Почему русский колониализм менее притягателен, чем англосаксонский?

Сегодня у меня эссе, если можно так выразиться, «повышенной ответственности за базар». В том смысле, что подкреплено оно не привычными ментальными конструкциями, а богатым личным опытом проживания в одной из советских республик. О взаимоотношениях русской метрополии и национального лимитрофа знаю не понаслышке, а посему надеюсь достойно оппонировать очередному мифу, гуляющему по идеологизированному Рунету.

Реплика, с которой я категорически не согласен, опубликована на доселе неведомом мне ресурсе E-News и подписана пользователем whether, ака «Лиля» из группы «Редакторы». Если судить по методике изложения материалов и стилистике, продукт этот коллективного осмысления, поскольку чувствуется проделанная за кадром работа: подборка статистики, диаграммы, много разных убедительных цифр и т.п. Тем замечательнее, поскольку гораздо продуктивнее оппонировать не «Лиле», а мифологеме, играющей важную роль не в голове индивида, а в массовой идеологической конструкции.

Реплика «Лили» озаглавлена «Почему англосаксонский мир притягательнее русского». Думаю, нет нужды объяснять, что в названии скрыта ирония: на самом деле автор намеривается продемонстрировать, что на самом деле только русский мир и должен быть притягательным, поскольку он гуманнее, щедрее, бескорыстнее и т.п. Однако жизнь – несправедливая штука, поэтому несмышлёные «малые народы» не в состоянии подняться до понимания истины и благоволят почему-то именно «англосаксонскому миру», а не «русскому».

Коммунальная «Лиля» объясняет эту чёрную неблагодарность менталитетом «гнусного паразита», присущим «малым народам»: ты к ним со всей душой, а они тебе в душу плюют, да ещё и тянутся к тем, кто из них соки сосёт («англосаксонскому миру», как вы понимаете!) Вот образец суждений (орфография и пунктуация сохранены): «Россия-матушка умудрилась даже у себя вырастить целую нацию искренне ненавидящих её людей. И ненавидят они её по той же простой причине – один раз получив что-то нахаляву, человек никогда не будет благодарен дарителю, а наоборот, будет считать, что даритель чем то ему обязан и будет требовать халяву, как наркоман – дозу – во все увеличивающихся количествах. И вот сейчас в России люди абсолютно никчемные, никому не нужные и нигде не востребованные, сидящие исключительно на государственной шее, но почему то называющие себя интеллигентами, ненавидят это государство также, как любой паразит ненавидит свою жертву. Искренне и до сладостных колик в желудке. Но при этом жрать, сцуко, требуют исправно!»

В конкретном контексте на злобу дня это выглядит так: «Возвращаясь к Украине, россияне, поймите правильно, Вы ДЛЯ НИХ стали агрессорами не тогда, когда вернули себе Крым, а тогда, когда начали платить эти треклятые 250 миллиардов! И будете всегда, пока будете хоть кому то хоть что-то делать «просто так». Ибо даже в самой порядочной семье самый балованный дитяте вырастает в самого гнусного паразита. Что уж тут говорить про геополитику».

Как я уже сказал, в статье на E-News много цифр, которые все сводятся к следующей аксиоме: «Куда бы не пришли русские, первое, что они начинают делать, это строить. Независимо от запланированного время пребывания и отношения местного населения. Так было и в Азии, и в Африке, и в Афганистане (выделил специально). Но больше всего и лучше всего это видно на примере Прибалтики. Столько, сколько было здесь построено за времена «русского ига» не поддается осмыслению привычными сегодня нормами инвестиций на душу населения. Заводы, электростанции, школы, ВУЗы, больницы, дороги, порты и целые города – все это сыпалось на местное, только что вытащенное из баронских курятников, население, как из рога изобилия. Строили азартно и много, как будто в последний раз. Впрочем – как всегда, как везде. И вот в результате всей этой вакханалии электрификации, мелиорации, урбанизации и прочей ***ации, местное лапотное население, которое еще вчера арийские хозяева пускали в столицу только для уборки мест общественного пользования, умытое-одетое-накормленное-выученное на артистов-художников-искуствоведов за счет «оккупантов», начало сравнивать жизнь на своем хуторе и в соседней русской деревне».

Для меня этот абзац имеет принципиальное значение, поскольку он отражает мысли не «редактора Лили», и даже не мозгового центра, в недрах которого рождён проект E-News, а всего русского населения национальных окраин некогда советского, а затем постсоветского пространства. В этом – особая ценность данного социального мифа и как следствие – важность его развенчания.

