Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар – In memoriam

В последнее время что-то совсем не могу заставить себя писать (потому как не вижу пока ни смысла, ни стимула), а потому припозднился с одним важным для меня самого комментарием. Комментарий этот, впрочем, учитывая диалог в теме с вечностью, веригам времени не подчиняется, посему написать об Айенгаре, оставившем наш мир 20 августа 2014 года, больше никогда не будет поздно.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, известный более миру как Б.К.С. Айенгар, умер в возрасте 95 лет – явление уже само по себе невероятное, потому как Б.К.С. был йогом. А йоги, вопреки мифологии, долго не живут. Даже напротив – живут очень мало, редко переваливая за шестой десяток. Никакого противоречия в этом нет, потому что йога считается гимнастикой тела лишь по великой иллюзии (и обману). В реальности йога – это гимнастика духа (воплощенного в метафоре праны), направленная не на удлинение жизни, а на примирение человеческого начала (атман) с божественным (Брахман). Вся философия йоги, каждый составной элемент пранаямы (дыхания), каждый изгиб сустава в асанах (статичных позах), каждая капля воды, заливаемой в нос при джаля-нети (одна из очистительных процедур крийи),  подчинены единственной задаче – очищению храма человеческого тела для достойного принятия в нем божественного света.

Кульминационная точка йоги (сейчас я говорю о любой йоге – не только хатха) – достижение состояния самадхи, то есть высшего блаженства, которое заключено в осознании своего единства с богом (соединение атмана с Брахманом). Чем скорее это соединение произойдет, тем лучше. После самадхи уже нет стремлений, нет мирских помыслов, нет вопросов, нерешённых в земной жизни. Неудивительно, что йоги уходят от нас рано: достигая самадхи на индивидуальном уровне, индивидуальное сознание угасает. Йогин оставляет нас, оставляет этот мир.

Б.К.С. Айенгар нарушил негласную логику йогического пути и прожил огромную по физической продолжительности жизнь. Думаю, его жизнь была также насыщена и в духовном, и в материальном планах. Жизнь хорошая, праведная и очень полезная для остального человечества. Посему – порадуемся освобождению души гуру и её возможному соединению с Душой Бога.

Однако, я хотел не столько выразить свою признательностью Айенгару за его косвенное участие в моей судьбе, сколько обратить внимание читателей на миссию этого человека. Тем более, что здесь могут возникнуть и недопонимание, и просто непонимание. 

Проблема в том, что в первом (и ошибочном!) приближении миссия Айенгара может показаться вредной и даже опасной. Айенгар ведь не просто популяризировал хатха-йогу в западной цивилизации. В европейском и американском обществе имя Б.К.С. Айенгара является абсолютным синонимом йоги! Там говорят «йога», а подразумевают «Айенгар». Потому что 90% неофитов йоги пришли в неё через его книги «Light on Yoga» и «Light on Pranayama»! Я не говорю уже о том, что практически все последующие, модные (и вредные) самодельные апокрифы вроде аштанги-виньясы (столь популярного на постсоветском пространстве самопала, выдуманного Паттабхи Джойсом) корнями уходят именно в «айенгаровщину», то есть хатха-йогу в интерпретации, подаренной западному миру Б.К.С.

Что же не так с йогой Айенгара? Да, в общем-то, всё не так :) В первую очередь потому, что это не йога, а физкультура. И даже не физкультура, а эквилибристическая гимнастика, рассчитанная на профессиональных гуттаперчевых спортсменов. Ибо только эти гуттаперчевые гимнасты могут повторять узлы, в которые завязывался Б.К.С. и которые подносил западному миру под видом йоги. Для того, чтобы понять пропасть, отделяющую йогу Айенгара от настоящей йоги, достаточно её сравнить с любой аутентичной традицией, например, Бихарской школой. И дело даже не в том, что в настоящей йоге асаны и пранайамы – лишь самые начальные ступени, с которых начинается восхождение к совершенно другим практикам, другим высотам и другим целям. Дело в том, что в йоге Айенгара, по которой учились и продолжают учиться, как я уже сказал, 90% неофитов в США и Европе, ничего, кроме асан как чистой эквилибристики и пранайям как сопения через нос, больше нет. Вся философская, вся духовная и вся мистическая составляющая хатха-йоги (не говоря о всех других ступенях йоги – от джапы и лайи до джняны) у Айенгара представлена в виде некой ритуальной игры. Не по этой ли причине так комично выглядит со стороны патетическое рвение, с которым европейские и американские шишья (ученики) приветствуют солнце в Сурья Намаскар, старательно складывая ладошки и даже иногда (при особо глубоком проникновении в материю) вставляя большие пальцы в ложбинку под кадыком. Об их медитации (дхьяне и дхаране) вообще не говорю – это полный эклипс!

