_pitchfork3 vCollege

Точка третья — экстремум коррекции, то есть движения против тренда.

026_Andrews_pitchfork4 vCollege

Как только вы отпустите кнопку мыши, терминал EXANTE тут же автоматически отрисует вилы Эндрюса, очень наглядно выделив их своим цветом. Линия нормали проводится от Точки 1 (начало тренда) через точку, находящуюся ровно посередине между Точками 2 (пик импульса) и 3 (экстремум коррекции), и уходит в будущее. Это — центральный зубец вил с длинной «ручкой». Верхний и нижний зубцы представлены линиями, проходящими через Точки 2 и 3 и параллельными линии нормали (наконец-то мы добрались до объяснения метафоры вил!)

Обратите внимание, как мистически восходящий тренд развивается в канале, заданном вилами Эндрюса! Только не вздумайте спрашивать меня почему — этого не знает никто на свете и именно по этой причине таинственной эффективности графического инструмента Алан Холл Эндрюс годами продавал его по 1500 долларов (если, конечно, мы верим в правдивость всей этой истории — я лично не верю :) )

Мы можем в любой момент зацепить мышью Точки 2 и 3 и переместить их в другое место на графике, чтобы привести в соответствие с дальнейшим развитием событий, пытаясь тем самым предсказывать будущее уже актуальных периодов. Скажем, если вы считаете, что акции Tesla будут продолжать восходящий тренд, то вилы Эндрюса можно модифицировать следующим образом (как вариант, разумеется).

026_Andrews_pitchfork5 vCollege

Если же вы думаете, что удача отвернулась от компании Илона Маска и наступил медвежий тренд, то для построения новых вил придётся изменить и Точку 1 (начало тренда).

026_Andrews_pitchfork6 vCollege

Первую модернизацию вил Эндрюса провёл нью-йоркский трейдер Джером Шифф (вроде как, ученик Эндрюса), который предложил при создании нормали (центрального зубца в вилах) соединять среднее значение отрезка между Точками 2 и 3 не с Точкой 1 (начала тренда), а с другой точкой, которая смещена вверх по оси Y ровно на 50% на пути от Точки 1 к Точке 2. Делается это, чтобы избавиться от врождённого дефекта графического построения Эндрюса, а именно: рисовать слишком узкие вилы (происходит этого потому, что в начале всякого тренда движение происходит очень резкое, диапазон колебания импульс-коррекция получается коротким и, как следствие, вилы сильно сужаются и очень скоро, при замедлении тренда, перестают отражать реальность).

Выбираем в терминале EXANTE соответствующий графический инструмент.

026_Schiff1 vCollege

И далее наносим те же самые три точки, что и при построении вил Эндрюса.

026_Schiff2 vCollege

Вы видите, что программа автоматически перенесла начальную точку вверх на 50% расстояния между Точкой 1 и Точкой 2, и построила вилы Шиффа, которые существенно расширены по сравнению с вилами Эндрюса. Как следствие в канал трезубца попало практически все восходящее движение бумаг Tesla, а точку слома аптренда вилы Шиффа предсказали практически идеально.

Наконец, третья вариация на тему Normal Line Бабсона — это так называемые модифицированные вилы Шиффа, которые по легенде придумал сам Алан Холл Эндрюс в ответ на предложение своего ученика смещать Точку 1 по оси Y. Старик Эндрюс сказал, что коли мы смещаем по одной оси координат (цене), то логично сместить и по другой (ось времени X).

Что и случилось: в модифицированных вилах Шиффа смещение Точки 1 происходит в сторону развития тренда по оси Y на 50% движения к Точке 2 и по оси X тоже на 50% движения к Точке 2. Вот как это выглядит в терминале EXANTE.

Выбираем из списка нужный инструмент.

026_Modified Schiff1 vCollege

Далее расставляем все три точки вручную также, как и для вил Эндрюса, а программа автоматически производит смещения по осям X и Y.

026_Modified Schiff2 vCollege

В результате мы получили конструкцию, находящуюся посередине между вилами Эндрюса и вилами Шиффа: канал трезубца сузился по сравнению с классическими вилами Шиффа (за счёт дополнительного смещения по оси Х), однако остался шире, чем канал вил Эндрюса (за счёт смещения по оси Y).

Вот такие забавные приключения мы совершили с вами по истории графических трезубцев. Не смотря на то, что в самой истории много мистификаций и мифов, сам инструмент всё-таки ближе к мистике, чем к мистификации: слишком уж подозрительно ценовой график гуляет внутри каналов, начертанных вилами.

Не исключаю, впрочем, что вся мистика рождается из игры нашего трейдерского воображения. В любом случае я предупредил с самого начала: упаси вас бог торговать на бирже на основании сигналов, посылаемых одним инструментом анализа. ЛЮБЫМ инструментом! Только — синтез. Только — «алгоритм судебного процесса». Только — максимальный учёт разноплановых факторов (чем дальше от сами графиков — тем полезнее).