Как построить цивилизованное государство, не меняя ментальность общества?
К великому удивлению и несказанной радости проснулся в новом году не в традиционно расслабленном и равнодушном состоянии (почти всегда так было раньше после ночи фейерверков), а в бодро-сосредоточенном напряжении мысли! Хочется верить, что 2018 вернёт мне удовольствие от письма, которое пропало напрочь в 2014.
Если кто-то в состоянии сейчас думать, буду благодарен за соображения в важной для меня теме, а именно: в какой мере всё-таки возможно построить цивилизованное общество в отсталой в социально-историческом отношении стране? В стране, где ментальность банально не соответствует социальным структурам, которые ей навязывает мировая цивилизация (вернее, собственное желание идти с этой цивилизацией в ногу)?
За внешней кажущейся простотой вопрос далеко не однозначный. Вот исходная мысль (Шафаревича): “Ограничения власти пытались добиться на основе принципа разделения властей: когда, например, законодательство неподвластно конституционному монарху или судебная власть — воле народа. Но чтобы такая система функционировала, необходима сила, ограничивающая все эти власти, а для этого в обществе должны существовать часто незаписанные и даже неосознанные нормы поведения, традиции, моральные и религиозные принципы, которые в шкале ценностей занимают более высокое место, чем авторитет любой власти, так что противоречащие им действия власти воспринимаются как незаконные. Это и есть единственный надёжный путь ограничения власти в её принципе. Отсутствие таких ценностей, стоящих выше авторитета власти, автоматически порождает общество тоталитарного типа”.
Иными словами, отсутствие демократических институтов и структур общества в России – это естественная закономерность, соответствующая уровню социального развития (вернее – недоразвитости) народа.
У Шафаревича это приводит к раздражению, поскольку он обижается на нежелание “элиты” (того самого Малого народа, который зачем-то критики примитивизируют до еврейства) понимать объективность описанного выше процесса. И как следствие: “Зачем понадобилось внушать читателям взгляд, согласно которому русские — это народ рабов, всегда преклонявшихся перед жестокостью и пресмыкающихся перед сильной властью, ненавидевших всё чужое и враждебных культуре, а Россия — вечный рассадник деспотизма и тоталитаризма, опасный для остального мира?”
На самом деле, за понятной обидой всё-таки не происходит “снятие” парадокса: отставание в социальном развитии русского общества – это факт и что с этим делать, совершенно непонятно.
Очевидно, что нельзя оскорблять и снобировать, но и смотреть с безразличием на ускоренное бегство в Средневековье тоже неправильно.
Шансы невелики. Нужно всего две вещи.
1. Прекратить отток интеллекта из страны.
2. Создать условия для их продуктивной работы.
Это в прямом противоречии с интересами власти, так что скорее практически нет.
С другой стороны доселе сие обеспечивал железный занавес и тюрьмы, так что не нужно это никому. Пусть все едут куда хотят, и им, и миру, и оставшимся, и власти так лучше.
Касательно темы в целом – это тупик. Лучше бы про железки писали, было интересно. А псевдолиберального нытья и без ваших услилий, Сергей, – перебор. То что оно контрподуктивно или в лучшем случае бессмысленно ясно тоже наверное всем. Но дело ваше. 4 года уже не отпускает, значит наверное это все…
>в какой мере всё-таки возможно построить цивилизованное общество в отсталой в социально-историческом отношении стране
В той мере, в которой это будет выгодно властям страны.
Я тоже считаю, что возможно. Только мне кажется, что есть шансы сделать это и без согласия властей. Они могут даже сопротивляться, но их средства ограничены, они тоже люди.
Направление действия в том, чтобы сеянием разумного, доброго и т.д. улучшить ментальность людей, отношение друг ко другу.
Многие ограничения и тормоза, которые власти создают, возникают по причине самой простой – низкого качества граждан. Чем больше из них намерены обманывать и достигать своих целей неправедными и недобрыми средствами, тем больше государство изощряется по их нейтрализации. Своего рода порочный круг по типу щита и меча. При этом страдают больше всего как раз лучшие, попадая время от времени в конфликт этих стихий.
Если работа по гуманизации общества будет успешна, в зависимости от степени этой успешности будет гуманизироваться и власть, они тоже люди и действуют в рамках своих представлений о допустимости того или иного.