Минские эмоции
Замечательно, что я пишу эти заметки уже после того, как провел два дня в Варшаве, и потому могу придать впечатлениям от Минска объемность, какая только возможна при непосредственном и прямом сравнении событий/объектов/переживаний, сопряженных по времени. Смена одной картинки другой, случившаяся менее чем за сутки, заставляют ярче прочувствовать ее величество РАЗНИЦУ.
А разница эта, я вам скажу, колоссальная! Белоруссия и Польша, вопреки очевидной общности в культуре и мироощущении титульных наций, до того разнятся культурно, цивилизационно, ментально и аксиологически, что впору говорить о планетах, разнесенных по противоположным краям галактики.
О Польше, Варшаве и Кракове я напишу наверняка уже после того, как окажусь в Будапеште (еще одна возможность оттенить впечатления резкой сменой декораций!), поэтому сегодня наш разговор – только о Белоруссии.
(детский парк в разгаре дня)
В Белоруссии я уже бывал раньше в 2007 году, правда, только один раз, в жутком захолустье (Могилеве), и очень мимолетно, однако впечатлений тогдашних все же хватило на то, чтобы сильно разочароваться в “батьковском эксперименте”, который раньше – правда, по слухам и чужим свидетельствам – вызывал у меня априорное приятие. Могилев в 2007 году показался мне совершенно замшелой резервацией совковой цивилизации – со всеми ее “прелестями”: хамство гостиничной обслуги, убогий общепит, жалчайший ассортимент в магазинах одежды и электроники и неприятные цены в гастрономах.
(центральная улица в разгаре дня)
Сразу скажу, что новые мои впечатления от Белоруссии и Минска (а также от Бреста, который видел всего несколько минут проездом) не имеют ничего общего с могилевскими семилетней давности. Я увидел эту и в самом деле заповедную территорию в совершенно ином свете и открыл для себя совершенно иную эстетику и философию. Эстетика эта и философия принадлежат народу, который совершенно очевидно, что добровольно, согласился на обретение собственного “я” через поистине химерическое (оттого хеппи-энд фееричнее!) соединение советской этики, госкапитализма и идиллии частного предпринимательства какого-то невообразимого докапиталистического разлива. Все это складывается в такой невероятный коктейль, что голова идет кругом!
При этом постоянно ловишь себя на мысли, что искренне и как-то по-детски за белорусов радуешься! Радуешься, потому что: а) очевидно, что им хорошо в созданном ими невозможном миру и б) они сумели-таки обрести себя пусть не в идеальной (советской), однако же своей автохтонной сущности. Последнее обстоятельство особо выявляется именно при сравнении с поляками, которые выстроили свою страну после удушения (благостного по сути!) большевизма на фундаменте какого-то химерического фильма ужасов. И самое жуткое – фильма целиком заимствованного, чужого, враждебного нации, национальному духу, порывам польской души, о которых могу судить (не будучи даже отдаленно знатоком польской этнопсихологии) лишь по культурному наследию (поэзия, литература, музыка, архитектура). Думаю, кстати, что поголовное пьянство, с которым я столкнулся нос к носу в Варшаве в каждом закутке города, куда удалось за короткое, увы, время забрести, – это подсознательная и искренняя реакции национального польского духа на то изнасилование, которому его подвергли борцы за культурную и цивилизационную универсализацию.
(одно из развлечений)
Однако я отвлекся (к Польше мы еще вернемся в будущем). Итак, Минск. Первое, что бросается в глаза: несоответствие между количеством народа в городе и его архитектурой! Утром, днем, ночью, в центре, в спальных районах, на окраине – везде и постоянно у меня создавалось впечатление, что над Минском когда-то кто-то взорвал нейтронную бомбу. В том смысле, что такое обилие архитектурного материала, такие грандиозные проспекты, такие гигантские парки, такие монументальнейшие жилые комплексы достались одной десятой людей, которые по самому минимуму могли с полным комфортом пользоваться и наслаждаться всем этим добром.
Про нейтронную бомбу – это я, конечно, шучу, но ощущение какой-то вопиющей безлюдности городских пространств и в самом деле нешуточное! Минск – это город для 5 миллионов жителей, а не 1,8! В будни улицы пустынны, на дорогах полтора автомобиля. В выходной день – улицы пустынны, на дорогах полтора автомобиля. Совершенно невероятное ощущение. Поначалу – делается не по себе, но потом привыкаешь и… начинаешь наслаждаться! Пространствами, красотой парков, удобством езды по городским улицам и т.д. Поистине – вот он идеальный метрополис для жизни! Собственно, именно таким он и должен быть, а не безразмерной растянутой до полной деформации галошей, кою мы наблюдаем в Москве, Нью-Йорке, Мумбаи и прочих средостениях современного урбанизма.
