Балканская грусть в греческом исполнении

Есть в природе вечная и популярная тема под названием «Балканская грусть». Её исполняют все балканские народы на собственный лад: сербы, болгары, румыны, греки, албанцы, хорваты. Кто-то в меньшей степени: болгары, хорваты, румыны. Кто-то в микроскопических дозах – албанцы. Кто-то с солидной нагрузкой – сербы, а кто-то по максимуму – греки.

Лейтмотив «балканской грусти»: «У нас несчастная судьба и мы сами очень несчастные!» В культуре и этическом кодексе многих наций – у северных европейских народов, а также у русских, индийцев, персов, тайцев, малайцев и кавказских народов – прибеднение, то есть сознательное снижение собственного положения ради достижения нужных целей (например, чтобы пожалели, либо ради извлечения выгоды), считается недостойным занятием и вызывает общественное осуждение и даже порицание.

Скрыть свою бедность, скрыть свои неудачи, приукрасить успехи и достижения, стараться выглядеть лучше, богаче, умнее, чем на самом деле – все эти многообразные формы самовозвышения инкорпорируются, в свою очередь, в более широкую культурную традицию, которую условно можно называть римской.

Сравните: «Старцы-сенаторы, ещё хранившие в памяти нравы своих отцов, осудили действия Марция как противоречащие древним установлениям, которые заключались, по их словам, в том, чтобы побеждать доблестью, а не хитростью, не засадами и не ночными схватками, не притворным бегством и неожиданным ударом по неприятелю, а также не начиная войны прежде её объявления, но, напротив, зачастую оповещая заранее о часе и месте предстоящей битвы» (М. Монтень, «Опыты», Гл. 5).

В противоположность римской традиции не составит труда выделить традицию эллинскую, в которой хитрость, обман, и – как частное проявление – прибеднение рассматриваются и оцениваются обществом как достойные способы достижения положенных целей. Цитируя уже помянутого Монтеня: «Это были правила подлинно римские, не имеющие ничего общего с греческой изворотливостью и пуническим вероломством, у каковых народов считалось, что меньше чести и славы в том, чтобы побеждать силою, а не хитростью и уловками».

Эллинскую традицию разделяли в своё время нордические племена (древние германцы и скандинавы), а в наше время – семитские народы (евреи и арабы), испанцы, итальянцы, китайцы, все современные балканские нации (сербы, хорваты, румыны, болгары, греки, албанцы), англичане, турки. Как видите, разброс столь широк, что ни о каких обобщениях, связанных с расовыми отличиями, говорить не приходится.

Вероятнее всего отношение к императиву «Цель оправдывает средства» формировались столетиями и предопределялись конкретной историей народов, их языковым своеобразием, эпосом, религиозными воззрениями и т.п.

Возвращаюсь теперь к заявленной теме – «балканской грусти в греческом исполнении». Последние три с половиной года всё моё свободное время я отдаю изучению греческого языка и современной греческой цивилизации (с античной, слава богу, я познакомился ещё в альма-матер, не только по книгам дидактической программы филологического факультета, но и – неизгладимое впечатление! – по лекциям великих Алексея Лосева и Азы Тахо-Годи), поэтому неудивительно, что голова моя сегодня переполнена греческими словами, греческими мотивами, песнями, танцами, политическими баталиями, драматическим odi et amo в отношениях с ЕС, и страстями экономического кризиса – собственно, всем тем, что и составляет современную жизнь Греции.

Так вот: «балканская грусть» в исполнении современных греков – это нескончаемые сетования на финансовое долговое ярмо, наложенное на гордых и свободолюбивых эллинов бессердечным Евросоюзом, в первую очередь – немцами, ведомыми Ангелой Меркель, у которой холодное сердце.

Вся политическая и общественная жизнь последние 10 лет в Греции вертится исключительно вокруг постоянно ухудшающегося благосостояния граждан, национального долга и никогда не прекращающихся переговоров с ЕС по реструктуризации этого долга. Соответственно, информационное и культурное поле заполнено до отказа причитаниями, стенаниями, слезами, взываниями к жалости, возмущениями, протестами, бунтами и негодованиями по поводу неспособности и нежелания бессердечных «ЕСовцев» войти в положение.

