О сборах, желтой каске и коде

Предлагаю читателям повеселиться на контрасте отличий политического дискурса в отечестве и за его пределами, в частности – в Европе. Дискурс этот весьма показателен, поскольку демонстрирует как удивительную общность, так и не менее удивительные расхождение. Общность – в коде, который принимается обществом как сам собой разумеющийся, и по этой причине давно уже не воспринимается даже как цинизм. Расхождение – в тональности. Отечественный политический дискурс – торжественен и серьёзен как по отношению к себе самому, так и в послании своём во внешний мир. Европейский политический дискурс – при всей его инопланетности в глазах российского потребителя информации – снижен по стилю, ироничен и даже самоироничен.

Прежде, чем перейти к примерам, хочу ещё раз подчеркнуть самое главное: как бы кому-то не надеялось, российский дискурс при всей его специфичности – плоть от плоти от дискурса именно европейского, и являет собой не более чем вариацию на тему «аполлоновского начала» дихотомии европейской культуры, описанной Ницше (соответственно, современный европейский дискурс – со всеми его фривольностями – разрабатывает «дионисийскую» жилу). Итак…

Две новости из сегодняшней телетайпной ленты.

Цитирую Росбалт: «МОСКВА, 22 октября. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о компенсациях семьям военнослужащих, которые пропали без вести во время военных сборов, включая тех, кто по истечении времени был признан погибшим. Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации. “Категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются правительством РФ”, — говорится в законе».

Меня тут заинтересовала не сама фактура (трагичная без всякой соотнесённости с политическим дискурсом), а именно что код. Все прекрасно понимают, о каких «сборах» идёт речь (только наивный американский софомор, только-только приступивший к изучению университетского курса по современной русской цивилизации, будет делать круглые глаза и задавать глупые вопросы: «Какие сборы?! Это что же за сборы за такие, на которых пропадают без вести?!»), однако условность новояза никого не смущает. Не смущает даже не на бытовом («кухонные разговоры» с их правдой жизни), а на общественном уровне: раз уж даже законодательные акты принимаются в подобной формулировке, как усомниться.

Код сам по себе, разумеется, не нов, хотя и показателен в плане понимания того, как далеко может зайти эластичность психики общества. Думаю, разница между спокойным отношением к сочетанию Rattrapante Perpetual Calendar за 237 тысяч швейцарских франков на запястье чиновника, вчера только задекларировавшего годовой доход в размере 20 тысяч долларов, и не менее спокойным отношением к коду «военных сборов» должна быть заметна невооружённым глазом. 

Посему главный вывод из приведённого примера можно сформулировать примерно таким образом: коли эволюция кода в политическом дискурсе России продвинулась столь далеко, не пора ли констатировать качественное изменение (перерождение?), случившееся уже не в самом коде, а в состоянии общества в целом?

Теперь образец европейского дискурса. Он заимствован из сегодняшней телетайпной ленты Румынии. Сразу скажу, что ничего такого чисто «румынского» в выбранном образце нет: я ежедневно сканирую довольно широкий спектр национальных СМИ – греческих, румынских, бразильских, немецких, французских, британских, американских – и именно европейский политический контекст (в отличие от американского и бразильского!) выделяется ярко выраженными «дионисийскими» интонациями. Итак. 

В Румынии сегодня активно обсуждается «обида», нанесённая одному из главных претендентов на президентских выборах – Елене Удря, и её ответ обидчику. Началось с того, что в начале октября Елена Удря, женщина, чего уж греха таить, весьма выразительной внешности, появилась на одном из промышленных объектов в жёлтой каске, где и произнесла речь о необходимости возрождения в Румынии заброшенных строительных объектов.

Елене Удря (вернее, конечно, ее избирательному штабу) идея с жёлтой каской понравилась и её творчески развили до рекламного плаката.

Но, похоже, переусердствовали. Странно, что имиджмейкеры не уловили двусмысленность текста: «Удря Президент. 6500 километров восстановленных дорог, 350 населённых пунктов, подключённых к канализации и водопроводу. Она хороша для Модернизации. Хороша для Румынии». Речь шла о достижениях Елены Удра в должности министра регионального развития и туризма. Но фраза «Хороша для Румынии» звучит таки игриво.

Тучи сгустились после того, как влиятельный журналист Кристиан Тудор Попеску в интервью, данном изданию Gândul Live, заявил среди прочего следующее: «Откуда взялась эта жёлтая каска? Из порнофильмов. Люди, которые делают порнофильмы, должны их продавать и им приходится постоянно изобретать что-то новое, потому что плагиат лезет изо всех щелей. Почти в каждом порнофильме сталкиваешься с плагиатом, вот и приходится придумывать новое. И вот соответствующих девушек заставляют носить оленьи рога, надевают им очки, заставляют карабкаться по лестнице, которая подаётся как фаллический символ. Ну а тут надели каску на то, что мы видим под нею. Типичный приём. Нужно было тогда уж совсем раздеться догола».

Оставалось лишь соединить жёлтую порнокаску с фразой «Хороша для Румынии» и политический образ созрел для инвективы. 

Новость дня сегодня – реакция Елены Удря на наезд журналиста.

.

Сказала, что никаких задних мыслей в «жёлтую каску» не вкладывала, потому как смотрит с Кристианом Тудором Попеску разные фильмы. Лозунг «Хороша для Румынии» означает всего лишь её желание делать добрые дела, и т.д. и т.п. Думаю, это максимум, что мог выжать из заведомо проигрышной ситуации (заведомо, потому что «жёлтая каска» + лозунг – реально убийственная для имиджа комбинация!) политик.

Заключительная фраза Елены Удря весьма удачно подводит черту под нашу тему о различиях политического дискурса: «Давайте не будем больше анализировать сказанное господином Попеску. В конце концов, это человек, который всего лишь высказал мнение о собственном понимании моих визуальных и вербальных образов. Есть люди, которые поняли их и адекватным образом».

Знаете, что здесь самое удивительное? То, что Румыния 42 года прожила в кошмаре советского большевизма. Со всеми его культурологическими атрибутами – новоязом, двоемыслием, цинизмом, ложью и лицемерием идеологии, политической агрессией и т.п. Похоже, однако, что 42 лет оказалось недостаточно, чтобы оторвать страну от её европейских корней. От большевистской риторики и пресловутого кода не осталось и следа!