Коричневый пломбир
Признаюсь, было очень интересно узнать, как нас встретят в Восточной Европе – странных путешественников по странному маршруту на машине с одиозными в контексте времени российскими номерами. Интересно, потому что страны, через которые пролегала наша дорога в Молдавию – в первую очередь, Польша и Румыния – наиболее болезненно переживают украинскую трагедию, а потому выступают на международных форумах за самые решительные санкции, единственно способные, как им верится, что-то изменить в настрое российских правителей. Что касается Венгрии, то она решила повернуть ситуацию себе на пользу и в очередной раз заявила о претензиях на румынскую Трансильванию и западные области Украины, некогда входившие в состав Австро-Венгерской империи. Обстоятельство это, правда, ровным счетом ничего не меняло в отношении Венгрии к “советским”, которым, похоже, никогда не забудут ни террора сталинского выкормыша Матьяша Ракоши-Розенфельда, ни кровавого подавления народного восстания против большевиков в 1956 году.
Короче говоря, путешествие по Восточной Европе обещало быть едва ли не менее захватывающим, чем по самой Украине. “Обещало”, однако, лишь в теории, поскольку все эти гипотетические ожидания и оценки “настроений” строятся исключительно на “публицистической дедукции” (то есть – из анализа местных – польских, румынских и венгерских – газет), а не на эмпиризме живого общения. Скажу больше: живое это общение как раз подсказывало прямо противоположное развитие событий. С поляками у меня практически никаких контактов по жизни не было, зато довольно интенсивно общался с венграми (и в университетские годы, и во время своего месячного пребывания в Будапеште в середине 90-х годов), а уж с румынами, в силу непосредственной своей филологической профессии, съел не один пуд соли.
Как же всё обернулось на самом деле? Как встречали-провожали российских путешественников на российской машине в Восточной Европе летом 2014 года – по горячим следам Крыма, малазийского “Боинга” и динозавров-“реконструкторов”, спущенных в Украину прямо со страниц романа Андрея Платонова “Чевенгур”?
Начну с главного, поскольку это ускорит понимание единственной истины, которую мне бы хотелось донести до читателя: ВЕЗДЕ, абсолютно везде – в Варшаве, в Кракове, в Будапеште, в Клуж-Напоке, в Яссах, на всех таможенных и пограничных постах, во всех случаях общения с представителями государственных служб, частного бизнеса и рядовыми гражданами – нас, нашу машину и вообще все наше бренное присутствие на земле оценивали исключительно в контексте того, что мы сами собой представляли! То есть, как конкретных живых людей, с конкретной манерой поведения, с конкретными просьбами, реакциями, предложениями, благодарностями и даже сдержанным недовольством, которое, хоть и крайне редко, но приходилось выказывать. И всё это – ВНЕ контекста государственной, цивилизационной, тем более национальной принадлежности. Не говоря уж о российских номерах нашей красавицы Shogun :)
Детализировать сказанное выше можно до бесконечности, однако не думаю, что стоит тратить время почтенной публики на иллюстрации благожелательности, человеческого понимания, доброты, вежливости, учтивости, сдержанности и тактичности, с которыми мы встречались на каждом шагу на всем протяжении нашего путешествия по Восточной Европе. Главное, это донести мысль: не было ни единого эпизода, когда в общении (а общались мы очень много и интенсивно, желая едва ли не с умыслом как можно глубже проникнуть в местные реалии) кто-нибудь из поляков, словаков, венгров или румын попытался, пусть даже на подсознательном уровне, перенести конкретно на нас свое отношение к тому, что творит сегодня государство российское на Украине.
А уж в том, что поляки, словаки, венгры и румыны безоговорочно осуждают сегодняшние действия государства под названием Россия, можете не сомневаться ни капельки: для жителей этих стран мертвая хватка большевизма – не пустой звук (как для обитателей Западной Европы и Америки), а горькая реальность, под игом которой довелось мучиться почти полстолетия! Но ни одному поляку, словаку, венгру или румыну даже отдаленно не пришло в голову перенести свое осуждение на нас, граждан государства, вызывающего страх и ненависть. Это – поразительный феномен, наверное, самый поразительный и восхитительный, какой только вынес из путешествия. Почему так произошло, постараюсь объяснить через минуту, а пока что приведу лишь маленькую зарисовку.