С такой вот «балканской грустью» и живут сегодня греки. Живут, надо сказать, как и всегда – радостно, светло, в песнях, танцах, празднествах, поэзии, новых театральных постановках и ярких фильмах, но и в хлопотах, заботах, гешефтах, субсидиях и пособиях.

Как это можно совместить? Да очень просто! Нужно лишь понимать, что «балканская грусть», равно как и любая форма прибеднения – это всего лишь проявления национального культурного кода! Это всего лишь игра, символ, поведенческий паттерн, знак, ритуал – что угодно, но только не отражение реальности. «Балканская грусть» отражает национальный менталитет, а не реалии национального бытия (политики, экономики и проч.)

Дабы читателю было проще усвоить эту мысль и научиться адекватно реагировать на любые проявления эллинской традиции, предлагаю краткий экскурс в историю суверенного долга современного греческого государства. Когда-нибудь я непременно напишу отдельную статью, посвящённую уникальной способности Греции создавать долги и жить в долгах, сейчас же ограничусь лишь перечислением ключевых вех истории.

1 января 1822 года всегреческое народное собрание объявило о суверенитете Греции. В 1924 году на Лондонской бирже Греция разместила долговые обязательства на сумму 472 тысячи фунтов, которые были позарез нужны для ведения освободительной войны против турков. Через год одолжили ещё 1 миллион 100 тысяч фунтов, а ещё (уже!) через год молодое государство объявило дефолт по своим суверенным обязательствам, ни разу не выплатив процентов.

Второй суверенный дефолт Греции состоялся в 1843 году. Россия, Франция и Британия одолжили в 1832 году 60 миллионов драхм, греки выплачивали до 1843 года, после чего обслуживание долга прекратилось.

Третий суверенный дефолт состоялся в 1860 году, после чего Грецию исключили из мирового финансового сообщества на десятилетия.

После долгих и мучительных переговоров греческому правительству удалось выбить в 1878 году новый кредит, однако платежи по нему остановились уже в 1893 году – четвёртый дефолт.

В начале ХХ века легендарный премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос среди прочих добрых дел набрал суверенных долгов на сумму в 521 миллион франков, которые почти полностью пошли на покрытие прошлых долговых обязательств.

К 1932 году долг Греции достиг чудовищных размеров (286 миллиардов франков!), поэтому правительство, сославшись на Великую Депрессию в Америке, прекратило платежи по всем своим суверенным обязательствам.

Этот – пятый по счету! – дефолт Греции продолжался до 1964 года (32 года!), после чего грекам удалось разжалобить международных кредиторов, в очередной раз списать большую часть долгов, а остатки реструктурировать.

Шестой суверенный дефолт Греции мы все имеем счастье наблюдать с 2008 года.

По состоянию на конец 2016 года долговые обязательства Греции составляют 433 миллиардов евро.

Что мы получили в сухом остатке? Мы получили страну, которая за 195 лет независимого существования провела в состоянии дефолта (т.е. отказа от обслуживания суверенного долга) 90 лет, почти половину всей своей истории! Тот факт, что в мире есть страны и похуже (Венесуэла и Эквадор попадали в дефолт по 10 раз каждая), служит слабым утешением.

Цифры эти нам нужны вовсе не для того, чтобы удостовериться в хронической неспособности эллинов (именно, что эллинов: первый дефолт в истории Греции зафиксирован в 4 веке до нашей эры, когда 13 эллинских городов взяли в долг деньги у храма Аполлона на острове Делос, и храм никогда больше не увидел не то что процентов, но и 80 % самих одолженных денег) бережно распоряжаться финансами, уважать свои обязательства и жить по средствам. Цифры эти нам нужны всего лишь для того, чтобы выработать правильное отношение к «балканской грусти», бесконечному прибеднению и выдавливанию слёз из окружающего мира. Отношение как к игровой компоненте национального культурного кода!

Эллинская традиция – ничего личного!