011. Что скрывает ложь два раза

Вчера у меня был день кино – просмотрел три разных фильма подряд из скопившегося архива. Два замечательных (о них поговорим как-нибудь в другой раз), а вот третий – это что-то с песнями и плясками на могиле.

Называется фильм "Что скрывает ложь". Я прочел аннотацию, и меня сюжет заинтриговал: "Норман Спенсер (Харрисон Форд), учёный, исследователь и преподаватель, и его жена Клэр (Мишель Пфайффер) остаются одни — дочь Кейтлин уезжает в колледж. Их новые соседи Уоррен и Мэри Фьюр постоянно ссорятся, а потом слышны звуки бурной любви. Как-то ночью Клэр видит, как сосед под дождем вытаскивает свёрнутый ковер и кладет его в багажник автомобиля. Ей везде начинают мерещиться убийства, а потом она самым настоящим образом видит привидение — дух пропавшей год назад студентки Мэдисон Элизабет Фрэнк, учившейся в классе её мужа. Клэр видит убитую в реке и в ванне. Муж не верит ей, считая это последствиями аварии, когда Клэр на скорости врезалась в дерево. Психиатр же советует вступить с духом в контакт, что Клэр и пытается сделать вместе со своей подругой".

Садимся, значится, мы с дядюшкой смотреть фильм вполне себе культового и любимого Роберта Земекиса (чего стоит один только его "Форрест Гамп" или "Изгой") и видим вместо Харрисона Форда Николаса Кейджа, а вместо Мишель Пфайффер Николь Кидман. Вроде бы адекватная такая подмена, но – сюжет, сюжет! "История повествует о муже с женой, которых взяла в заложники четвёрка жестоких преступников, ищущих легкий способ заработать. Ситуация принимает новый оборот, когда раскрываются предательство и обман. Фильм отличается сложным психологическим сюжетом, в основе которого, возможно, главная идея – показать, как человеческие грехи (алчность, прелюбодеяние, ложь) легко усмотреть даже в самых близких и любимых людях только потому, что каждый судит по себе".

Из синопсиса, заимствованного на Википедии, в фильме нет ничего. Всё в этом описании неправда. От начала до конца: преступники не жестокие, а пародийные в стиле разбойников из детского фильма "Айболит 66" с Роланом Быковым; никакого предательства и обмана нет в помине, а есть лишь жалкая попытка заставить зрителей в эти обман и предательство поверить; сложный психологический сюжет – это то ли насмешка, то ли оскорбление интеллектуальных способностей зрителя. Ну и так далее. 

Однако поверх всей ущербности – катастрофически убогая игра актеров. Смотреть на Кейджа и Кидман без слез невозможно. Кейдж выглядит любительской пародией на самого себя (корчит трафаретные рожи, призванные выражать ярость, страх, обиду, подозрение), а игра Кидман вообще невыносима: начинаешь уже сомневаться, что в этой актрисе когда-либо был хоть гран таланта – до того бездарно всё это кривляние выглядит в старости (фильм 2011 года).

В общем даже не разочарование, а катастрофа. А ведь режиссер-то вроде приличный – Джоэл Шумахер ("Коматозники", "Клиент", "8 мм", "Двенадцать" и много еще чего хорошего). Но тут, конечно, проблема главная не в режиссере, а в проходной халтуре  сюжета из разряда "Быдло схавает". Такими сюжетами Голливуд испокон веков латает финансовые дыры в своем бюджете: выбирают звучные имена на главные роли (но так, чтобы рентабельно: великий актер / актриса, но уже стареющий, чтобы смета вышла подешевле) и клепают ходульную иллюстрацию пяти-шести Вечных Сюжетов – из тех, что всегда находят благодарный отклик в сердцах американских зрителей (тот, что используется в "Что скрывает ложь", называется Harassment  – "злодеи" долго-долго мучают и всячески издеваются над героями, но под конец справедливость торжествует, а "злодеи" непременно умерщвляются).

Ну а путаница с названиями возникла (уже в который раз) из-за совершенно омерзительной манеры россиянского проката (и так было всегда – даже не с 90-х годов, а много ранее) самовольно и нагло переименовывать фильмы под какой-то одному бесу известный трафарет. Фильм Роберта Земекиса называется "What Lies Beneath" (2000), фильм Джоэла Шумахера – "Trespass" (2011). Ну а для хамов-прокатчиков и то, и другое – "Что скрывает ложь". И в самом деле, что же она скрывает?