 

Если кто-то думает, что я собираюсь оспаривать тут с карандашом в руке само утверждение того, что русские «приходят и начинают много строить», то он глубоко ошибается. Я же неслучайно назвал этот краеугольный мотив мифа «аксиомой» – именно аксиомой он и является! Да, русские приходят и начинают строить! Много! И – поверите ли! – почти бескорыстно. «Почти», потому что плата, конечно, взимается, однако в иной, не денежной форме (какой, скажу чуть позже). 

Разумеется, противопоставляя русский мир англосаксонскому «редактор Лиля» чутка передёргивает: «англосаксы» не только сосали из своих колоний, но тоже строили. Всю грандиозность, всю масштабность этого строительства мы можем наблюдать сегодня в Индии, где английские кровососы заложили основы всей цивилизации – от мостов и железных дорог до системы юриспруденции, государственного демократического устройства и конституции. Не говоря уже о языке.

Передёргивание это, впрочем, нисколько не умаляет исходный посыл: как я уже сказал, русские и в самом деле очень много строили и делали для своих национальных окраин! Если взять родную мне Молдавию, то русские (в своей советской ипостаси) заложили на этой земле основы всего: современного сельского хозяйства, образования (в том числе и высшего, в том числе и уникальную медицинскую школу), массовой культуры и поголовной грамотности. Глядя на то, как после изгнания советской власти сразу после распада СССР экономики и культура Молдавии стремительно деградировала, превратившись в едва ли не в самую отсталую территорию Европы (думаю, что самую отсталую), ещё более отчётливо осознаешь, как много сделали для этой земли русские.

И тут начинается парадокс, который пытается осмыслить (неудачно) E-News: реально много сделали, а русским наплевали в душу! Сначала прибалтийцы, молдаване, кавказцы, а теперь – вот уж где предательство-то! – и «братья-украинцы»! Разумеется, возникает обида. От неё и ирония «редактора Лили», сарказм в адрес «англосаксонского мира» и презрение в адрес «лапотного населения». 

И в самом деле: почто такая несправедливость?! Вот я вам сейчас и расскажу, почто! Для начала нужно внести небольшую корректировку в терминологию: «русский мир» и «англосаксонский мир» в рассматриваемом контексте – это даже не лукавство, а сознательное введение в заблуждение. Во всех ситуациях, которые мы сейчас рассматриваем, речь идёт не о «мире», который, надо полагать, является синонимом «культуры» и «цивилизации», а о «колониализме»! Поэтому никакой это не «англосаксонский мир», а «англосаксонский колониализм»! И никакой это не «русский мир», а «русский колониализм»! 

И в том, и в другом случаях мы говорим об империях, об имперских амбициях и о колониальном покорении. Земель и народов. Это ОЧЕНЬ важное и принципиальное уточнение, которые позволяет с лёгкостью вправить мозги и расставить все точки над i. Для Индии и индийцев англичане – «колонизаторы» и «оккупанты». Для Молдавии и Прибалтики русские – «колонизаторы» и «оккупанты». Для России и русских, соответственно, все национальные лимитрофы Российской империи, а затем и СССР – тоже подконтрольные территории. Разница лишь в том, что в терминологии «русского мира» (здесь как раз использую это понятие по его прямому значению), который глубоко патерналистичен по духу, слово «колония» никогда не использовалось и заменялось, либо «окраиной», либо «губернией», либо – в советский период – «республикой», «национальным краем» и т.п. Что сути не меняло: все эти земли, заселённые изначально другими народами, русские воспринимали после покорения как свои.

Пока мы не видим ничего крамольного. Ну да, Российская империя. Британская империя. Имперское сознание. Покорённые (подчинённые) народы. Почему же тогда британских «кровососов» бывшие (и настоящие) вассалы и доминионы едва ли не боготворят (вы бы видели с какой гордостью бывшие колонии высказываются о принадлежности к Commonwealth!), а русских – проклинают?! 

Прежде чем ответить на этот вопрос, вернусь на секунду к теме вчерашнего дня: мифологизированности русского сознания и меньшей засорённости социальными мифами сознания современного европейца.

Существует одна ложная и вредная коннотация: в головах людей непосвящённых накрепко увязано понятия «мифа» и «духовности». Люди верят, что миф непременно связан с духом, с культурой, с искусством и цивилизацией. Это глубочайшее заблуждение! Миф – продукт исключительно подсознательного! Миф – это иррациональное, дикое царство id, но никак не Ego, тем более – не SuperEgo. C двумя последними как раз и связаны творчество, культура, искусство и т.п. С мифом же ничего кроме хтонического мрака в человеческом бытии (индивидуальном и социальном) связано быть не может. Потому что миф – это прежде всего разыгравшееся воображение рептилианского («рептильного») мозга, прорвавшегося наружу сквозь защитную систему морально-этических табу, которые вырабатывались тысячелетиями. 