В Кракове на одной из улочек Старого Города установлен Крест в память жертв Катыни:
Рядом с крестом – маленькая мемориальная табличка, не позволяющая подрастающему поколению забыть об этом преступлении:
Нечто похожее я уже видел во Львове и в Киеве: там, правда, вспоминали Голодомор. Поразительным образом, украинские мемориалы никак не вывели меня на тот уровень обобщения, который позволил бы вырваться из локальности исторической трагедий и, тем самым, превратить рефлексию в некий метафизический урок. Да – Голодомор, да – Катынь. Сколько еще сотен и тысяч чудовищных преступлений против человечества было совершено большевизмом, все не перечесть. Ну а дальше-то что? Что с этим делать? Как с этим жить?
В Кракове случилось маленькое чудо: совершенно неожиданно скромнейший памятник жертвам катынской бойни открыл мне глаза на всю геополитическую ситуацию в целом! Не просто позволил осмыслить происходящее сейчас в мире, но и подсказал, где скрывается, если так можно выразиться, корень зла. Соответственно, открыл путь к разрешению исторического конфликта, которые в 2014 году вышел на совершенно новый – страшный и даже чудовищный – уровень.
Виктор Ерофеев недавно очень удачно и очень эстетски перевел трагедию Донбасса в плоскость советской мифологии, вернее, художественного ее преломления в романе величайшего русского писателя ХХ века Андрея Платонова “Чевенгур”: “И теперь, когда мы остались лицом к лицу с несвежими трупами, мы видим возрождение и новый расцвет платоновских героев. Переползя через границу из Воронежа в Донбасс, они устроили на весь мир беспощадную войну ценностей. Это выдающаяся, откристаллизовавшаяся в новейшей истории война именно ценностей: западной цивилизации и чевенгуровцев”.
Ерофеев очень точно описывает парадокс “русской весны” как Голема Чевенгура: “Все мы помним героев этого романа, действовавших в воронежских и белгородских степях, неподалеку от Донбасса. Это были великие мечтатели, сентименталисты, убийцы, коммунисты, мистики, анархисты, садисты — все в одном флаконе. Они расстреливали с радостью кучу людей, которых считали буржуазией, они сердились на свою жертву, когда она от страха писала и какала — портила одежду и представление о человеке, но не очень сердились, потому что чувствовали власть над ней и с наслаждением, с юморком убивали… У наших новых чевенгуровцев — деревенское общинное сознание великой архаики, где наше — лучше, где мир делится на своих и чужих, на мифический верх и низ. У нас побеждает мужской, грубый культ силы, который морально (и не только) уничтожает людей, живущих иначе, чем мы, но наш пацан со светлым чувством спасет раненого воробышка (был такой рассказ о революционном солдате и воробышке у Замятина). В этот русский мир хорошо было бы запустить Леви-Стросса, аналитика примитивного сознания, но он предпочел заниматься грустными тропиками. Жаль! По части тоски и грусти мы обогнали все тропики! И по части гульбы мы тоже всех обогнали”.
В этом контексте мне бы хотелось акцентировать внимание читателей на аспект социальной мифологии, который пронизывает не только “русскую весну”, но и гораздо большее – ВСЁ наше русское (российское, советское – сегодня это суть абсолютные синонимы) мышление и мировоззрение. И именно этот мифологический аспект является главным и единственным водоразделом между НАМИ и европейской цивилизацией! Именно на этот мифологический аспект меня и вывел мемориальный крест Катыни в Кракове.
Сначала отвечаю на вопрос с одной стороны: единственное, что отделяет нас сегодня от европейской цивилизации, от мирного благостного сосуществования с колыбелью нашей культуры, веры и духовности (вся скифско-татаро-монгольская шушера пусть провалится в тартарары со своим кумысным бредом!) – это наше нежелание (хотя, боюсь, тут все трагичнее: не нежелание, а, похоже, невозможность и неспособность!) не просто отказаться от большевизма, но и предать его анафеме! Точно так же, как его предали прибалты, молдаване, поляки, словаки, чехи, венгры, болгары, румыны, грузины, азербайджанцы, а теперь вот и украинцы.
Ничего, кроме этого! Ничего, кроме проклятия большевизма, зависающего Дамокловым мечом над эгрегором России, нет между нами и остальным европейским миром. Именно это не могут понять наши соседи: почему и как россияне не то что не видят кошмара этого призрака, но еще и поклоняются ему?! Возрождают его поганый культ, творят себе сегодня новую старую религию – и это на костях десятков миллионов невинно убиенных этим Молохом собственных граждан!
