О победе белка над левиафаном

Проведя два месяца в РФ, я умудрился дважды нарваться на государственные гоп-стопы. Сначала заплатил пошлину за получение международного водительского удостоверения, которое, однако, не выдали из-за отсутствия в стольном городе Москве бланков, затем пристав-исполнитель снял с трёх моих счетов, открытых в трёх разных банках, штраф, который уже давно был мною уплачен.
Пободавшись чутка с Левиафаном и получив в ответ на несколько жалоб лишь формальные отписки, я, разумеется, впал в фрустрацию и написал несколько эмоциональных постов в ФБ о том, что думаю, по этому поводу. Допускаю, что из-за обилия местной фактуры у читателей могло сложиться впечатление, что фрустрация моя вызвана столкновением именно с российской государственной системой и бюрократией. Это далеко от моих истинных переживаний, поэтому полагаю, что стоит довести тему до полной ясности.
Проблема, разумеется, не в России. Не в путинской и не в исторической. Потому что в той или иной степени с чудовищным бардаком и бюрократизмом приходится сталкиваться в любом государстве.
На Украине чиновники ещё ужаснее в общении, чем в РФ (это по личному богатому опыту: если в России между тобой и белковой материализацией государственного левиафана уже проложена хоть какая-никакая, но прокладка в виде информационных технологий, то на Украине всё ещё в девственно советском – читай, неандертальском! – виде: там ты один на один с алчной харей мздоимца).
В Молдавии уже получше. В Индии – напротив – бюрократичнее и бездарнее, но в силу светлости индийского национального духа, переживается / переносится безболезненнее и легче. В Таиланде – столько же бюрократизма, зато эффективность решения вопросов сильно выше. В Соединённых Штатах мой опыт общения с государственными структурами уместится на пальцах одной руки, но и он был неоднозначным: в принципе эффективно, но бюрократического бездушия ровно столько же, что и везде.
Универсальность этого кошмара объясняется очень просто. Проблема не в России, Украине или Америке, а проблема в … homo sapiens, роде человеческом! Трагедия в том, что 90 процентов людей на планете в профессиональном отношении представляют собой абсолютно безнадёжный шлак: недалёкий, необразованный, некомпетентный, неэнергичный, непассионарный, примитивный, ходульный и – главное! – бесконечно ленивый! Вот это и есть главная проблема бытия всех человеческих обществ. Люди могут быть добрыми и злыми, завистливыми и великодушными, но один из ключевых знаменателей человечества – профессиональная некомпетентность.
Поняв это, очень просто выйти на определение того, чем является эффективное государство. А заодно – и описать рецепт этой эффективности.
Государство является эффективным только в том случае, если оно чётко осознаёт ограниченность профессионального потенциала своих подданных и прилагает целенаправленные и осознанные усилия по созданию технологического посредничества между бездарным чиновничеством и всеми гражданами, вынужденными обращаться к государству для решения своих проблем и задач.
Чем интенсивнее технологическое посредничество (прослойка), чем меньше прямой контакт просителей с живыми чиновниками, тем эффективнее государство. Вот и весь секрет. В идеале армии посредственностей, вынужденных служить в государственной машине, необходимо полностью изолировать и запретить им вступать в контакт с гражданами. Алгоритмы решения всех проблем и вопросов должны быть целиком автоматизированы и компьютеризированы. И тогда наступит рай на земле.
Ведь система Госуслуг – это гениальная штука. Удобная и даже недурно реализованная в техническом отношении. Ужас в том, что в России эта система является надстройкой над монстром чиновничества, которое уже после того, как технологический посредник обработал запрос и практически всё решил, лезет своими бездарными ручонками и начинает всё по новой перелопачивать. Так поверх электронных записей рождаются тонны бумажной документации – недавно мы насладились этим абсурдном в системе налогообложения, когда вся электронная бухгалтерия нашего бизнеса пришла в соприкосновений с человеческой начинкой. Не приведи господи!
Я всё же остаюсь оптимистом и верю, что рано или поздно электронные системы вроде Госуслуг всё-таки выдавят некомпетентную человеческую начинку и механизм российского государства будет давать всё меньше и меньше сбоев, а в конце концов (не в нашей, увы, уже жизни) заработает так, как и полагается – совершенно прозрачно для граждан.