Есть и ещё один парадокс, связанный с социальным мифом: он предельно материалистичен. Да – не духовен. И да – материалистичен. Ничего кроме материи миф не воспринимает и именно по этой причине он так часто, завладев сознанием масс, приводит к экстремальным ситуациям вроде массовых психозов, галлюцинаций и революций. Духовность в революции – это сказка для возбуждения грубых народных масс, которую придумывают для этих масс «мозги нации». Сами же массы, охваченные революционным психозом, ничего кроме материального действия (как правило физического уничтожения) произвести не в состоянии. 

Возвращаемся теперь к «русскому миру» aka «русскому колониализму». Отличие его от колониализма англосаксонского – помимо уже помянутого патернального мышления, которому мы обязаны тем самым строительным зудом на подотчётных территориях – в … А вот не стану пока ничего подсказывать! Предлагаю ещё разок перечитать абзац «редактора Лили» о том, как русские много и бескорыстно строят. Прочитали? Ничего глаз не поцарапало? Нет? Ну что ж, допускаю, что давно примелькалось и уже никто не замечает. А между тем – вот она, разгадка «неблагодарности» и «нелюбви» лимитрофов своей русской монополии: «местное население» «вытащенное из баронских курятников», «лапотное население»! Вот он – racine du mal! А иже с ним «черножопые», «хачьё», «хохлы», «пиндосы», «пшики», «негрилы», «пидоры» и т.д. до бесконечности.

Именно это беспредельно наглое, беспредельно хамское, беспредельно уничижительное, высокомерное отношение «русского мира» к окружающим его «малым народам» (которые, независимо от численности, всё равно не иначе, как «малыми» русским человеком не воспринимаются!) и является ЕДИНСТВЕННОЙ причиной «чёрной неблагодарности» и даже «ненависти», которую испытывают по отношению к русским колонизаторам прочие нации!

И именно это своё высокомерное хамство русские за собой не замечают в упор! А потом не перестают удивляться: «Чего это нас так не любят эти молдаване (литовцы, эстонцы, западенцы)?» А того и не любят, что при всяком удобном случае молдаване для русских – непременно «грязные», эстонцы – «отмороженные», западенцы – вообще не нация, а недоразумение! 

Поймите меня правильно: я тут никого не обвиняю, а лишь пытаюсь покаяться. Я сам – точно такой же! Мне мои родные и близкие миллион раз на дню твердят: «Ты делаешь добрые дела, однако при этом так грубишь, так порой оскорбляешь, так принижаешь достоинство людей, которых, вроде бы, стремишься искренне облагодетельствовать, что лучше бы ты вообще ничего не делал! Не нужны эти твои добрые дела такой ценой – ценой унижения окружающих!»

Вот точно так же русские и строят для покорённых народов. Одной рукой строят, другой – унижают, уничтожая и оскорбляя при этом самое ценное, что у этих народов есть в их системе национальных ценностей: их язык, их культуру, их право на самобытность и инаковость.

Думаю, что с пониманием причины искреннего недоумения русских людей, почему их так не любят и платят чёрной неблагодарностью, сложностей тоже не возникнет: мифологизированное сознание, лежащее в основе русского осмысления окружающей действительности (тут как раз не стоит обижаться, и тем более комплексовать: евреи, к примеру, точно такие же, и живут точно в такой же мифологии, только с другими установками и «странностями»), как и полагается всякому социальному мифу, предельно материалистично. По этой причине ничего кроме «построенных фабрик, заводов, пароходов и школ» в упор не замечает! Ну не может мифологизированное сознание понять, что кроме фабрик и заводов есть и другие в жизни ценности!

Вот и приходится удивляться, почему это «обожравшиеся салом» «укры» наплевали в душу после того, как РФ отслюнявила им 250 миллиардов долларов! Главное же: нет ни малейшего шанса достучаться и объяснить, что всякий «укр» (молдаванин, азербайджанец, эстонец) доброе слово о его родном языке (а не «волапюк», «недоразумение», «пародия на русский») ценит во сто крат выше, чем все газовые скидки вместе взятые! Увы, миф материалистичен и ничего кроме грубой материи не воспринимает.

P.S. Полет мысли в эссе поддерживали картины американской художницы Линды Генсте.