Почему это происходит? Потому что в йоге Айенгара, которую усвоили миллионы, вся негимнастическая составляющая этой духовной практики сведена к бессмысленному ритуалу.

Почему сведена? Потому что если бы Айенгар ее не свёл, то у него ничего бы не получилось по части массовой популяризации йоги в западных странах! А эта популяризация была главной его задачей! С которой, между прочим, он справился как никто другой.

Почему ничего не получилось бы? Потому что до Айенгара и после него (поныне) были предприняты десятки и сотни попыток донести западному миру йогу именно в её первозданном виде – как эзотерическую практику. К тому же ещё и чисто религиозную (шиваистскую). Было издано на европейских языках очень много серьёзных книг по йоге (в том числе и самими европейцами, например, Георгом Фёрштайном), однако все они потерпели фиаско как массовые проекты, так и оставшись там, где они и должны быть, – в узкой нише искателей духовных знаний.

Теперь я хочу вернуться к тому, с чего начал, – к исторической миссии Айенгара, которая вредна и опасна лишь в воображении, а на самом деле – весьма похвальна и полезна. 

Когда Гегелю показали первый в Германии перевод «Бхагавадгиты», великий философ пришёл в ужас и разразился уничижительным эссе, в котором камня на камне не оставил ни от логики, ни от философии, ни от метафизики, ни от религиозной практики «индийской Библии» (почитайте – очень полезное чтение!)

Гегеля можно понять: в чистом виде любой продукт индуистской духовности представляется европейскому уму, воспитанному на рациональной религии, греческой философии и логике, не иначе, как тщетное и жалкое преумножение сущностей. Йога – это плоть от плоти индийской духовности, индийской логики и индийской веры, поэтому в таком же чистом виде для потребления не годится. Достаточно сказать, что для правильной изначальной установки в йоге требуется не просто слепое принятие всей метафизической доктрины шиваизма, но и имманентная религиозность! То самое естественное врождённое ощущение Бога, божественности природы и человека, которая присутствует в каждом индийском крестьянине, и напрочь отсутствует даже у самых высоколобых европейских интеллектуалов (русских, латиноамериканских, североамериканских тоже).

В чём же заслуга Айенгара? В том, что он не только открыл западному миру йогу в единственно доступном для этого мира понимании, но и сделал такую йогу чрезвычайно притягательной и модной! В результате хатха-йогой занялись миллионы (если не десятки миллионов) обывателей, которые вот уже почти пять десятков лет (первое издание «Light on Yoga» увидело свет в 1966 году) скручивают себя в смешные узлы, надеясь, тем самым, улучшить свое здоровье. Надежда, конечно, наивная, и – главное! – не соответствующая даже задаче самой йоги, однако же похвальная! Сидеть в лотосе лучше, чем пить виски, стрелять по консервным банкам из винчестера и жрать глазами телевизор! 

Вместе с йогой Айенгара в жизни миллионов европейцев пришли такие понятия как вегетарианство, ахимса, уважение и терпимость к иным цивилизациями и культурам. В своей совокупности этот меланж дает прекраснейший результат, которым я каждый год наслаждаюсь в Индии: тысячи и тысячи западных европейских людей, добрых, открытых, не причиняющих зло окружающему миру, для которых немыслимо не то что ударить другого человека в ссоре, но даже пнуть ногой собаку. Пусть эти люди далеки от истины (хотя многие – о, вы даже представить себе не можете, как многие! – и выходят самостоятельно и в результате интенсивных поисков на адекватное понимание и йоги, и индийской философии, и индийской духовности!), однако же они наполнены чистыми помыслами и добротой! Они – соль земли. И они – птенцы гнезда Айенгара!