Отрезали язык и сослали в Сибирь

Позволю процитировать себя родимого недельной давности: “У истории короткая память и в этом единственная причина всех наших удивлений. Потому что на самом деле удивляться нечему, ибо никогда и ничего не меняется в жизненных устоях – что племени, что клана, что семьи, что нации”.

Это из “Короткой памяти истории“. Тема никак не оставляет меня, и чем глубже погружаюсь в детали истории, тем крепче становится убеждение в невозможности изменить фундаментальные устои жизни общества. Англичане сегодня – это всё те же англичане 200 и 300 лет назад. Русские сегодня – это всё те же русские 200 и 300 лет назад. Меняется лишь лёгкий косметический макияж, нанесённый цивилизационным прогрессом.

Очередной пример. Пытаясь разобраться в дилемме с Исаакиевским собором, немного покопался в истории (о самой дилемме напишу отдельное культур-повидло). Больше всего запал в душу один эпизод.

Храм, как известно, строили четыре раза. Третий проект вышел совсем убогим: заложили помпезное мраморное основание, однако потом кончились деньги, поэтому достроили уродливыми кирпичными стенами (показательна и эта очередная сквозная тема в эгрегоре!).

Дальше читаю: “Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

При попытке прикрепить листок с этим четверостишием к фасаду собора Акимов был арестован. Ему отрезали язык и сослали в Сибирь”.

Этот эпизод – абсолютно ВСЁ, что только и нужно знать о российской власти. Другой не было никогда: ни 600 лет назад, ни 300, ни 100. Большевики лишь довели систему до совершенства.

Дабы закончить на светлой ноте: описанный эпизод – это также и ВСЁ, что только и нужно знать о русских европейцах! И свободолюбивый, ироничный и тонкий дух русской Европы точно также вечен и неистребим, как и карательный дух русской Азии.

Продолжение истории Акимова: “Позднее, при императоре Александре I, когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.”