Соответственно, здесь же и решение: хотите жить в мире с остальным миром? Вспомните о фильме Абашидзе, которому скоро уже 30 лет исполнится, а воз и ныне там!
Теперь – ответ на вопрос с другой стороны: почему ни поляки, ни венгры, ни словаки, ни румыны не экстраполировали на нас, конкретных российских путешественников, свое отношение к России, впадающей со скоростью звука в очередной раз в ересь ненавистного всему остальному миру большевизма? Отвечаю: потому что перенесение общего на частное – на любом уровне: личного общения, политических оценок, восприятия искусства, интерпретации социальных событий и т.п. – это самая яркая и выразительная черта мифосознания! Иными словами: подобным перенесением страдают только те социальные группы (общины, революционные массы и даже целые народы), которые выстраивают свою жизнь на мифоканоне. Европа (Западная – давно, а Восточная – недавно) полностью освободилась (в результате своих множественных революций и социальных потрясений) от мифосознания (правда, дорогой ценой – впав в другую крайность: болезненное дробление реальности и доведение культа индивидуальности до полнейшего абсурда, особенно в плане эластичности ad absurdum морально-этических систем). Россия и российские народы упорно продолжают пребывает в мифоканоне. Мыслить мифологически. Поступать мифологически. Давать мифологические оценки. Выстраивать на социальной мифологии свою политику – что внешнюю, что внутреннюю.
Вот по этой самой причине мы так спокойно и так комфортно путешествуем по Европе на машине с российскими номерами. Спокойно разговариваем на улицах по-русски, не опасаясь неадекватных реакций, когда кому-то захочется перенести свое общее отношение к России вообще и российской власти на частных индивидов и конкретных личностей. В мифе – именно так бы только и случилось. В свободной от мифов Европе, слава тебе, господи, этого нет.
Будем считать это эссе началом серии путевых дневников, которую, будем надеяться, я продолжу в скором будущем.
“Мы крым оккупировали, это плохо… Но ведь в этом мире все остальные народы такие какашки!”,- логика железная. Особенно порадовал пассаж: “…пока она не отдаст всё — Украину, Белоруссию, Кавказ,…”. Так нагло свои права на независимые государства разве что Гитлер предъявлял.
Влад Ковалев,
Если бы Германия смогла бы провернуть такую операцию, то я бы с ней согласился. Если бы такая операция произошла, то она поставила бы крест на государственности России, но сильное государство, коим Россия стала, такую операцию не позволит. А слабых в мире всегда бьют и это не зависит от наших с Вами гуманных желаний, международная политика – мир хищников. США и Европа всегда, когда есть возможность бьют слабых, плевая на всю мировую общественность (Ирак, Ливия и т.д.), именно потому что они сильные. Мы тоже стали сильными и будем отстаивать свои интересы всеми имеющимися способами (но минимизируя жертвы), это реальные законы мировой политики.
На счет вклада России, в потребительской сфере вклад не высок, потому что до развала СССР это не было приоритетом, а потом был развал и не до вклада было. А так, например: ракетные движки для американских ракет, титановые изделия для боинга и аэрбаса, файнридер, технологии для интелловских процов и это только начало, потому как процесс разработки новых российских продуктов набирает обороты.
Ох уж эти аналогии без уточнения деталей. Влад, позвольте несколько вопросов: 1В калининградской области большинство населения(или хотя бы значимое меньшинство) немцы? 2Жители калининградской области находятся в постоянной ВЗАИМНОЙ конфронтации с жителями остальной части России? 3Жителей калининградской области поражали в правах, лишали автономии, или что либо тому подобное? Если ответ на все эти три вопроса да то вашу аналогию можно принять, если нет, то уж извините, аналогия мимо.
Нет, Влад, я не отношусь к крымнашевцам. Мне мерзок новый виток развития риалполитик отечественной власти, но есть разница между стервятничеством в котором замазалась отечественная власть и хищничеством, а потому “анексия” крыма ни разу не анексия. Подобрали то что само отгнило и отвалилось.
///Я не прав? Приведите мне, пожалуйста, примеры того созидательного, чем Россия отличилась за последние 50 лет? Ее вклад в Цивилизацию. Все то, что позволило всем людям Земли жить лучше. Ну, хоть десяток пунктов?////
Вы это серьезно? Хорошо.
