Дуглас Норт, Александр Аузан, колея и толерантность или о том, как объяснения не приближают к истинному познанию
Вчера в культур-повидле я поделился соображениями о дихотомии личностной и коммунальной цивилизаций, отметив удивительную толерантность первой. Сегодня хотел бы развить тему толерантности Запада.
Личностная цивилизация толерантна не потому, что хорошая, а потому что эгоистичная. Она исходит из потребности индивида максимально реализовывать себя, активно действовать. Соответственно, чтобы действовать, нужно обеспечить себе право на это действие. Как следствие — создаются законы ДЛЯ себя (любимой личности), которые затем распространяются на других. Отсюда и терпимость ко всему и вся: «Я готов дать свободу выражения хоть гомосексуалисту, хоть черту лысому, но не потому, что я их люблю или одобряю, а потому что в их свободе — залог моей личной свободы, залог моего права на безоговорочное самовыражение (без ущерба окружающим — это еще один краеугольный камень личностной цивилизации Запада)».
Александр Аузан в своем известном докладе транслирует идею Дугласа Норта о трех условиях «западного пути»: законы для себя, а не для других (как то происходит в коммунальных цивилизациях), деперсонализация общественных структур, коллективное управление инструментами насилия. Собственно, это и есть объяснение толерантности как результата высшего личностного эгоизма.
Почему нет толерантности в коммунальных культурах? Потому что в них нет потребности личности в обособленном существовании, в реализации жизненной телеологии ВНЕ общины (племени, нации и т.п.). Есть потребность слиться в единое целое, которое защитит и надоумит. Один из побочных продуктов этой общинности — отрицание права Другого и Каждого на собственный путь, на отклонение. Отсюда — абсолютная нетерпимость ко всякой инаковости, отрицание любой девиации и неортодоксальности. Канон коммунальному обществу, а всякое отклонение от таковых воспринимается как угроза стабильному существованию и тут же репрессируется.
Под сказанное можно подвести два метафорических ряда.
Первый:
Личностная цивилизация — Активное начало (светлое, твердое, Ян, Пуруш) — Лингам и мужское начало — инициативность — «вижу козу у соседа и хочу такую же, а лучше — еще две» — законы под себя — толерантность
и второй метафорический ряд:
Коммунальная цивилизация — пассивное начало (темное, мягкое, Инь, Пракрити) — Йони и женское начало — отсутствие инициативы и патернализм — законы для других, но не себя — нетерпимость.
Хочется развивать эту тему и развивать. Хотя бы потому, что, констатируя русскую «колею» в истории (и постоянное скатывание к тоталитаризму и крепостному праву) и списывая эту колею на счет «неправильных» институтов и культуры (религии), никто так до сих пор и не ответил на главный вопрос: что ИМЕННО в русской культуре заставляет постоянно возвращаться в колею, какие бы институты мы не примеряли? Перефразируя: почему у русских именно ЭТА — тоталитарно-крепостная — колея, а не какая-то иная? Вот над этим всем предстоит думать нам и думать не одно, боюсь, десятилетие.
Ну уж, Сергей Михайлович! Вы прямо как Герцен. Не было до 1917 в России ни какой особой тоталитарно-крепостной колеи. По крайней мере, ни чего такого чего не существовало бы в Европе примерно в то же самое время. Вы сейчас повторяете пропаганду большевиков, их критику царского режима. Более того в начале ХХ века в России шел активный процесс созидания той самой Личностной цивилизации. И в этом мы конечно отставали от Франции и Англии, но опережали остальную Европу. Были в России и независимые суды и местное самоуправление, но все это начало кончаться в 1917.
Павел, я вот тоже так как Вы думал всю свою университетскую молодость и даже, кажется, на протяжении 90х. А потом, знаете ли, прозрел, познакомившись поближе с историей государства российского (особенно меня впечатлил Сигизмунд Герберштейн: после него Пайпс — верх позитива :). И оказалось, что все стигматы, бесящие сегодня мыслящих людей, даже не думали рождаться в 1917 году. А возникли лет так 500 раньше. И тогда для себя я определил водораздел: уничтожение татарской Московией Новгородской республики — это и есть тот момент, когда страна окончательно сделала свой выбор — азиатское ханство. Ну а большевики — большевики ничего не добавили к уже давно сложившейся «колее» — «крепостное рабство + абсолютная власть хана».
Я не историк, и не готов завязывать академическую дискуссию, но позвольте высказать вам свое недоумение.
В 16ом веке история писалась под правящую династию. В случае с Сигизмундом Герберштейном это Габсбурги и его сочинение это прямая лесть в их сторону. Какие хорошие Габсбурги на фоне диких восточных соседей, что конечно от части правда, но для выводов этого маловато.
Уничтожение татарской Московией Новгородской республики — креатура вполне конкретных историков (подробности к сожалению не помню и не могу потратить на выяснение много времени). Альтернативная точка зрения так же представлена в академических исторических трудах.
Крепостное рабство — явление повсеместное в феодальной Европе. Оценить степень рабства можно только очень туманно. Историческая наука вообще очень туманна о делах 500 летней давности, достоверных источников нет, есть только основные исторические мифы из разных мест. И человек из низших сословий не представлен мифологией совсем никак. Можно что-то додумать из разницы восточного и западного христианств и все.
Азиатское ханство тоже исторический миф рожденный теми же самыми конкретными историками. Абсолютной власти хана не было даже у Чингиза (ее и не могло быть просто физически из-за кочевого образа жизни), существовал некоторый свод законов обусловленных традицией. В улусе были даже элементы демократии (наподобие Речи Посполитной) хана выбирала знать из многочисленных потомков Чингиза. Но что более значительно, культурно русские и кочевники ни как не смешивались и строение «московского царства» происходило не по образу и подобию (даже если татарские наемники действительно существовали), а вполне независимо (скорее по образу и подобию Византийской империи).
И что самое главное. Личностная цивилизация начала зарождаться не 500 а 200 лет назад. В повсеместно коммунальном обществе личность могла быть только у знати. Условным триггером такого зарождения можно условно считать французскую революцию, после которой в Европе настал период становления национальных государств и национальных идентичностей. До этого ничего национального не существовало. Российская империя тоже шла по рельсам превращения в национальное государство и соответственно в сторону Личностной цивилизации.
Недоумение мое вышло несколько куцым, поэтому хочу сослаться на труды других людей:
http://sputnikipogrom.com/russia/42550/russian-and-the-golden-horde/
http://sputnikipogrom.com/society/41269/what-could-have-been/