(набережная в разгаре дня)
Минчане расслаблены, медлительны, бесконечно спокойны, дружелюбны, добродушны, незлобливы, неагрессивны, уверены в себе, увлечены … и тут начинается самое интересное! Мне совершенно непонятно, чем увлечены минчане, однако я однозначно догадываюсь, чем они НЕ увлечены: строительством общественной формации, основанной на Священных Коровах!
В современной мировой цивилизации поселился страшный Баал (или – фетиш, если не желаете культовых коннотаций!), который требует ежедневных, ежечасных, ежесекундных жертвоприношений – причем, не индивидуумами, а целиком социумами! – неким Великим Принципам, целесообразность которых (и тем более – их аксиология) не должна подвергаться ни малейшему сомнению! Священные Коровы Нового Баала – это: демократия, права личности, толерантность, свобода.
(самая большая загадка Минска)
Сами по себе эти штуки, несомненно, очень даже хороши и даже, наверное, полезны, однако на практике очень быстро выражаются в доведении самих себя до полного абсурда. Демократия оборачивается перманентным изнасилованием меньшинством большинства (при том, что изначально всё задумывалось ровно наоборот!); права личности почему-то сосредотачиваются на праве на любую перверсию; толерантность начинает обслуживать права личности и предполагает терпимость по отношению, опять же, к любой перверсии; свобода вырождается в свободу – surprise! – перверсии игнорировать любые сдерживающие элементы, которые общество вырабатывало тысячелетиями.
Соответственно, перед любым народом сегодня вопрос ставят ребром: либо вы строите общество, в котором Священные Коровы обладают абсолютным приоритетом над всем остальным (а остальное тут: привычки и традиции народа, его менталитет, его формы религиозности, его – самое важное! – представление о счастье и смысле жизни), либо вы отпадаете от цивилизации. И почему-то tertium non datur.
Противостоять этому ультиматуму чрезвычайно сложно. В качестве примера неудач достаточно привести Россию и Северную Корею. Первая впала в тотальный нигилизм, поскольку строить общество на фундаменте Священных Коров отказалась, а предложить что-то свое мало-мальски путное оказалась не в состоянии (не считать же позитивом мафиозно-сырьевой госкапитализм латиноамериканской закваски!). А вторая заживо похоронила себя в самом страшном мракобесии, известном человечеству (“реальном коммунизме” по лекалу Ленина / Сталина / Мао Дзэ-Дуна /Пол Пота).
(расслабленным вечером после расслабленного дня)
Так вот: у меня сложилось стойкое ощущение, что Белоруссия пытается с достаточной степенью успешности идти по Третьему Пути. То есть, отказываясь от строительства мира Священных Коров, не впадать в маразм и – пусть медленно, пусть на ощупь, пусть с очевидными перегибами (в сторону реального совка) – строить, однако же, общество, в котором есть только один приоритет – счастье человека. Именно так – человека, а не личности и не индивида, поскольку последние безусловно обречены на страдания и репрессии при любой форме тоталитарной власти, пусть даже она будет такой мягкой, как под “Батькой”. Индивиды и личности будут страдать, однако человек (с маленькой буквы) может при этом быть счастлив! Почему? Потому что а) он уверен в завтрашнем дне (у него есть работа, есть скромная, но стабильная зарплата, есть какое-никакое бесплатное образование и медицина и т.п.), б) у него естественные и здоровые ценности (которые прививают изо всех сил все средства массовой информации Белоруссии – и ТВ, и газеты, и журналы, и радио), в) ему не мешают реализовывать первичные импульсы предпринимательства (те самые, которые ведут к семейному делу – от аптеки до лавки и гостиницы, но никак не выводят на владение фабриками и пароходами, которые в Белоруссии государство удерживает цепкой рукой, даже не размениваясь на декорации госкапитализма и ручной олигархии).
(тихие радости)
Безусловно, в Минске и вообще в Белоруссии можно легко отыскать множество примеров деформации созидательных импульсов: оскал зажравшегося госчиновничества и пригретых карманных “капиталистов”, очевидное социальное неравенство, очевидная провинциальность этической модели, очевидный примитивизм и лубок агитации за “здоровые ценности” и т.д. Однако ничто не может заслонить (тем более – умалить) уже достигнутого: здесь строят и в существенной мере уже построили общество простого человеческого счастья! И это общество прямо физиологически излучает здоровье. Я лично ощутил его всеми фибрами души. Да – скучно и провинциально, да – вариации публичных развлечений балансируют на грани примитива (марши, парады, конкурсы песен, концерты, безысходное сидение в кафешках и на дискотеках и т.п.), но в целом – жизнь в Минске органична, здорова, очень спокойна, очень комфортна и – по крайней мере мне так показалось – очень счастлива.
(вечерний Минск)
С удовольствием выслушаю возражения от читателей-минчан :)
Владимир, спасибо за раскрытие нюансов, ускользнувших от моего мимолетного внимания в силу объективных (каникулярных :) обстоятельств! Обязательно буду приезжать и приезжать еще ни раз в Минск и присматриваться ко всему все пристальнее и пристальнее :)