1 и, самое главное. длительное противостояние двух сверхдержав, создавшее политический маятник(в настоящее время к сожалению не существующий) который позволил половине мира существовать стабильно, а вторую половину защитил от совсем уж экстремального раздербанивания в интересах единого мирового лидера, как это происходит сейчас. Но сейчас это сейчас а 50 лет передышки у мира таки было. А так же крушение классического колониализма.
2 Космос
3 Ряд серьезных прорывов в медицине, например в офтальмологии.
4 Ряд серьезных прорывов в физике, например теория квантовых жидкостей Ландау.
5 Литература. (Нужны примеры?)
6 Кинематограф, театр, цирк, балет и прочие зрелищные виды искуства.(Нужны примеры?)
7 Немеренное количество построенного в странах третьего мира, например асуанская плотина в Египте, что таки сделало существенно лучше жизнь сотен миллионов.
Ну а рангом пониже, в разных областях науки и культуры легко можете привести и сами.
Зы Вообще это конечно поразительно: живя в стране настолько продуктивной именно созидательно и творчественно как Россия, одной из самых продуктивных в этом отношении стран, на полном серьезе считать что Россия ничего хорошего миру не дала. С ума сойти, какой выверт в мозгу.
У России сколько угодно недостатков, но упрекать ее в отсутствии созидательности? Ну ё моё!
Сергей Мальцев,
К сожалению, я слабо себе представляю, как Россия сможет выйти на первые мировые роли без глубокой модернизации общественных отношений и экономики. Общемировая тенденция – отказ от нефтепродуктов в качестве источника и носителя энергии. А ничего другого Россия пока предложить не может. Чтоб освободить творчество и предприимчивость людей нужно две вещи – дерегулировать экономику и “бросить в ледяную воду” кризиса. Дни испытаний для россиян еще впереди. Украина пройдет этот болезненный этап раньше. Но, России тоже никуда не деться и от дезинтеграции, и от шока перемен.
Левон,
Аналогия хромая, не спорю. Но, в силу того, что глубокий упадок России еще впереди, сценарий не так уж и невозможен. Да, и, нынче, при отсутствии немцев в Восточной Пруссии, без поражения населения в правах, без конфронтации, я бы еще посмотрел на результаты референдума, когда бы у анклава замаячила реальная перспектива оказаться частью Евросоюза.
Другое дело, что немцы никогда не пойдут на это – прошло то время, когда можно было присваивать утерянное без того, чтобы не утратить что-то свое.
Вина украинцев велика, не спорю. Не может пройти бесследно стяжательство, коррупция, махровый индивидуализм, уход от налогов и т.д. Но, это же не дело насиловать, пусть даже “пьяную девушку”.
///Но, это же не дело насиловать, пусть даже “пьяную девушку”./// Слишком эмоциональная аналогия. Стервятничество точнее. Но, да, не дело.
А про глубокий упадок России еще поглядим. Конец Европы например я вижу куда яснее. Собственно сценарий упадка Европы в деталях описан еще в начале прошлого века . Последние точки в осмыслении конца поставил Мартин Хайдеггер. И пока все идет так как и предсказывалось
Ну и собственно по теме статьи. Анафема большевизму? Было. Полная и безоговорочная анафема таки была, а потом… потом началась идеализация совка, причем идеализация совка худшего периода. Что же произошло?
Хронология мне представляется следующей:
1Поздний совок. У власти партбюрократия. Все остальные слои общества, делают вид что подчиняются хотя и несколько эту партбюрократию побаиваются , но глубоко ее ПРЕЗИРАЮТ. Большевистская идеология прочно мертва и никакие реанимационные меры к успеху не приводят(Правда была одна попытка, к счастью провальная) Власти не верят и власть ни во что не ставят.
2 Ранние девяностые. Пока народ с увлечением упивается крахом партбюрократии, ряд ловкачей обувают всю страну, включая и остатки той самой партбюрократии. В итоге бепредел и дикое обнищание, развал всего и вся.
3 Поздние девяностые. Народ начинает понимать что где то его опять надули, но поезд ушел. Все что можно разворованно и развалено. Начало массовой миграции элит Торжество индивидуализма под девизом ” В этой стране делать нечего” Власти снова никто не верит и ее снова презирают.
