Углубление и расширение алгоритмов МИНОА

Вебинар по МИНОА сам по себе оказался захватывающим креативным процессом! Я и представить не мог, что по ходу изложения давно отработанного и сложившегося алгоритма изыскания, накопления, обработки и анализа информации всплывут неожиданные и доселе невозделанные процедурные аспекты, обладающие потенциалом не просто видоизменить, а радикально улучшить алгоритм МИНОА.

Аспекты, о которых идёт речь, изначально были обозначены самими студентами по ходу изучения МИНОА. Началось всё с вопросов о той или иной компьютерной программе, например, AML Pages, Tinderbox или Lutz, в плане дополнения предлагаемых мною вариантов. Какие-то программы я в своё время просматривал (Tinderbox), какие-то хвалил в «Голубятнях» (AML Pages), о других – слышал впервые (Lutz). Впрочем, сути дела это не меняет. Главное, что внимательное изучение всей совокупности дополнительных софтверных решений позволило мне не просто расширить дидактический план занятий, но и улучшить функциональный алгоритм МИНОА!

Как следствие, в дидактический план нашего семинара / вебинара был включён новый раздел «Понятие креативного пространства и компьютерные решения», в котором акцент сделан на уникальную творческую лабораторию Scrivener. Мы также обозначили отдельной темой технику чтения, выделив из того, что раньше мне представлялось монолитом, – процесса изучения собранных материалов, сразу несколько различных этапов и, соответственно, различных типов чтения: пассивное («для души» либо для первичного потребления информации) и активное (прочно связанное с техникой аннотирования).

Пассивное чтение для первичного потребления информации неизбежно требует освоения техники скоростного чтения, которую мы также выделили в рамках семинаров / вебинаров МИНОА в отдельную тему для изучения. Теперь наши студенты свободно ориентируются в данном вопросе, умеют отличать классическую систему скорочтения от техники RSVP, также наглядно представляют себе преимущества «метода точки оптимального распознавания». Каждый из алгоритмов чтения удовлетворяют определённые компьютерные программы, с работой которых мы знакомимся на занятиях МИНОА.

Наконец, кульминацией новых семинаров / вебинаров МИНОА стало глобальное переосмысление всего алгоритма и его подчинение ключевой задачи – созданию «сверхценного текста», теорию которого я разработал на основании идей, высказанных в середине 70-х годов румынским мыслителем и выдающимся романистом Марином Преда. Идеи Преды я адаптировал для условий гиперинформационного пространства нового – компьютерного – времени, а также дополнил и расширил его концепцию «художественной генерализации» эмфазой (эмоциональным выделением), которая выступает едва ли не ключевым условием индивидуализации креативного текста, отличающей её от «информативной журналистики» и голой «копипасты».

Переосмысление алгоритма МИНОА в контексте «сверхценного текста» неизбежно повлекло за собой учёт таких принципиальных критериев «истинности изложения» как насильственная деформация информационного пространства с помощью «пузыря фильтров» (Эли Паризер), а также потребовало разработать новые критерии для определения плагиата в условиях сверхнасыщенных информационных потоков.

Стоит ли говорить, что ничего из перечисленного в алгоритме МИНОА не существовало ещё пару месяцев назад? Это обстоятельство позволяет нам как никогда ранее позиционировать семинары / вебинары как абсолютно новый интеллектуальный продукт, лишь отдалённо связанный с теми разработками, которые легли в основу моего курса семинаров, прочитанного в Международном институте рекламы в 2007 году.

На формальном уровне все отмеченные выше дополнения привели к изменению дидактического плана занятий по МИНОА и перерисовке его интеллект-карты. Обновлённый план вы найдёте сегодня на портале minoa.biz, а mind-map я использую в качестве триумфальной коды к данной заметке :).

(кликните на изображение для увеличения)