Йога и Индия или правда, которую вам забыли поведать
Давно хотел высказаться на тему, которая совершенно неадекватно воспринимается соотечественниками. Вины у них никакой нет, ибо, начиная с культового в 70х годах фильма «Индийские йоги, кто они», соотечественникам привили абсолютно ошибочную картинку, которую с тех пор никто не удосужился исправить (по понятным причинам: йогу в её натуральном виде невозможно монетизировать — банально не будет спроса).
В реальности всё с йогой очень и очень просто, поэтому полагаю, настало время расставить все точки над i.
Дабы не утомлять читателей хитросплетениями причинно-следственных связей, библиографией и экскурсами в историю предмета, ограничусь лишь перечислением ключевых положений, связанный с йогой и Индией, которые я сформулировал на основании 30-летнего опыта ежедневных занятий и погружения в тему, начавшихся в середине 80-х годов с уроков бомбейского гуру Лакшмана, преподававшего в Индийском посольстве в Москве, и изучения санскрита, и продолжающихся по сей день после 10 лет пребывания в Индии.
Йога никогда не была элементом физической культуры и никогда терапевтический эффект от занятий асанами (позами) и пранаямой (дыхательной гимнастикой) не мотивировался заботой о здоровье. Более того, влияние йоги на чисто физический аспект жизни человека, в лучшем случае нейтрально, в худшем (при систематических ошибках в практике) — пагубно.
Йога задумывалась, создавалась и развивалась на протяжении столетий как ещё одна дхарма. У термина «дхарма» (как, собственно, и у любого понятия в системе индийского мышления) множество самых различных и зачастую противоречащих друг другу значений, и в данном случае нужно уточнить, что речь идёт не о Долге, не о Порядке, а о Пути. Так вот, йога, точнее то, что под ней понимается повсеместно за пределами Индии — аштанга-йога Патанджали (в широком смысле слова) или хатха-йога (как элемент аштанги — в узком смысле слова) — это не оздоровительная гимнастика, не терапия, не забота о здоровье, а ДХАРМА как Путь к Постижению Божественного.
Переводя на язык бытовых понятий практика йоги — это РЕЛИГИОЗНАЯ практика. Почти исключительно религиозная, а всё остальное, что можно обнаружить в йоге — позитивные для физического состояния практикующего влияния, психотерапевтическая коррекция и т.п. — лишь побочные бонусы, которые прилагаются к достижению основной цели.
Это ОЧЕНЬ важный момент, поэтому остановлюсь на нем чуть подробнее. Чтобы было понятно, до какой степени в классической концепции йоги забота о здоровье практикующего подчинялась эзотерическим требованиям, приведу лишь маленький пример. Т.н. «кхечари мудра» — техника выворачивания языка в обратную сторону, преследующая цель создания дополнительных препятствий (блокировок) на пути свободного течения жизненной энергии (праны) — в классическом трактате «Гхеранда Самхита» (один из самых авторитетных источников хатха-йоги) получает такую рекомендацию: «Для увеличения хода языка перережьте подъязычную связку».
С учетом только что обозначенной природы йоги (один из путей постижения бога и трансцендентного) популярность йоги в Индии, даже вопреки всем усилиям государства, направленным на превращение её в принудительный вариант школьной и производственной гимнастики, стремится к нулю. На уровне личного опыта: за 10 лет я не встречал НИ ОДНОГО индуса, который бы в личной жизни практиковал йогу! Ни одного! Учителей (гуру) йоги — пруд пруди, особенно в туристических регионах, а так чтобы самому по собственной воле заниматься йогой — увольте.
Соответственно, на всех иностранных туристов, занимающихся йогой, смотрят хоть и доброжелательно (индусы на всех и всё смотрят доброжелательно), однако непременно как на диковинных зверушек, увлеченных какой-то глупостью.
И индусов тут можно понять, потому что йога — это путь постижения бога, а в Индии 99 % верующего населения свято придерживаются Бхакти — пути религиозного служения, которое целиком и полностью завязано на ритуалы и слепую веру. Чтобы читателям было легче себе представить путь бхакти — это один в один православие. Только не в версии Булгакова — Бердяева, а в версии храмовых бабушек в платочках, со всеми их свечками, святцами, праздниками, постами, культом мощей, страстотерпцев, святых и так далее.
Как я уже сказал, в Индии из всех путей религиозного познания 99 % последователей приходится на бхакти, которая реализуется в бесчисленных региональных культах и объединяется в магистральные течения (вайшнавизм, шайвизм, шактизм и проч.). Оставшийся крохотный процент делится между дхармой Джняны (постижение божественного через знание) и Кармы (путь добродетельной жизни). И лишь какие-то микроскопические доли поклонения достаются хатха-йоге, агхори и паре сотен совсем маргинальных дхарм вроде кровожадных сект богини Кали или уцелевших после праведной британской чистки вариаций на тему тхагов.
К чему это я всё рассказываю? Во-первых, к тому, что, приезжая в Индию, не нужно строить иллюзий и следует понимать, что число учителей (гуру) в этой стране многократно превосходит количество местных адептов. Во-вторых, приступая к занятиям йогой, нужно понимать, что к гимнастике и физкультуре она имеет весьма отдаленное отношение. Йога — это форма религиозного сознания, это религиозная практика, завязанная на бесконечно далекие от традиционных и привычных бхакти-вариантов Западной цивилизации (католицизма, протестантизма, православия). Разве что иудаизм с его могучей традицией кабалы почувствует себя комфортно в системе энергетических центров (чакр), эманации божественной энергии (праны), первичных звуковых вибраций (мантр) и пробуждения внутренней латентной энергии (кундалини).
Если вы готовы к такому необычному путешествию — тогда добро пожаловать! Но только не попадайтесь в сети, расставленные охочими до денег неучами, выдающими себя за Великих Гуру. Правильно обучить вас йоге смогут ТОЛЬКО в правильных местах и только единицы. В первую очередь, это серьезные школы в Ришикеше и Бихаре. Ну а уж в Гоа почти гарантированно вместо йоги вам продадут выхолощенный от подлинной сути суррогат под соусом «волшебного оздоровления». А чтобы вы не догадались о подделке, физкультуру для вас приправят изрядной толикой туманных санскритских слов, о подлинном смысле которых сами гуры не догадываются (элементарно потому, что не знают санскрита и, естественно, не читали классических сутр, пуран и упанишад).