4 Нулевые. Власть начинает строить свою вертикаль, что несколько смягчает социальную напряженность, но миграция элит продолжается. Постепенно до большинства начинает доходить, что европейский выбор мягко говоря не сахар (слишком много народа с этими самыми европейцами пообщалось)и нас продолжают надувать, хотя уже не теми темпами что раньше. Появляется негативное отношение к колбасным эмигрантам. На рынке идей всего две альтернативы: снова начавший поднимать голову большевизм и “общечеловеческие ценности” понимаемые как засилье пидерастов, ювенальная юстиция и гуманитарные бомбардировки. Оба варианта большинством активно не принимаются, но никакого третьего варианта на рынке идей нет.
5 Десятые Власть пытается найти консолидирующую общество идею. Безуспешно. Потом пытается ее создать. Вообще провально(Выдающаяся глупость отечественной власти). На рынке идей по прежнему всего два предложения. Но баланс начинает меняться. Уходят свидетели совка, а тех кто остается подводит память, а девяностые по времени ближе, да и европа прямо тут и продолжает “радовать” гуманными инициативами. Баланс сдвигается в сторону совка(других то предложений по прежнему нет) особенно среди людей совок не захвативших. Власть улавливает смену общественных интересов и начинает педалировать эту тему.
Собственно все.
Теперь выводы. Совок и большевизм был мертв и глубоко закопан. То что его эксгумировали и делают ему искуственное дыхание заслуга не тех маргиналов кто пронес его через девяностые, и уж тем более не национальная черта. Нам просто НЕ ДАЛИ ВЫБОРА. Пидерасты с ювенальщиками и большевики. Это НЕ выбор. И призывы изжить из себя большевизм в топку, пока не предложат РЕАЛЬНОЙ альтернативы. Повторюсь пидерастов с ювенальщиками не предлагать.
Специально выдержал паузу по поводу Платонова, что бы не наговорить чего обидного, но отмалчиваться все же не стану. Бог с ним с Ерофеевым, ну не близок Платонов человеку, ну не понимает он его ни хрена, но тиражирование подобных трактовок Платонова от Сергея Михайловича мягко говоря задело. Платонов вам кто, Маршак что ли? “Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Так что ли? А как на счет того что у Платонова принципиально нет ни в одном произведении НИ ОДНОГО отрицательного героя? (По крайней мере среди тех персонажей внутренний мир которых Платонов рассматривает. Платонов любит своих персонажей и сопереживает им)В том числе и в Чевенгуре само собой. На минуточку, Платонов служил в частях ЧОН. За что безусловно покаялся, но, будучи мудрым и честным человеком свое покаяние нигде и никогда не выложил, предпочтя рассмотреть проблему более глубоко. Ну не интересно ни разу вдумчивому читателю личное покаяние автора. Не для того что бы решать “Кто виноват? и Что делать” пишутся великие книги. Их содержание самую малость посложнее будет. Всего чуть чуть : порядков так на десять двадцать (а у Платонова и на все тридцать). :)
Влад, мы прошли все эти испытания в 90-х, сейчас именно на тех развалинах и строится новая система с учетом советских и либеральных ошибок, в отличии от Украины, у которой только сейчас очередное начало наших 90-х. Сейчас идет переход экономикополитического центра из Атлантики в Азию, Россия в этом процессе активно участвует, у нее не плохие шансы выиграть в результате этих трасформаций, а вот Украина пытается притулиться к затухающему центру, так что все ее эволюции и жертвы могут оказаться напрасными. Кто из нас прав покажет время, в таких сложных процессах довольно тяжело что-то прогнозировать.
И на счет нефтепродуктов Вы сильно заблуждаетесь, но это отдельный спор.
И еще про идеализацию совка. Вот цитата из книги изданной в 82 году.
“
“Россия и российские народы упорно продолжают пребывает в мифоканоне. Мыслить мифологически. Поступать мифологически. Давать мифологические оценки. Выстраивать на социальной мифологии свою политику – что внешнюю, что внутреннюю. ”
Великолепная статья. Подписываюсь просто под каждым словом – и в части практических наблюдений, и в части теоретических.
Беда в том, что вышепроцитированный абзац как раз и может стать РЕАЛЬНОЙ (а не выдуманной) причиной реального противостояния России с Западом…
Сергей Мальцев, “Но если Вы про Крым, то там было добровольное волеизъявление народа.”
Извините, я как-то пропустил – что, состоялся референдум о штурме воинских частей и силовом захвате судов? Или же это самодеятельность одного верховного главнокомандующего?
Влад, не удержался и целиком процитировал Ваш ответ Сергею Мальцеву! Ну а бомж, плюющий в суп – это лучшая метафора того, что творит РФ, какую слышал :)