017. Нааг
Если бы меня спросили о самом ярком впечатлении от многолетнего пребывания в Индии, я, не раздумывая, ответил бы: "Встреча с Нааг!"
Событие это больше напоминало видение, чем переживание реальности, но от этого оно не утратило яркости и какого-то невероятного величия. Величия и мистической значимости. Уж не знаю, к добру ли была эта встреча в моей жизни или к печали, но она незабываема, а потому прекрасна.
Нааг, नाग, или точнее नागराज, "нааг-раадж", – это королевская кобра (Нагайна из "Маугли" Киплинга – от того же корня). Мне всегда казалось, что змеи – это, хоть и совершенно хтонические животные, но все же животные. Во всяком случае так я всегда относился к ужам и гадюкам, которые в большом количестве наполняли мое детство щекочущими переживаниями.
Встреча с Нааг изменила все стереотипы. И главное – я понял: королевская кобра – это не обыкновенная змея, а самое настоящее божество, выделенное в священном писании индуизма в особый класс – "наагов". Нааги, так же как асуры, подчиняют свою жизнь поиску Амриты, напитка бессмертия, ревностно охраняемого Дэвами (светлыми, не хтоническими божествами). С наагами ассоциируется идея обновления, поскольку они наделены силой регенерации: сбрасывают старую шкуру и получают новую. Способность возрождаться, обновляться и воскрешать делает наагов (равно как и асуров) земными божествами.

Наагам поклоняются как хранителям земных таинств. Они символизируют жизнь и время, текущее неизменно в одном направлении. Вся эта, однако, метафизика совершенно не понятна до тех пор, пока вам не доведется лицом к лицу встретиться с нааг-раадж – королевской коброй.
Пару лет назад в Северном Гоа мы ехали на скутере по шоссе вдоль побережья океана. Долгое время перед нами катился грузовичок, кузов которого был набит до отказа дорожными рабочими. Шоссе было узкое с интенсивным движением, поэтому обогнать грузовик не было ни малейшей возможности.
Неожиданно рабочие в грузовике стали бурно жестикулировать, указывая на противоположную обочину и возбужденно крича: "Нааг! Нааг!" Пару десятков метров, и грузовик остановился. Трудяги высыпали на землю и … замерли на месте. Мы с Настей тоже притормозили, пытаясь разглядеть то, что увидели рабочие.
Поначалу ничто не привлекло нашего внимания. На противоположной стороне дороги стоял дом с красивым садом, окруженным высокой оградой: бетонное основание полуметровой высоты, увенчанное редкими железными прутьями.
И тут я увидел ЕЁ! НААГ!! Больше всего меня поразило движение этого существа: королевская кобра совершала молниеносный бросок в сторону, выдерживала короткую паузу и тут же кидалась в другую сторону. Движение это повторялось три-четыре раза, после чего она выгибалась вертикально вверх, поднимаясь почти на метровую высоту, раздувала капюшон и … впивалась взором в дом! В следующий миг она бросала свое тело на землю и возобновляла магический танец: бросок вправо, бросок влево, вертикальный взлет и замирание!
Это невозможно описать словами, это нужно видеть! Нааг не двигалась, а … танцевала! Это был самый настоящий танец, завораживающий, античный, дикий и совершенно неземной. Дорожные рабочие вышли из оцепенения и принялись размахивать руками с удвоенной энергией, крича что-то многочисленным домочадцам, которые находились в саду и не видели нааг. Дважды уговаривать никого не пришлось: обитатели дома, едва расслышав обращенные к ним призывы, побросала дела и буквально вспорхнули на крыльцо своего жилища. Однако не спрятались за дверью, а лишь приоткрыли ее, держа как бы наготове, а сами повернулись в сторону ограды и замерли в ожидании.

Еще несколько магических пассов, и после очередного вертикального дозора нааг изменила паттерн движения и … нырнула через парапет – прямо в сад! Подобного испытания домочадцы не выдержали, метнулись в дом, и в следующую секунду дверь уже захлопнулась за последним из них.
Несколько минут нааг не было видно: похоже, она изучала внутренности сада, над которым по королевскому своему чину получила от хозяев дома безраздельную власть. Видимо, ничего интересного в саду не оказалось, потому что через пару минут нааг вынырнула – уже по другую сторону ворот, еще несколько бросков из стороны в сторону (на этот раз – не вздымаясь над землей и не замирая в стойке), и кобра скрылась за углом дома, растворившись в густой траве прилежащего поля.
Мое свидание с хтоническим божеством продолжалось от силы две минуты, но забыть их я не смогу до конца своей жизни. Даже не знаю, что больше всего поразило меня в нааг: магический узор движения, вводящий в гипнотический транс и парализующий волю к действию, или царственная уверенность, с которой существо впитывало в себя окружающий мир.
Я встречал много разных диких зверей в их естественной среде обитания, но всегда эти звери вели себя, как гости на чужом пиру: постоянно оглядывались с опаской по сторонам (не важно – хищники или жертвы по рождению), рассчитывая каждый шаг, стараясь не захватить лишнего пространства и будто бы свести свое присутствие в этом мире до минимума. Гости – очень точное слово.
И только нааг вела себя как хозяйка мира. Королева мира. Земное божество, поднявшееся на поверхность из своей хтонической обители по какой-то одной ей ведомой нужде.
Индусы вообще очень трепетно и почтительно относятся ко всякой живности. И всегда – без чувства высокомерного превосходства, свойственного западному человеку. Но встреча с нааг – это совсем другое. Мы все испытали даже не смирение, а благоговейное преклонение перед этим хтоническим существом.
P.S. Только сейчас понял, как далек был Киплинг от понимания индийского космоса, если додумался противопоставить всеми почитаемой божественной кобре жалкого хорька Рикки-тикки-тави!
Да, точно! С Каа там все правильно вышло :) Кстати, बंदर, бандер – обезьяна, लोग, лог – люди, народ. То есть "обезьяний народ" :)
“А город подумал, ученья идут” (с)
Как ни казалось Вам, Сергей, что кобра у себя дома и танцует, она исполняла классический “танец” защиты кобры, прижатой к стенке – то есть, когда она посчитала, что спастись бегством не удастся или будет более рискованно, чем защищаться. То есть, она не просто чувствовала себя в гостях, а в гостях, сидя (лежа в данном случае) на раскаленной плите. А уж кого-что она приняла за такую серьезную и неотвратимую опасность, дело десятое. А Голубицкий подумал… ;)
Да, и очень рад, что народ правильно оценил “сны разума” (бред, если грубо говорить) первого коментатора вкупе с Блавадской и Кастанедой. 8-)
А уж о мудрости змей вообще и королевской кобры в частности, которой у змей учились люди… мда, это даже не Блавадская, это еще хуже. :)