О бритнёвой спирсне в контексте жреческих каст

7 июля Daily Motion выложила в сеть слив студийной записи “Alien” Бритни Спирс. Таких сливов всегда было много (первым, помню, был Киркоров), и, казалось бы, ничего нового он добавить к известному положению дел не сможет. Ан нет! Нашлись таки люди, сумевшие открыть для меня неизведанную страницу в осмыслении печальной реальности.

Сначала сама звуковая дорожка:

http://www.dailymotion.com/video/x2109hl_britney-spears-alien-no-autotune_music

Восприятие этого “плача одинокой коровы”, как выразился не озабоченный политкорректностью румынский читатель Daily Motion, может проходить в разных плоскостях. Можно оценивать услышанное как рядовой обыватель, можно – как профессиональный музыкант, а можно – как делец, непосредственно вовлеченный в шоу-бизнес. 

Вот здесь и  начинается самое интересное: рядовой обыватель реагирует на фонограмму резко и нелицеприятно (сужу по многочисленным комментариям, которые изучал на множестве форумов, распространивших шедевр Спирс по мировой сети)  – услышанное ему однозначно не нравится. “Плач одинокой коровы” – это как раз из той самой оперы. Народ привык слушать девицу по радио и на пластинках с зализанной фонограммой, поэтому откровение о реальном положении дел с ее голосовыми данными воспринимается либо как навет (фейк – в современной модной терминологии), либо как скандальный провал (“облажалась”). 

Мнение профессионального музыканта – я имею в виду настоящего музыканта: из Высокой Музыки, из Bel Canto, а не из современной доморощенной коммерческой попсы – по модулю совпадает с мнением рядового обывателя, однако отличается не допускающей никаких поблажек категоричностью (квинтэссенцию такого профессионального мнения дам чуть ниже).

Особняком стоит мнение дельцов в теме – музыкальных продюсеров, звукоинженеров, коммерсантов из лейблов и тому подобной публики, которые зарабатывают на хлебушко с маслушком на раскрутке такой вот бритнёвой спирсни: “Спето хорошо для необработанной записи”, “Вы ничего не понимаете – это просто распевка”, “Совсем не обязательно управлять голосом на распевке, возможно, она просто пробегается по песне, выделяя для себя отдельные моменты”, и так далее в том же духе. 

Мнения дельцов, короче, сводятся к одному: вы, лохи, ничего в музыке не понимаете, поэтому не смейте топтать Диву! Там, мол, только и создаются великие композиции, и вообще – дуракам полдела не показывают! Выйдет на пластинке, тогда все и насладитесь. 

У меня нет музыкального образования, однако у меня есть семья, в которой в двух поколениях все представительницы прекрасного пола являются профессиональными музыкантами – концертирующими исполнителями, музыкальными критиками и преподавателями. Моя матушка более 50 лет преподавала Bel Canto, поэтому именно к ней я сразу и обратился для того, чтобы получить компетентное обоснование моей интуиции. Интуиция же моя подсказывала, что услышанное в клипе – это никакая, разумеется, не распевка, а демонстрация запредельной бездарности Бритни Спирс, которую только по великому недоразумению можно причислять к музыкантам. Интуицию, впрочем, в правильные слова без должного образования облачить не получится, поэтому передаю слово Ольге Александровне Голубицкой: “То, что я слышу, – это чисто бытовой тембр голоса с открытым звуком (человек поет так же, как разговаривает). Любой вокальный звук, даже если он эстрадный, должен быть округлым, должен иметь окрас, обладать характером, тембром, вибрацией, подачей. Любое профессиональное пение делается на очень специфическом певческом дыхании, которое только и позволяет голосу правильно звучать. Здесь же – абсолютная бездарность, она поет так, как тетеньки на кухне разговаривают. После первой же фразы на прослушивании в консерватории или даже музыкальной школе ее бы прервали, сказав: “Спасибо, до свидания!”, потому что так петь не может в принципе профессионал ни в одном из жанров, кроме бытового звукоизвлечения”. 

А теперь – про пресловутую “распевку”: “Распеваются для того, чтобы разогреть голос и подготовить его к профессиональному пению. Независимо от диапазона голоса и его потенциала и возможностей, необходимо перед началом выступления разогреть голосовые связки для восстановления тембра, вибрации и т.д. После разогрева голос звучит мощнее и полноценнее, даже если он маленький от природы, он становится приятным, теплым, с округлым тембром. Все это дается и достигается определенной школой пения и музыкальной культурой. Здесь же просто нечего разогревать: профессионального голоса нет в принципе, тембра нет, опоры нет, диапазон не проявлен, нет ничего, кроме бытового говорка”.

Вот, собственно, и все, что можно сказать и нужно знать про Бритни Спирс. Остается ответить на последний – и главный! – вопрос: “Почему дельцы от музыки находят оправдания даже для такой  чудовищной бездарности”? Отвечу обтекаемо: если сама по себе фонограмма Бритни Спирс и является хрестоматийной иллюстрацией быдлоцивилизации, которую построили в современном мире, и лучшим памятником гению Ортега-и-Гассету, то подпитка восстания быдломасс осуществляется как раз не за счет бритнёвой спирсни, а – апологетикой, “объясняющей” и” оправдывающей” быдлоталант. Объясняющей, разумеется, из циничных и исключительно корыстных соображений (кто же станет плевать в кормушку, из которой сам кормится?)